В принципе, ничего особого в действиях России, признавшей независимость Абхазии и Южной Осетии, нет. Разве только факт активной защиты своих национальных интересов после долгих лет отступления. Признав независимость Абхазии и Южной Осетии, Россия - объективно - запустила цепную реакцию для такого рода актов по всему миру. Осталась ли теперь в мире сила, к которой можно апеллировать сторонникам территориальной целостности и нерушимости границ?
США «учредили» Косово, поправ международное право. Россия не внесла в эту практику ничего нового. Она спасла осетин и абхазов от геноцида, но, по факту, также нарушила международное право. А это - очень серьезная заявка. Теперь у сильных мира сего - свое международное право. У слабых осталась трибуна давно уже бесполезной ООН.
Во внешнеполитической системе координат решение признать Абхазию и Южную Осетию ставит Россию в положение игрока, который готов нарушать правила игры. Да, правила игры уже были нарушены другими игроками, прежде всего США. Но до вчерашнего дня Россия выступала их защитником, апеллируя к Уставу ООН и ключевой роли Совета Безопасности в утверждении законности тех или иных действий стран на мировой арене. Но кто теперь будет защищать правила игры?
Похоже, что мир вернулся на путь биполярности (или многополярности), когда сильные игроки делают в своей «зоне влияния» все, что считают необходимым. Завтра снова может последовать подобное решение в любой точке Земного шара. Это может быть Приднестровье, Курдистан или какая-нибудь нефтеносная провинция в Африке. Эпоха стабильности границ окончилась и надолго. Это реальность с 26 августа 2008 года. Теперь каждый сам за себя и все готовы к борьбе.
Военная победа на Кавказе снова делает «особость» России реальностью современного мира. Уже приостановлено сотрудничество с НАТО и фактически заморожены переговоры о ВТО. Россия хочет сделаться тем игроком, на которого будут, как она думает, равняться все униженные и оскорбленные нынешним мировым правопорядком. Программа-минимум РФ - снова взять под контроль пространство бывшего СССР. Ради такой цели можно пойти и на конфликт, тем более России здесь никто реально противостоять не может.
По сути, наибольший вызов России бросает та часть человечества, которая гордо именует себя «Западом». Но западный мир никогда не был единым. Зависимость ЕС от российских ресурсов была четко просчитанным элементом стратегии России, когда она начала активную фазу программы «вставания с колен». Потому реакция Запада в целом и Евросоюза в частности, была предсказуемой - никаких практических действий на фоне трескучей антирусской риторики.
Однако США и Европа отказались от помощи безумному Михо по разным соображениям: ЕС вообще ведет сибаритскую политику, он привык воевать чужими руками, в последние десятилетия - американскими. Проблемная Грузия зажравшимся европейцам просто ни к чему. Разве что тамошний нефтепровод. Но о том, что даже следующее правительство в Тбилиси не отдаст этот нефтепровод России, Европа может не беспокоится. Грузины обиделись надолго и Брюссель может спать спокойно. Он снова сохранил лицо, не потратив ни евро и тем более не пролив ни капли крови своих граждан в защиту какого-то там Саакашвили.
А вот США, не зависящие от российских ресурсов, «сдали» Саакашвили просто по итогам боевых действий и политических последствий его глупой агрессии. Они убедились в его истеричности и бездарности, и бросились разруливать ситуацию, когда российские танки уже были под Тбилиси. Угроза прямого конфликта с Россией в расчеты США, конечно же, не входит. Потому отделению мятежных республик они даже рады. Снимается проблема нового военного конфликта, явно безнадежного ввиду российского доминирования в регионе. Заодно Грузию можно принимать в НАТО, мотивируя это российской угрозой.
Однако равновелики шансы того, что Грузию «сдадут» и в этом вопросе. Да, она сохранит вассальный от Вашингтона статус, но делать членом Альянса ее никто не будет. Зачем раздражать Россию, если перевес в регионе очевиден? Американское присутствие в Грузии станет очевидным элементом торгов Белого дома и Кремля. Например, в вопросе размещения на грузинской территории комплексов ПРО. Благодатнейшая тема для переговоров (читай - внешнеполитических торгов и спекуляций)! А грузины опять станут всего лишь объектами политики сверхдержав и заложниками новой «холодной войны».
Решительность, с которой Российская Федерация за последние три недели переформатировала свою международную политику, заставляет предполагать два варианта мотивировки этих событий, каждый из которых одинаково вероятен. Первый состоит в том, что у России есть некая стратегия своего нового позиционирования в мире, и каждый последующий шаг направлен на ее реализацию. Второй вариант заключается в том, что у России такого сценария как раз нет, и действует она по инерции. Этот вариант означает, что инерция будет длиться до тех пор, пока на ее пути не окажется некое препятствие. В современном мире таких несколько: Запад, мусульманский мир, Китай.
«Наезды» РФ в первую очередь направлены против Запада, хорошие отношения с которым выгодны лишь высшей прослойке российской буржуазии. Потому единственное, чего реально может опасаться впавшая в победный раж российская верхушка, это «выдавливание» ее капиталов из оборота западных стран. Однако для минимизации таких рисков существуют хитроумные биржевые и финансовые лазейки, о которых российское руководство наверняка давно уже подумало.
Фактическое закрепление существующего статуса Абхазии и Южной Осетии мало что решает в плане геополитики: они и так находились в зоне российского влияния. Важно другое - Россия начинает этим новое противостояние с той частью мира, которая бросает ей наибольший вызов. Запад пока не готов принять столь радикальный вызов.
У него продолжается борьба с последствиями синдрома неожиданности. Запад расколот и не готов к противостоянию (а тем более, войне) с Россией, видя ее бессмысленность и будучи частично (ЕС) завязан на российские энергоресурсы. Официально признав независимость Южной Осетии и Абхазии, Россия подтвердила, что отныне она намерена действовать как суверенное государство, и уже пожинает первые плоды такого решения.
Альтернативы российским нефти и газу у ЕС пока почти нет - в отличие от России, которая вполне может переориентироваться на Китай. Международного сообщества, о котором мечтали в начале 1990-х, не существует. Даже в период активных боевых действий в зоне грузино-осетинского конфликта США не смогли обеспечить относительное единство стран Запада. Позиция Франции, Италии, Германии существенно отличалась от позиции Белого Дома.
Потому Москва может вообще ни о чем не беспокоиться, и молча продолжать делать свое дело. Если же против России и будут предприняты какие-либо ограничения, то какие могут быть их реальные последствия? Разве что мнимые.
Российская газета «Ведомости», осколок либеральничающих кругов московской интеллигенции, тревожно констатирует: «Конфронтация с Западом не скажется на торговле нефтью и газом, но способна окончательно погубить модернизационную идею. Конфронтация потребует мобилизации ресурсов, оправдываемой существованием внешнего врага. Вялые и непоследовательные реформы остановятся совсем. В условиях дорогой нефти это не кажется руководству страны страшным. Но в результате мы остаемся ресурсной экономикой со всеми ее особенностями. Мы остаемся ресурсным придатком того самого Запада, с которым разругались, отложив в долгий ящик все планы инновационного развития».
Так-то оно так. Только у России судьба такая - особый путь. Необходимую модернизацию можно проводить и в условиях опоры на собственные ресурсы. И вообще: кто сказал этим либералам, что Медведев собирается закрыть страну на ключ? Да флаг им в руки, если захотят свалить на милый их сердцу и душе Запад - пусть валят. С инвестициями в Россию все будет в порядке. И с туризмом. Бизнес есть бизнес. Кто захочет работать с Россией - будет. Так что незачем пугать других своими собственными страхами!
Россия готова к риску. Она готова стать обновленным полюсом нового мира. Мира, который она сама начинает активно формировать. И в котором Украина автоматически входит в зону ее влияния. Споры об этом в исторической перспективе просто неуместны. И если нужно будет расколоть наше наспех склеенное в 1919 году большевиками «государство», Россия и США договорятся об этом. Без крови, но пролив уйму чернил.
Ибо мы тоже - субъект в извечной борьбе двух полюсов. У нас - своя судьба. Выбирать, c кем быть, тоже только нам. И к будущему следует готовиться уже сейчас. А будущее это двузначно - либо мы полностью отходим в сферу влияния РФ (что является позитивным сценарием), либо страна, как уже множество раз утверждалось, неизбежно раскалывается на две части со своим собственным путем (что можно считать сценарием негативным). В любом случае, события последнего месяца ставят нас перед выбором - с кем мы, жители Украины? И на что мы готовы?
Ответ у каждого свой. И потому в конфликте за Украину у каждого будет свой путь. Важно одно - не идти против исторической неизбежности.
Петр Баобабов, From-UA
Комитет