Версия для печати
ПОЛИТИКА
ДВА МАЙСКИХ ПАРАДА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ: 1941 И 2019
Парад 1 мая 1941 года вошел в историю как последний парад довоенного времени. Пройдет чуть более полутора месяцев, и СССР перейдет в другое измерение своей истории. Так уж исторически сложилось, что в мае на Красной площади проходят военные парады. В советское время парады были 1 мая, а в постсоветское – 9 мая. Несмотря на то, что и в том и в другом случае парады были военными, их смысловое «наполнение» сложно назвать схожим. Что будет 9 мая 2019 года на Красной площади, всем нам хорошо известно по парадам прошлых лет: будет продемонстрирована военная техника в основном советской разработки, разбавленная несколькими образцами техники, сделанной уже после распада СССР. Например, штучными истребителями Су-57, штучными боевыми машинами на платформе «Армата», ЗРК «Панцирь», бронеавтомобилями «Тигр», да впервые примут в параде разработанные в Чечне багги «Чаборз». 27 лет прошло с момента упразднения СССР, но по-прежнему техника советской разработки преобладает в российской армии и ВВС. То же самое можно сказать и про флот – все крупные корабли российского ВМФ родом из СССР. Так что, когда 9 мая мимо спрятанного за фанерными щитами мавзолея Ленина поедет военная техника, подавляющая её часть будет родом из того самого государства, мавзолей создателя которого власти который год стыдливо прячут за щитами. Видимо, ощущалось и вождями Советского Союза, которые перед войной провели колоссальную работу, чтобы встретить её во всеоружии. 1 мая 1941 года над Красной площадью пролетели первые серийные бомбардировщики Пе-2. Незадолго до этого, в марте, выдающийся авиаконструктор В.М. Петляков был награжден за разработку этого самолета Сталинской премией. А в грядущей войне «пешка» стала самым массовым советским бомбардировщиком и одним из символов Победы. Но тогда, в мае, провожая взглядом пролетающие Пе-2, никто и подумать не мог, какая судьба ожидает этот самолет.Пройдет по Красной площади известная по прежним парадам бронетехника: легкие танки Т-26 и БТ, средние Т-28 и тяжелые Т-35. Иностранные военные атташе не увидят в танковых колоннах ничего нового, но в мае 1941 года наибольший интерес для них будут представлять не те танки, что прошли на параде, а те, которые не показали – средние Т-34 и тяжелые КВ. И вот этим парад 1941 кардинально отличается от парада 2019 года – сейчас показывают то, чего в войсках либо ещё нет, либо кот наплакал, а в 1941 году наоборот, не показывали танки, которые в войска поступали уже сотнями и тысячами. И которые стали для солдат вермахта неприятным сюрпризом всего через пару месяцев. Разумеется, «за кадром» парада 1941 остались достижения советских верфей. В СССР было начато строительство трех суперлинкоров класса «Советский Союз», в декабря 1940 года на Балтике в строй вступил новейший крейсер «Максим Горький», а на Черном море заканчивал приемо-сдаточные испытания его однотипный собрат «Молотов». А ввод в строй эсминцев и подводных лодок в СССР давно уже стал чем-то само собой разумеющимся и выдающимся событием не считался. Стоит отметить, что с момента упразднения Российской империи прошло 24 года и 19 лет с момента окончания Гражданской войны. Если кто позабыл, то в результате обеих войн СССР досталась полностью разоренная промышленная и порванная в клочья экономика. Что, согласитесь, сильно контрастирует с теми тепличными условиями «новой и свободной» РФ, которой от Союза достался огромный и практически не разрушенный промышленный потенциал, уничтожать который потом долго пришлось гайдаровско-ельцинским «реформаторам» с ликвидационной зондеркомандой «эффективных менеджеров». Стоит ли удивляться, что в СССР через 19 лет после окончания Гражданской войны на стапелях находились три сверхлинкора и тысячами выпускались Пе-2 и Т-34, а в нынешней России не могут починить один-единственный авианосец «Адмирал Кузнецов», потому что утонул плавучий док, где авианосец проходил ремонт. И что хваленый танк «Армата» собирают чуть ли не по штуке в полгода. И что истребитель Су-57 рискует стать самым малотиражным в мире самолетом пятого поколения. А все потому, что – «денег нет, но вы держитесь». Попутно обрушиваются и другие напасти – внезапно горит оборонный завод «Красмаш», да не просто горит, а обрушивается 2,5 тыс. кв. метров кровли. А уж сколько вскрывается случаев «исчезновения» бюджетных денег, выделенных на оборонку? А сколько не вскрывается… Когда 22 июня 1941 года на СССР было совершено нападение гитлеровского Евросоюза, у страны был такой запас прочности, что даже потеряв сотни предприятий в европейской части страны, Советский Союз в самом тяжелом для себя 1942 году выпускал танков больше, чем вся Европа. То же самое относилось к артиллерийским орудиям и самолетам. А под конец войны промышленность СССР разогналась до такой скорости, что выпускала вооружение в таких количествах, что с избытком перекрывала нужды армии, и долго потом это оружие использовалось по всему миру. До сих пор в некоторых странах воюют танки Т-34 и стреляют выпущенные в войну пушки и пулеметы. Страшно представить, что будет сейчас, если, не дай бог, начнется война. Которая физически может и не ощущается сейчас, как в мае 1941-го, но о которой говорят много и пугающе постоянно. Если в мирное время не хватает денег на Су-57 и «Армату», если в мирное время постоянно что-то мешает выпускать современную технику, то что будет в войну? Если хотя бы один американский дрон прорвется сквозь систему ПВО и, пульнув двумя «хеллфайерами», обрушит остальную часть крыши у того же «Красмаша»? А если прорвется не один дрон, а сотня «томагавков» и тысяча самолетов? Куда им надо прорваться, «партнеры» прекрасно знают. Ведь на многих предприятиях кто проводит аудит? А сколько и каких данных было получено «партнерами» в «святые девяностые», когда им сливалась любая информация и в каком нужно объеме. У нас же в те годы все дружно стали пацифистами и с самых высоких трибун заявляли, что врагов у нас больше нет, кругом одни друзья. Вот сначала друзья придвинули границу НАТО к Пскову, теперь придвинут к Белгороду и Воронежу, да и дальше будут действовать так, как считают нужным. И пара десятков «армат» и Су-57 их вряд ли сильно испугают. Как и малочисленные небольшие кораблики, хоть и вооруженные «Калибрами». Вот именно этим и отличается майский парад 1941 года от парада 2019-го года.Когда над Красной площадью пролетят советские Ту-22 и Ту-160, это будет смотреться впечатляюще, вот только зададимся вопросом – а сможет ли сейчас тыл обеспечить ремонт и модернизацию этой техники? Да и не только этой. Когда в мае 1941 года над Красной площадью пролетали МиГ-3 и Пе-2, никто не сомневался, что в случае войны армия будет опираться на крепкий тыл, и так оно и вышло. Именно тыл обеспечил выпуск более 11 тысяч Пе-2, которые засыпали бомбами врага и внесли ощутимый вклад в Победу. Да и сотни тысяч бомб тоже произвел тыл, как и 90 тысяч двигателей М-105 для Пе-2 и других советских самолетов. А сколько двигателей для Ту-160 сейчас способен произвести тыл? Два-три в год? И много с таким тыловым обеспечением навоюешь? Конечно, военный парад на Красной площади – это всегда замечательное и волнующее зрелище. И повод гордиться страной. Той самой, которая разработала и выпустила такие самолеты, как Су-27 и его модификации, МиГ-29, Ту-22 и Ту-160, Ил-76 и Ан-124. Уже давно нет этой страны, но её оружие, созданное великими конструкторами и инженерами, до сих пор даёт повод ей гордиться. Потому что больше, увы, гордиться нечем…
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |