Версия для печати
СУД & ДЕЛО
ПОТЕРЮ СЕВАСТОПОЛЯ ЧФ РОССИИ НИЧЕМ НЕ КОМПЕНСИРУЕТ
В настоящее время в Севастополе дислоцируются 50 кораблей Черноморского флота России, в том числе: штаб Черноморского флота, 30-я дивизия надводных кораблей, 11-я бригада противолодочных кораблей, 197-я бригада десантных кораблей, 112-я бригада разведывательных кораблей, 41-я бригада ракетных катеров, 68-я бригада кораблей охраны водного района, 9-я бригада судов обеспечения, 37-я бригада спасательных судов, 63-я бригада ремонтируемых кораблей, 81-й полк морской пехоты, 17-й арсенал ВМФ. В Крыму также находятся 854-й отдельный береговой ракетный полк, 13-й и 91-й судоремонтные заводы, 1096-й зенитно-ракетный полк, 130-й центр радиоэлектронной разведки, 300-й отдельный батальон охраны, 1472-й военно-медицинский клинический госпиталь, 115-я комендатура охраны и обеспечения. В Каче - базируются 917-й смешанный авиаполк, 872-й отдельный противолодочный вертолетный полк, 859-й учебный центр морской авиации, отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения. В Гвардейском – 43-я отдельная морская штурмовая авиаэскадрилья. В Отрадном размещен 219-й отдельный полк радиоэлектронной борьбы. Судя по всему, президент Украины В. Ющенко, вопреки всем существующим соглашениям , нацелился на скорейшее изгнание из Крыма российского Черноморского флота. На политические решения Ющенко, помимо прочего, влияют стремление во чтобы то ни стало втянуть Украину в НАТО, роль «крестного отца наследника Президента Грузии», а еще - коммерческие интересы Лакшми Миталла. О некоторых из возможностей индийского магната поведал публике член правления и глава администрации по кадрам и связям с общественностью "Mittal Steel Кривой Рог" Франк Паннир, заявивший, что транснациональный концерн купит за четыре миллиарда долларов один из крымских морских портов, - разумеется, "при соответствующем разрешении правительства". В том, что Миталл это разрешение получит, сомневаться не приходится - он один из главных спонсоров "оранжевых". По мнению наблюдателей, Лакшми Миталла интересуют Керченский, Ялтинский и, особенно, Феодосийский и Севастопольский морские порты. О вынашиваемых украинской стороной планах организации транзита российских и казахских грузов через крымские порты (в ущерб интересам России) говорит и Ласло Сабов - директор компании Black Sea Shipping Service Ltd1. Дело за малым - выдавить российские базы из Крыма, одновременно осложнив ситуацию в Новороссийской ВМБ. Украина за аренду Черноморского флота от России получает около 98 млрд. долларов ежегодно, а Лакшми Миталл уже сейчас предлагает в три раза больше. В то же время, выполняя перед Михаилом Саакашвили «обязанности крестника его наследника», Украина уже поставила Грузии: 31 танк Т-72, 20 БТР-80, 40 БМП-2, 12 самоходных гаубиц «Акация», 10 самолетов Л-29, 9 вертолетов Ми-24, 2 Ми-8МТ, 2 Ми-4, комплекс РТР «Кольчуга», запасные части для вертолетов, 2 инженерные машины заграждения ИМР-2, 2 путепрокладчика БАТ-2. Киев успел поставить Тбилиси радиолокационные комплексы 36 Д6М, 4 зенитных ракетных комплекса «Оса–АКМ», четыре боевых катера советской и новоукраинской постройки (проектов 205П, 206МР, и 306). На весну 2008 года, по данным Минобороны России, украинские госкомпании планировали отправить в Грузию еще 25 БТР-80, 20 БМП-2, 6 ЗРК «Бук» (судя по тому, что именно этими ЗРК были сбиты российские самолеты, поставка состоялась), 50 ПЗРК семейства «Игла» и около 400 ракет к ним, 300 снайперских винтовок СВД, 10 тыс. автоматов АК-74, 1 тыс. РПГ-7В, 60 млн. патронов 5,45х39, 30млн. патронов 7,62х39, 5 тыс. выстрелов к РПГ-7В, а также противотанковые мины – 25 тонн, противопехотные мины - 70 тонн, 100 двигателей для танков Т-552. В первой половине 2008 года автомобильный завод из Кременчуга поставил в Грузию полторы сотни армейских большегрузных автомобилей Краз-6510, засветившихся в ходе недавнего вооруженного конфликта на Кавказе. Львиную долю поставок украинского вооружения режиму Саакашвили оплачивали за Грузию американцы. Товарооборот Украины с Соединенными Штатами до конца 2008 г. может составить 5,3-5,5 млрд. долларов. Десятую часть этого товарооборота Украина получила за вооружение, проданное в Грузию3. Главный штаб ВМФ РФ считает, что планов досрочного вывода сил Черноморского флота из Украины нет. Соглашение об аренде флотом территории Крыма действительно до 2017 года. В то же время еще в 1994 году на территории Краснодарского края был образован Новороссийский военно-морской район, а в 1997 году НВМР преобразовали в военно-морскую базу (НВМБ) в составе Черноморского флота России. В настоящее время в состав базы входят соединение кораблей охраны водного района, береговое ракетно-артиллерийское соединение, части тыла и судоремонта, а также ряд подразделений и служб обеспечения. Ранее зона ответственности Новороссийской ВМБ простиралась от государственной границы с Грузией на Черном море до госграницы с Украиной на Азовском море4. Сейчас - от государственной границы с Абхазией на Черном море. Условия базирования в Новороссийской военно-морской базе значительно хуже, чем в Севастополе. Зимой, в период штормов (с ноября по март) причалы на краю Цемесской бухты в зоне основного причального фонда базы не защищены ограждающими молами; стоять пришвартованным у них судам небезопасно, приходится бороться с постоянным обледенением или пережидать шторм в море. Севастополь выгодно отличается от Новороссийска не только хорошим причальным фондом, но давно функционирующей всей необходимой береговой инфраструктурой. В России не существует таких благоприятных условий для подготовки летчиков палубной авиации, как на Черном море. Именно поэтому в свое время в Саках был создан известный учебно-тренировочный комплекс НИТКА. Но Украина не всегда разрешала тренироваться полку летчикам морской авиации, поэтому было принято решение о строительстве нового комплекса подготовки палубных летчиков на территории России. В ближайшее время работы будут развернуты в Ейске. Возможно базирование существующего и перспективного авианесущего крейсера в Новороссийске. В настоящее время российским правительством при поддержке руководства Министерства обороны и командования Военно-морского флота реализуется федеральная целевая программа «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005-2020 годов», которая предполагает дальнейшее совершенствование морской и береговой инфраструктуры. В течение десяти лет район побережья и прилегающая к нему акватория должны быть оборудованы под базирование и ремонт всех типов кораблей и маневр силами флота. Это предполагает оборудование причалов длиной несколько километров и глубиной у причальной стенки до 13–14 метров, размещение погрузочно-разгрузочных средств, складов боеприпасов, прокладку трассы трубопроводов и нефтехранилища, подвод железнодорожных путей и энергетических линий. Для ремонта кораблей будут сооружены сухие доки и пирсы длиной в несколько километров. Кроме того, намечены оборудование и развертывание системы ПВО, позиции береговых ракетных частей, наблюдения, заграждения. Планируется, что к 2010 году завершится строительство ограждающих молов причального комплекса, которые, наконец, обезопасят стоящие у новых причалов корабли от штормовых волн. Появится не только возможность круглогодичного базирования всех кораблей в Новороссийске, но и возможность приема здесь кораблей первого ранга. Уникальность целевой программы «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005-2020 годов» состоит в том, что, возможно, что российский флот будет выведен из Крыма в 2017 году, а база в Новороссийске окончательно готова… только в 2020 году. Спрашивается: где будет находиться часть флота с 2017-го по 2020 год? Вопрос о перебазирования Черноморского флота на военно-морскую базу в Тартусе (Сирии) еще более сложен. Сирия в обмен на поставки вооружений дала согласие на расширение военно-морского присутствия России в Средиземноморском регионе. Начато углубление дна в сирийском порту Тартус, где в советские времена корабли 5-й оперативной флотилии проводили ремонт и пополнение материальных запасов. 5-я оперативная флотилия покинула Средиземное море осенью 1991 года. В 1999 году в Тартуский порт на короткое время заходили разведывательные суда Черноморского флота, осуществлявшие слежение за кораблями НАТО, участвовавшими в войне против Югославии. В нынешнее время в Тартусе дислоцируются пункт материально-технического обеспечения и временного базирования Черноморского флота (одна плавмастерская) и три плавучих причала ПМ-61. Одновременно российскими специалистами начаты работы по расширению порта и строительству причала в Латакии. Не исключено, что в дальнейшем опорный пункт российского флота в Сирии будет расширен и превращен в российскую военно-морскую базу. Конечно, наличие постоянной базы российского флота в Средиземном море решает попутно еще несколько стратегических задач. Во-первых, облегчает размещение боевых кораблей обеспечения после завершения срока аренды базы Черноморского флота в Севастополе. Во-вторых, в случае осложнений обеспечивает выход части сил Черноморского флота. И, наконец, позволяет не только усилить военно-морское присутствие России на постоянной основе на Ближнем Востоке, но и обеспечить безопасность с моря большей части сирийской территории. По неподтвержденным данным, командование российского Военно-морского флота планирует сформировать эскадру из боевых кораблей Черноморского флота во главе с ракетным крейсером «Москва». Эскадра будет действовать в Средиземном море на постоянной основе. Возможно, для защиты базы и прикрытия с воздуха будут развернуты ракетные комплексы большой дальности С-300 ПМУ-2 «Фаворит», которые будут эксплуатироваться российскими военнослужащими. Предполагаемая аренда ВМБ обойдется России примерно в 400-450 млн. долларов в год. На переходы из Черного в Средиземное море и обратно затрачиваются большие средства, невосполнимые моторесурсы кораблей. И база на побережье в Сирии могла бы значительно сэкономить эти ресурсы. Однако именно по экономическим показателям трудно представить, что Россия может одновременно выделять средства на оборудование двух военно-морских баз в Новороссийске и Тартусе, как бы это ни было выгодно в геополитическом плане и как бы этого не хотелось некоторым политикам. Понятна ностальгия нынешнего командования ВМФ России по былому могуществу советского Военно-морского флота, когда оперативная бригада Северного флота использовала для базирования порты Конакри (Гвинея) и Луанду (Ангола). В Индийском океане 8-я оперативная эскадра Тихоокеанского флота имела пункты материально-технического обеспечения в портах Аден и островах Сокотра (Йемен), Дахлак (ныне Эретрея), Бербера (Сомали). Сегодня же реально можно говорить только о каком-то усилении пункта материально-технического обеспечения Черноморского флота в Тартусе для решения оперативно-тактических задач. Наконец, уже сейчас обсуждается возможное размещение российских боевых кораблей на абхазском побережье. Ставится вопрос о военно-морской базе или, как минимум, пункте ремонта в Абхазии. Приемлемыми для базирования Черноморского флота считаются порты Сухуми и Очамчира (как база ремонта). Главный вывод, который может быть итогом всего вышесказанного, состоит в следующем: потеря Севастополя как главной базы Черноморского флота России не может быть компенсирована никаким иным вариантом базирования флота. ______________________________ 1 «Портовые мощности Азово-Черноморского бассейна: развитие и конкуренция". Выступление на III-м международном форуме "ЮгТранс-2008. 2 Виталий Денисов. Кто вооружал Грузию. «Красная звезда», 11.08. 2008г. 3 Товарооборот Украины со США. Киевский центр политических ислледлований.10.09.2008. http://www.analitik.org.ua/current-comment/economy/48c79e550936c/ 4 Виктор Пятков, Южный форпост России. «Красная звезда» 16.09.2008 г. ______________________________ Анатолий ЦЫГАНОК, «Фонд стратегической культуры»
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |