Версия для печати
ПОЛИТИКА
ПРИБЛИЖАЯ ПОБЕДУ: СМЕРТЬ ШПИОНАМ
Главное управление контрразведки ГУКР Смерш (Смерть шпионам) было создано 19 апреля 1943 года на базе Управления особых отделов Народного комиссариата внутренних дел СССР. Возглавил новую спецслужбу комиссар госбезопасности 2-го ранга Виктор Абакумов, который подчинялся непосредственно наркому обороны и Верховному Главнокомандующему Сталину.
Главными задачами Смерша была борьба с вражескими агентами и диверсантами, предотвращение их проникновения в тыл и советские органы, перевербовка захваченных агентов и использование их в радиоиграх с противником, выявление дезертиров и предателей в рядах Красной армии, а после окончания войны – поиск изменников родины, проверка военнопленных и репатриантов. За три года своей деятельности контрразведчики Смерша задержали более 30 тысяч агентов абвера и гестапо, обезвредили около 10 тысяч вражеских диверсантов и террористов. Контрразведчики действовали в боевых частях на передовой и в советском тылу. Группы Смерша и разведчики-одиночки забрасывались во вражеский тыл, проникали в немецкие разведшколы. Только за первый год своей деятельности в гитлеровские разведорганы были внедрены 75 разведчиков Смерша, 38 из них, выполнив задание, вернулись назад. Советский Союз получил сведения на сотни подготовленных немцами диверсантов и шпионов, 176 из них были сразу же арестованы после проникновения на советскую территорию, 85 сдались добровольно и затем участвовали в поставке дезинформации немецкой разведке.
Руководитель Смерша комиссар госбезопасности 2-го ранга Виктор Абакумов
Одним из известных смершевцев был лейтенант Александр Козлов, судьба которого положена в основу фильма «Сатурн почти не виден». Внедрившись в абверовскую разведшколу, он завербовал 17 готовившихся агентов, раздобыл множество секретной информации, а в 1945-м вышел к частям Красной армии.
Сотрудники Смерша Успешных операций, проведенных Смершем, множество. В сентябре 1943 в Подмосковье, Курской и Воронежской областях контрразведчики задержали 28 фашистских диверсантов, имевших с собой взрывчатку, выполненную в виде кусков угля, которую они должны были подбрасывать в угольные штабеля на железнодорожных станциях. Захваченные вражеские радисты использовались в радиоиграх с абвером. Радиоигры успешно проводились и до появления СМЕРШ, но десятки захваченных вражеских агентов перевели их на более масштабный уровень. В 1943-45 годах в радиоиграх Смерша участвовали 157 перевербованных связных абвера. Продуманную дезинформацию для радиоигр разрабатывала специальная группа Оперативного управления Генштаба во главе с генералом Сергеем Штеменко. Одна из наиболее известных радиоигр Смерша – операция «Березино». В ходе этой операции в 1944 году советский разведчик Александр Демьянов сообщил руководству абвера о том, что в белорусских лесах в районе реки Березины скрывается крупная группа гитлеровцев под командованием подполковника Шерхорна. Немцы поверили этой информации и до самого окончания войны поставляли этой мифической группировке оружие, продовольствие, боеприпасы, сбрасывали парашютистов, которые тут же попадали в руки контрразведчиков и продолжали игру. В ходе всех радиоигр за время войны удалось задержать около 4 тысяч вражеских диверсантов. Благодаря деятельности Смерша, были спасены жизни десятков тысяч красноармейцев.
Немецкий радист ведёт радиоигру со своим руководством Известной операцией Смерша является предотвращение покушения на Сталина и высшее руководство СССР в 1944 году. В мае 1942 года на сторону немцев добровольно перешёл командир роты Политов (Таврин). В концлагере он выполнял задания гестапо, внедрялся в подпольные группы и сдавал их участников фашистам. Проник в русские эмигрантские круги и там тоже занимался провокационной работой, передавая фашистам сведения о Сопротивлении. После окончания разведшколы Таврина и его жену Шилову стали готовить для заброски в советский тыл с целью убийства Сталина и, по возможности, Молотова, Берию и других руководителей. Для выполнения задания немецкие инженеры разработали портативный реактивный гранатомет «Панцеркнакке» со снарядом кумулятивного действия, крепившийся к руке. Также диверсантов снабдили пистолетами с разрывными и отравленными пулями, мощной магнитной миной с дистанционным управлением, радиостанцией, десятками бланков различных документов.
Реактивный гранатомёт «Панцеркнакке» Таврину изготовили документы на имя заместителя начальника отдела Смерша 37-й армии, а радистке Шиловой – документы младшего лейтенанта медслужбы. Для Таврина нашли подлинные ордена Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Красной Звезды, две медали «За отвагу» и золотую Звезду Героя, снятые с погибших советских офицеров. Изготовили даже газету «Правда», в которой был напечатан указ о награждении его званием Героя. По задумке фашистов, Таврин с женой добираются на мотоцикле до Москвы, обустраиваются там, а затем Таврин находит способ попасть на какое-то заседание с участием Сталина, либо он должен выстрелить в его машину из гранатомёта, снаряд которого пробивал 45 мм броню. Но вся эта подготовка не спасла диверсантов от провала. Для проведения данной операции немцы забросили в советский тыл группу из трёх парашютистов, которые должны были выбрать площадку для приземления самолёта с террористами. Парашютисты добровольно сдались в руки контрразведчиков и стали работать на советскую разведку, передавая сведения о подготовленном аэродроме немцам.
П.И. Таврин и Л.Я. Шилова перед заброской в СССР 5 сентября 1944 года транспортный самолёт «Арадо» вылетел из Риги с четой диверсантов и направился к Смоленску. Во время пересечения линии фронта он попал под обстрел советских зенитчиков, но продолжил полёт. То ли немцы почувствовали подвох, то ли лётчик не увидел зажжённых на аэродроме сигнальных костров, но самолёт приземлился на другой площадке. Поняв, что ожидание бесполезно, смершевцы подняли по тревоге все части и милицию в районе предполагаемой высадки диверсантов. В это время Таврин выкатил из самолёта мотоцикл и террористы отправились к Москве. На шоссе Ржев-Москва на мотоциклистов наткнулся начальник Кармановского отдела НКВД старший лейтенант милиции Ветров. Документы у них были в порядке, на груди майора Таврина блистал целый «иконостас» боевых наград и Звезда Героя. Но лейтенанта смутило то, что во время проливного дождя одежда супругов была почти сухой, хотя, по их словам, они проехали почти 200 км. Ветров предложил майору Таврину проехать до райвоенкомата, чтобы поставить отметку о выезде из прифронтового района. Немецкий агент согласился, будучи уверен в безупречности своих документов. Но в Карманово за него взялись сотрудники Смерша. В Москву был послан запрос о майоре Таврине, командированном в столицу. Из Москвы ответили, что такого майора в Смерше нет, и никто его в командировку не отправлял. Контрразведчики проверили мотоцикл и нашли в нём целый арсенал оружия, рацию, 428 тысяч советских рублей, печати и бланки документов. На этом эпопея диверсантов завершилась. Позднее их использовали в радиоиграх.
Немецкий агент Таврин в форме майора Красной армии После капитуляции Германии Смерш занимался поисками нацистских преступников и секретных документов фашистов. На территории СССР смершевцы боролись с бандеровским подпольем и прибалтийскими нацистами. 12 мая 1945 года началась масштабная операция по зачистке тыла от гитлеровских пособников. В ней приняло участие 37 дивизий, в каждом батальоне был офицер Смерша. В результате этого прочёсывания тысячи коллаборационистов были либо уничтожены, либо переданы в трибунал.
Отряд смершевцев в поисках бандеровцев За время Великой Отечественной войны погибли более 6 тысяч сотрудников Смерша, ещё сотни пропали без вести. Четверо офицеров были посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. В 1946 году Смерш был расформирован и вошёл в состав Министерства госбезопасности СССР в качестве самостоятельного главного управления. После смерти Сталина судьба большинства руководителей Смерша была трагичной. При Хрущеве руководителя самой эффективной советской контрразведки расстреляли. Были репрессированы начальники особых отделов всех фронтов. Советская разведка и контрразведка были фактически обезглавлены. Для того чтобы вернуть им эффективность, понадобились долгие годы. Глава ЦРУ Аллен Даллес так оценивал деятельность Смерша: «Информация, которую добывали советские разведчики во время Второй мировой войны, содействовала военным успехам Советов и представляла собой такого рода материал, который является пределом мечтаний для разведки любой страны».
Источник: Лев Котляренко, «Одна Родина»
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |