Один из самых актуальных вопросов сейчас: что ждет Михаила Саакашвили в ближайшей перспективе, сохранит ли он президентское кресло, станет ли подсудимым международного трибунала? Много спорят о репутации тбилисского фюрера, точнее, о том, осталось от нее что-то или нет. Предлагаю свою версию.
Саакашвили собирался войти в историю как этакий Давид Строитель демократического разлива. Он очень хотел, чтобы его почитали на родине и уважали и ценили за рубежом. И казалось, у него действительно есть шанс занять в истории вполне себе приличное место. Во всяком случае, Мишико выглядел более успешным и эффективным президентом, чем Эдуард Шеварднадзе и тем более Звиад Гамсахурдиа. И дело тут не только в помощи США и грамотном PR.
Однако обо всем этом нужно говорить в прошедшем времени. Теперь Саакашвили обрек себя на историческое бесчестье. С одной стороны, бесспорно, он военный преступник, вероломный убийца мирных граждан, организатор этнических чисток и геноцида. (Можно сколько угодно дискутировать о соответствующих юридических определениях и допустимости их распространения на действия Саакашвили. Ему никак уже не избегнуть этих обвинений, этих, если угодно, ярлыков в любом случае).
С другой – можно не сомневаться, что соотечественники не простят ему ни вчистую проигранной войны, ни сдачи Зугдиди, Сенаки, Гори и пр., ни тем более полной и окончательной потери Южной Осетии и заодно Абхазии.
Таким образом, в собственно грузинской истории он не просто пополнит обширный список правителей-неудачников, но имеет хорошие шансы его возглавить. В мировой же истории его место тем более определено. Главным событием, связанным с именем Саакашвили, впредь будет уничтожение Цхинвали и окрестных осетинских сел 8 августа 2008 года.
Все прочее, включая «розовую революцию» 2003 года, стало лишь «кратким предисловием» к югоосетинской трагедии. Так что тосковать Мишико в одном кутке с младотурками, организовавшими геноцид армян, предводителем усташей Анте Павеличем и прочими отморозками.
История историей, скажут мне. Получается, что Саакашвили будет осужден лишь морально. А его бы вместе с подручными следовало сдать в специальный международный трибунал. И уж точно он не должен задерживаться в президентах…
Насчет перспектив организации международного уголовного трибунала не уверен, скажу сразу. Да и сама идея таких трибуналов предельно опошлена и дискредитирована Западом. А вот с президентством, пожалуй, ему действительно придется попрощаться. Не прямо сейчас, но в скорой перспективе.
Запад, и особенно США, все эти дни публично возмущаются российской «интервенцией», сопереживают Грузии и ее «молодой демократии», всячески заступаются за нее, но у самого Саакашвили не может быть никаких иллюзий по поводу своей персоны. В глазах тех же американцев он лузер. Однозначный и безнадежный.
Здесь не так уж важно, напал ли он на Россию по приказу или по собственной инициативе (согласовав ее, естественно, как иначе?). В любом случае подвел, подставил своих, будем прямо говорить, хозяев и начальников. Все кончилось провалом, позором и проблемами, которые еще неизвестно сколько придется разгребать. Планировали унизить Россию, а получили ее триумф. Куда такое годится?
Разумеется, в ближайшее время американцы будут всячески защищать Саакашвили. Иначе нельзя. Его немедленная отставка выглядела бы как полное унижение уже даже не столько Грузии, сколько самих США. Ведь мы прямо требовали его голову, а они уже прямо отказали.
Однако, скорее всего, где-нибудь через полгода-год американцы сместят вышедшего из доверия Мишико. Внешне это даже может быть обставлено как новая «революция» со всеми вытекающими. В конце концов, грузинская оппозиция уже дала понять, что воспользуется проигранной войной по полной программе. Так что там и настоящая революция может получиться. Не забудем и о том, что тамошние силовики крайне обозлены на Саакашвили.
Судьбы «уволенных» президентов, как правило, незавидны. Их списывают и сдают. Т.е. перестают прикрывать, защищать. Сразу или немного погодя. Нет ни одной причины, по которой для Мишико могли бы сделать исключение. Скорее наоборот.
Как бы ему еще под какой-нибудь грузинский суд не угодить…
Виталий Иванов, «Взгляд»
Комитет