Версия для печати
ПОЛИТИКА
УЖЕ В 2020 ГОДУ УКРАИНА ПОТЕРЯЕТ КОНТРОЛЬ НАД ТРАНЗИТОМ ГАЗА
Американцы и англичане захватывают контроль над ГТС Украины О том, что Запад не собирается отказываться от планов, связанных с Украиной, ясно свидетельствует состояние украинской энергетики: в атомной отрасли США уже полностью контролируют постепенный переход АЭС на топливо Westinghouse и строительство хранилищ отработанных топливных сборок. Однако этим дело не ограничивается. Одна из основных целей, на которую работают эмиссары «глубинного государства», – получение контроля над транзитом газа через территорию Украины в Европу. С момента назначения закрытым постановлением правительства Гройсмана от 22 ноября 2017 года нового состава наблюдательного совета директоров Национальной акционерной компании «Нафтогаз України» дело движется успешно. Из семи членов этого совета четверо – иностранцы; возглавляет совет Клэр Споттисвуд (Clare Spottiswoode), в далёких 90-х работавшая председателем регуляторного органа Великобритании по вопросам газоснабжения, а ныне руководящая компанией Gas Strategies, которая занята консультированием и подготовкой руководящих кадров по программе «глобальной газовой и СПГ-индустрии». В Киеве миссис Споттисвуд трудится над перехватом управления нефтегазовым сектором Украины под вывеской его реформирования. Членом наблюдательного совета директоров НАК «Нафтогаз України» является и Амос Хохштейн (Amos Hochstein), специальный представитель США по международным энергетическим вопросам, бывший помощник госсекретаря по энергетическим ресурсам (при президенте Бараке Обаме). И Споттисвуд, и Хохштейн действуют напористо, но без огласки. Лишь несколько решений наблюдательного совета директоров НАК «Нафтогаз України» были оглашены: о премиальных $46,3 млн «за победу в Стокгольмском арбитражном суде»; о рекомендации руководству по поводу привлечения услуг транснациональной корпорации PricewaterhouseCoopers (штаб-квартира в Лондоне) «для ускорения отделения оператора ГТС»; о «дорожной карте» т. н. анбандлинга – разделения транспортировки и хранения газа. Эта «дорожная карта» заслуживает отдельного внимания. В ней и кроется схема перехвата Западом контроля над украинским транзитом: оператор «Магистральные трубопроводы Украины» не будет входить в состав группы компаний «Нафтогаз», ему поэтапно будут переданы газотранспортные активы (ГТС). PricewaterhouseCoopers займётся одним из этапов – сначала в «Укртрангазе» будет создан отдельный филиал, которому передадут газотранспортную систему, потом этот филиал получит статус юридического лица в составе НАК «Нафтогаз України», а затем, после окончания контракта с российским «Газпромом», оператор ГТС будет вынут из структуры «Нафтогаза». Согласно «дорожной карте», оговорённой специальным меморандумом между наблюдательными советами НАК «Нафтогаз України» и ПАО «Магистральные трубопроводы Украины» (здесь тоже рулят иностранцы), анбандлинг завершится 1 января 2020 года – с этого момента транзит газа будет считаться полностью выделенным из группы компаний «Нафтогаз». Новым оператором, в руки которого передадут ГТС, станут «Магистральные трубопроводы Украины». С 2020 года транзит газа через Украину можно будет полностью контролировать из-за рубежа. В меморандуме сказано, что до конца 2019 года компания «Магистральные трубопроводы Украины» не станет проявлять активности как оператор ГТС, а все ключевые решения по поставщикам газа и потенциальным инвесторам будут приниматься после консультаций с наблюдательным советом НАК «Нафтогаз України» (то есть с Амосом Хохштейном и Клэр Споттисвуд). Похоже, американцев и англичан не отпускают опасения, что в процессе анбандлинга Украина всё же может «соскочить» и заблокировать план перехвата контроля над транзитом газа. Украинская газотранспортная система – курица, несущая золотые яйца. Даже при снижении её загрузки после 2019 года, когда закончатся или будут расторгнуты контракты с «Газпромом», те представители украинской власти и бизнеса, которые сидят на трубе, при трубе и у трубы, могут посчитать, что этим их личное благополучие обеспечено, а потому анбандлинг может вылиться в борьбу за сохранение контроля над оператором ГТС украинскими олигархами, включая их попытки договориться с Россией. Запад это предусмотрел, укрепив иностранцами наблюдательный совет ПАО «Магистральные газопроводы Украины» – из пяти директоров всего один имеет украинский паспорт. Однако впереди – выборы, смутное время, в рейтингах лидирует «газовая принцесса» Юлия Тимошенко, которая уже пообещала вообще ликвидировать НАК «Нафтогаз України» и всё, что до сих пор успешно создавали Амос Хохштейн и Клэр Споттисвуд. «Для правления этой коррумпированной продажной власти осталось полгода. Через полгода первое, что мы сделаем, – ликвидируем «Нафтогаз» как ненужного посредника. А также, если «Нафтогаз» создаст другие посреднические структуры, а он сейчас планирует это сделать для продажи природного газа украинцам… Всё это будет ликвидировано», – заявила Тимошенко избирателям. В «Нафтогазе» всполошились. Главная опасность, которая сейчас исходит от Юлии Владимировны, – шум вокруг проекта перехвата контроля над украинским транзитом. В этом вопросе Тимошенко разбирается, она отлично понимает, чем заняты иностранные директора в наблюдательных советах НАК «Нафтогаз України» и ПАО «Магистральные газопроводы Украины». А лишняя суета вокруг судьбы украинской ГТС совершенно не нужна – перед выборами этот вопрос рискует стать таким же чувствительным, как продажа украинских чернозёмов. Возможность полностью контролировать транзит газа через Украину для Амоса Хохштейна и иже с ним ценна не сама по себе, а в рамках стратегии вывода СПГ США на европейский рынок и некоторые постсоветские страны. Поэтому для тех, кто сегодня занят планом захвата ГТС Украины, важно сохранить существующий в Киеве режим. Исходя из этого и имеет смысл строить прогнозы в отношении будущих президентских выборов. Что случится с ГТС Украины после того, как наступит 1 января 2020 года, уже не будет зависеть от Киева. Возможно, украинская стратегия Амоса Хохштейна предусматривает на несколько лет обеспечение страны российским газом, выданным за «транзит», – пока младоевропейцы не перейдут на американский СПГ из Хорватии и Польши (терминал на острове Крк планируется ввести в строй в ближайшие два года, а СПГ-терминал в польском Свиноуйсьце уже построен). Дальше Украине наверняка придётся оказаться в компании стран «Троеморья» и покупать СПГ у Польши или Венгрии. Так выглядит диверсификация по-американски. Политический контроль США подразумевает полную энергетическую зависимость Украины от её американской метрополии. Ничего другого ожидать не стоит. Источник: Арина Цуканова, «ФСК» Версия для печати Обсудить на форуме (0) |