Версия для печати
СУД & ДЕЛО
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ: УГРОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
На протяжении многих веков Россия подвергалась нападениям, как отдельных государств, так и военных союзов. Территория РФ с её огромными запасами полезных ископаемых, пресной воды, леса и пахотных земель представляется весьма ценным участком недвижимости, способным привлечь внимание любого потенциального агрессора. На протяжении второй половины XX века СССР, а затем Российская Федерация не подвергались полномасштабному военному нападению. Угроза глобального ядерного конфликта, способного уничтожить разумную жизнь на Земле, вынуждала сильнейшие мировые государства искать компромиссы во внешней политике.
"В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена благодаря позитивным изменениям международной обстановки, проведению нашей страной активного миролюбивого внешнеполитического курса…" "Российская Федерация проводит совместную с Республикой Белоруссия оборонную политику…" "Российская Федерация строго соблюдает международные договоры Российской Федерации в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений…" "Российская Федерация поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии… " "Российская Федерация, подтверждая свою принципиальную приверженность целям сдерживания агрессии, предотвращения войн и вооруженных конфликтов, поддержания международной безопасности и всеобщего мира, гарантирует последовательное и твердое выполнение Военной доктрины"
Выдержки из официальной Военной доктрины Российской Федерации.
Следует отметить, что создание ядерного потенциала страны потребовало колоссальных интеллектуальных и материальных ресурсов государства. При этом СССР, стремясь догнать и перегнать США и НАТО в развитии как ядерных, так и обычных вооружённых, сил, серьёзно надорвал экономику государства. Опыт Второй Мировой войны ничему не научил военно-политическое руководство СССР. Приоритет по прежнему отдавался в первую очередь количественному превосходству, а не качественному совершенствованию вооружённых сил, критерий стоимость/эффективность для вооружённых сил СССР был чрезвычайно низок. В конечном итоге это стало одной из причин распада Советского Союза и повлекло за собой глобальные геополитические изменения на мировой арене.
Рисунок 1. Расходы на оборону СССР и РФ.
Длительный период существования государства без участия в крупных военных конфликтах привёл к появлению у части населения и некоторых политических лидеров иллюзий в отношении изменившейся мировой обстановки, способствующей мирному разрешению кризисных ситуаций. Кроме того, нужно учитывать, что в условиях современного мира большинство населения не готово нести тяготы и лишения войны, если это не будет связано с угрозой тотального уничтожения. В тоже время, несмотря на то, что для любого государства развязывание войны связано с колоссальными затратами материальных и людских ресурсов, реалии, диктуемые внешне- и внутриполитическими факторами, могут подтолкнуть военно-политическое руководство некоторых государств к осуществлению военной агрессии против Российской Федерации. В обозримой перспективе можно выделить следующие государства/коалиции государств, имеющих возможности и потребность в осуществлении военной агрессии против Российской Федерации:
- Китайская Народная Республика (КНР); - Соединённые Штаты Америки (США); - Япония; - коалиция исламских государств ближнего востока.
В начале нового тысячелетия Китайская Народная Республика будет представлять основную угрозу безопасности РФ. Проснувшийся от тысячелетней спячки "азиатский тигр" стремительно рвётся в число ведущих мировых держав, интенсивно развиваются экономика и производство, соответственно растёт потребление ресурсов. В КНР осуществляется программа по совершенствованию народно-освободительной армии Китая (НОАК), оснащение её новейшей техникой и вооружением (по большей части закупаемым в России или скопированным с советских образцов военной техники). На фоне растущей военной мощи НОАК нельзя не отметить снижение боевой готовности дальневосточной группировки вооружённых сил РФ вследствие устаревания вооружения и военной техники (ВиВТ).
Рисунок 2. Оборонные расходы КНР.
Учитывая большую протяжённость российско-китайской границы, и значительные ресурсы полезных ископаемых, расположенных на территории РФ, можно предположить, что потребность в ресурсах и территории может вынудить КНР осуществить военную агрессию против Российской Федерации. Целью данной агрессии станет захват части территории Российской Федерации с использованием обычного вооружения. При этом применение Российских стратегических ядерных сил будет сдерживаться возможностью нанесения Китаем ответного ядерного удара. Очевидно, КНР не будет ставить перед собой задачу полного разгрома вооружённых сил РФ и оккупации всей территории и, по достижении намеченных целей, постарается перейти к мирным переговорам, установлению дружеских отношений и закреплению юридического статуса завоёванных территорий. Одним из наиболее вероятных вариантов нападения на Российскую Федерацию является так называемый "Косовский" сценарий. Смысл его в том, что прилегающие к границе районы соседнего государства постепенно наводняются иммигрантами, количество которых быстро превышает количество проживающего коренного населения. Поводом к вторжению становится реально имеющееся, или мнимое притеснение местными жителями иммигрантов. Такая стратегия очень хорошо согласуется с концепцией "стратегических границ и жизненного пространства", которой придерживается военно-политическое руководство КНР. Соединённые Штаты Америки, которые в настоящий момент являются единственной сверхдержавой на планете и вкладывают огромные средства в строительство вооружённых сил будущего, способных обеспечить военное превосходство США на всей территории земного шара. Для Российской Федерации угрозу представляет реализуемая США концепция "глобального удара", позволяющая нанести массированный удар неядерными высокоточными средствами поражения большой дальности в любой точке земного шара без предварительного развёртывания вооружённых сил (Таблица )
Рисунок 3. Оборонные расходы США.
Желание США контролировать ресурсы всей планеты будет выражаться в виде оказания постоянного военно-политического давления на руководство РФ. Снижение количества носителей ядерных зарядов СЯС России, деградация противовоздушной обороны (ПВО) страны и вооружённых сил в целом в сочетании с развёртыванием американской системы противоракетной обороны (ПРО) могут подтолкнуть США к нанесению "глобального удара" по объектам СЯС, системам разведки и управления. Уцелевшие в результате первого удара носители ядерных зарядов с высокой вероятностью будут перехвачены системой ПРО и могут считаться приемлемым риском для США. Под угрозой продолжения военной интервенции и/или нанесения ядерного удара США потребуют проведения демократических реформ в РФ, в ходе которых будет сформировано марионеточное правительство, предназначенное для планомерного и поэтапного расчленения России на ряд независимых государств. Вероятность нанесения США "глобального удара" стремительно возрастёт в случае начала военных действий между Россией и Китаем. В этих условиях США, стремясь ограничить рост возможностей КНР, могут пойти как на заключение союзного договора с РФ (поставки вооружения, обеспечение разведывательной информацией, нанесение ударов по КНР средствами дальнего поражения), так и на нанесение "глобального удара" по России и последующего разделения её территории на "зоны ответственности" западных государств.
Рисунок 4. Оружие "глобального удара" Эскадренные миноносцы – носители крылатых ракет, DD-X "Zumwalt".
Маловероятно, что к нанесению "глобального удара" США привлекут другие государства североатлантического альянса. Решение о нанесении "глобального удара" будет приниматься высшим военно-политическим руководством страны. Любая утечка информации делает нанесение "глобального удара" бессмысленным. В этих условиях проведение подготовительных мероприятий, консультации с лидерами других стран просто недопустимы. Кроме того, страны НАТО (за исключением США) не обладают значительными запасами высокоточных средств поражения большой дальности. Япония, как и КНР, остро нуждается в ресурсах для удовлетворения потребностей своей экономики. Территориальные претензии Японии к России в отношении островов Курильской гряды и неподписанный межгосударственный мирный договор могут привести к возникновению напряженности в отношениях между двумя странами, способной перерасти в полноценные боевые действия. Как и в случае с США, начало военных действий между КНР и РФ может подтолкнуть Японию к осуществлению агрессии. Учитывая проамериканскую направленность политического курса, можно ожидать согласованного нападения США и Японии на Российскую Федерацию.
Рисунок 5. Спорные острова Курильской гряды – Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (выделены красным).
Попытки создания независимого исламского государства на территории бывшего СССР предпринимались неоднократно на протяжении новейшей российской истории. Все вооружённые конфликты на Серном Кавказе тайно или явно поддерживались исламскими государствами. Особенно заметно это стало во время проведения контртеррористической операции в Чечне. Безосновательными можно считать опасения российских политиков и военных о сосредоточенном в Европе огромном количестве войск и возможности вторжения в Россию с запада. Европейские государства всегда отличала гибкая и продуманная внешняя политика, не идущая в сравнение с незамысловатой политикой "бейсбольной биты", проводимой США. Любой адекватный политический лидер должен понимать, что развязывание боевых действий в густонаселённой Европе превратит её в кровавый котёл. Полномасштабное воздушно-наземное вторжение в отличие от "глобального удара" по-прежнему требует длительной подготовки и сосредоточения войск. Соответственно, нет никакой необходимости держать в Европейской части России крупные скопления бронетехники, артиллерии, тактической авиации и т.п. В случае обнаружения начала подготовки к воздушно-наземному вторжению достаточно нанести два-три десятка ядерных ударов тактическими боеприпасами малой мощности по членам Евросоюза, не имеющим ядерного оружия, и идея массированного воздушно-наземного вторжения испарится вместе с сосредоточившимися для нападения войсками. Уровень интеграции Евросоюза таков, что страны, обладающие ядерным оружием, не применят его до тех пор, пока не будут нанесены ядерные удары по их собственной территории. Можно с уверенностью утверждать, что ни одна страна член Евросоюза или член НАТО, не обладающая собственными мощными вооружёнными силами, не застрахована от нанесения ударов ядерным или высокоточным оружием по своей территории. Блок НАТО, предназначенный для "последней битвы" с СССР сейчас решает внешнеполитические, экономические и военные задачи США и, в этом контексте, не способен обеспечить безопасность своих членов, подобно тому, как в начале Второй мировой войны Польшу не смогли защитить Великобритания и Франция. Парадоксально, но распад блока НАТО выгоден европейским странам (в том числе членам альянса) больше, нежели Российской Федерации. Выход европейских стран из членства в североатлантическом альянсе позволит им сосредоточиться на усилении интеграционных межгосударственных процессов, обеспечении безопасности стран Евросоюза собственными силами и проведении разумной внешней политики.
Таким образом, можно выделить следующие, наиболее вероятные варианты агрессии в отношении Российской Федерации: - нанесение глобального удара неядерными высокоточными средствами поражения и принуждение руководства страны к выполнению политических, военных и экономических требований, при этом, применение Российской Федерацией стратегических ядерных сил сдерживается частичным их уничтожением, развёрнутой системой противоракетной обороны, способной перехватить уцелевшие после первой атаки ядерные заряды и возможностью ответного ядерного удара; - вторжение обычными (неядерными) средствами с целью захвата части Российской территории, не угрожающее гибели государства в целом, при этом, применение Российской Федерацией стратегических ядерных сил сдерживается возможностью ответного ядерного удара; - дестабилизация обстановки в выбранном регионе, активная финансовая и информационная поддержка сепаратистских движений и радикальных религиозных течений, развёртывание лагерей по подготовке бойцов террористических группировок и незаконных вооружённых формирований.
Для обеспечения безопасности Российской Федерации вооружённые силы должны быть способны решать следующие задачи: - обеспечение своевременного вскрытия подготовки к осуществлению агрессии любыми средствами нападения, в том числе ядерным оружием и неядерными высокоточными средствами поражения большой дальности; - обеспечение возможности уклонения вооружённых сил от удара при получении предупреждения о нападении и сохранение при любых сценариях нападения возможности ответного массированного ядерного удара; - обеспечение непрерывной готовности вооружённых сил к нанесению массированного удара неядерными высокоточными средствами поражения большой дальности по территории любого вероятного противника; - обеспечение возможности предотвращения воздушно-наземного нападения путём нанесения ударов тактическим ядерным оружием по войсковым группировкам противника, сконцентрированным на территории государств, не обладающих ядерным потенциалом; - обеспечение возможности срыва воздушно-наземного нападения путём остановки и разгрома вторгшейся группировки войск противника обычным вооружением; - обеспечение возможности проведения контртеррористических операций с минимальными потерями и в кратчайшие сроки.
Рисунок 6. Мобильный ракетный комплекс "Тополь-М". Последний аргумент. В начале XXI века российским вооружённым силам необходимо решать задачи не только по обеспечению безопасности государства, но и защите национальных экономических интересов на всей территории земного шара, включая защиту нефтегазодобывающих установок в нейтральных водах, обеспечение безопасности подводных трубопроводов. Для решения всех перечисленных задач необходимо сформировать программу развития вооружённых сил, оснащение их перспективными образцами ВиВТ, разработать новые доктрины, концепции и методы вооружённой борьбы. Основываясь на возможностях, представляемых современными высокоточными средствами поражения большой дальности, средствами разведки, управления и связи, можно выработать следующие концепции ведения боевых действий:
- прерывание потоков; - VIP-террор; мгновенные операции.
Прерывание потоков
Современное государство представляет собой сложный организм, функционирование которого невозможно без стабильной работы транспортных и энергетических систем, телефонной связи и компьютерных сетей. Чем "цивилизованнее" государство, тем уязвимей его инфраструктура. Промышленность и инфраструктура развитого государства потребляют громадное количество ресурсов. Для обеспечения их функционирования требуется согласованная работа транспортных и энергетических систем. В этих условиях становится возможным достижение политических целей без проведения полномасштабных наступательных операций, путём разрушения транспортных и энергетических систем, систем связи и управления государством с помощью высокоточного оружия и программно-математических средств. Основой для проведения подобных операций являются высокоэффективные разведывательные системы и достаточные запасы высокоточных неядерных средств поражения большой дальности.
В условиях, когда экспорт энергоресурсов является основным источником поступления доходов в федеральный бюджет, важным побочным положительным эффектом от воздействия на транспортные и энергетические системы отдельных государств, может стать рост цен на энергоносители. В итоге, формирование цен на природные ресурсы может стать основной целью проведения военной операции по прерыванию транспортных и энергетических потоков в различных регионах мира.
VIP террор
Эффективным средством сдерживания потенциального противника может стать так называемый VIP-террор. Осуществление стратегического сдерживания вероятного противника с использованием методов VIP-террора включает в себя: - подготовку перечня лиц, подлежащих приоритетной ликвидации и включение их в список стратегических целей; - организации максимально плотного, но скрытного слежения за лицами, входящими в указанный перечень; - развёртывание и поддержание в боевой готовности средств дальнего поражения, способных при необходимости обеспечить уничтожение выбранных целей.
В перечень лиц, подлежащих ликвидации при возникновении военного конфликта, необходимо включать не только военно-политическое руководство различных государств, но и теневых лидеров, способных оказывать влияние на внешнюю и внутреннюю политику потенциального противника. В число кандидатур на включение в список приоритетных целей могут войти лидеры крупных финансовых структур, руководители различных негосударственных фондов и организаций, представители СМИ и т.д. Потенциальная возможность попасть в список приоритетных целей может серьёзно повлиять на отношение отдельных лиц к подготовке и реализации тех или иных форм агрессии, направленных против Российской Федерации. Организация слежения за лицами, входящими в перечень приоритетных целей, должна включать в себя анализ официальной и неофициальной информации о передвижении целей (информация, предоставляемая СМИ), прослушивание радио/телефонных переговоров и просмотр электронной почты, привлечение собственных разведывательных служб и частных детективных агентств, применение малогабаритных дистанционно-пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов (ДПЛА/БПЛА), разведывательных спутников. Основным средством поражения VIP-персон, скорее всего, станут крылатые ракеты, обладающие возможностью барражирования в заданном районе и перенацеливания в полёте. В зависимости от того, против VIP-персон какого государства проводится операция, на крылатые ракеты могут быть установлены как ядерные, так и обычные боевые части с лазерным или теле-тепловизионным наведением на конечном участке полёта. Промежуточным решением может стать размещение на крылатых ракетах перспективных, так называемы "чистых", сверхмалых тактических ядерных зарядов (мощностью до 1 Кт), наносящих минимальный урон окружающей среде.
Рисунок 7. Оружие VIP-террора – барражирующие крылатые ракеты и малогабаритные разведывательные БПЛА. Необходимо осознавать, что VIP-террор это, в первую очередь, неотъемлемая часть стратегии ядерного сдерживания и предназначен для подрыва уверенности лидеров враждебных государств в способности выжить и контролировать ситуацию в случае начала полномасштабного конфликта. С другой стороны, методы VIP-террора могут быть весьма эффективны при проведении ограниченных наступательных действий против некоторых стран. Несмотря на то, что авторы документа "Операции против вражеских лидеров" (Operations Against Enemy Leaders), выпущенного американской некоммерческой организацией "RAND Corporation", утверждают, что физическое устранение лидеров враждебных государств затруднительно без организации полномасштабного военного вторжения, можно предположить, что совершенствование средств разведки и высокоточных средств поражения большой дальности приведёт к существенному росту эффективности акций VIP-террора.
Мгновенные операции
Другим эффективным механизмом воздействия на небольшие государства, в том числе входящие в различные военные блоки, может стать проведение "мгновенных операций", при которых минимизируется вероятность разрастания полномасштабного военного конфликта. Понятие "мгновенная операция" подразумевает, что цели (захват или ликвидация) военно-политического руководства недружественной страны достигаются за время меньшее, чем время реакции официальных дипломатических структур и военных блоков различных государств. На предварительном этапе проводится подготовка перечня лидеров государств, проводящих недружественную политику в отношении Российской Федерации. Специальными службами осуществляется сбор компрометирующей информации и изучение системы личной безопасности отдельных лиц из указанного перечня (этот процесс в принципе должен осуществляться непрерывно). При благоприятных условиях формируется отрицательный облик лидеров недружественных государств, путём предъявления обвинений на официальном уровне (заявления представителей военно-политического руководства РФ и представителей Министерства иностранных дел) и публикацией компрометирующих материалов в СМИ. Лидеры государств, проводящих антироссийскую политику, могут быть открыто обвинены в поддержке терроризма, фашизма/национализма, пособничестве распространению наркотиков и т.д. (подобные мероприятия в совершенстве отработаны США). В случае обнаружения специальными службами криминальных направлений деятельности лидеров недружественных государств, информация должна скрытно предоставляться СМИ и лидерам оппозиционных движений и партий. Предварительный этап (дискредитация лидеров недружественных государств) не обязательно должен привести к проведению "молниеносной операции", он позволит держать противника в постоянном напряжении и, в ряде случаев, достигать поставленных целей только методами информационного противоборства. Непосредственно "мгновенная операция" включает в себя: - разрушение и/или подавление средств связи (диверсионные действия, нанесение ударов "электромагнитным" оружием, развёртывание генераторов помех); - переброска специальных подразделений на вертолётах или других транспортных средствах к месту нахождения целей; - захват или ликвидация целей; возвращение к месту базирования. Проведение операции должно быть отложено при малейших признаках утечки информации. Проведение "мгновенных операций" возможно только при существенном превосходстве в технике и подготовке специальных подразделений, по отношению к противнику. Срок проведения "молниеносных операций" должен составлять не более двенадцати часов, что подразумевает проведение таких акций, на начальном этапе, вблизи своих границ, в первую очередь против стран – бывших республик СССР. Таким образом, изучение существующих и потенциальных угроз национальной безопасности Российской Федерации позволяет сформировать следующие выводы: - развитие систем разведки, управления и связи имеет приоритетное значение для обеспечения своевременной реакции на любые угрозы; - стратегические ядерные силы, при условии их своевременного обновления с использованием новейших технических достижений, по-прежнему являются основной защитой государства от начала крупномасштабной войны "на уничтожение"; - стратегические ядерные силы не способны защитить Россию от нападения со стороны других ядерных держав, использующих обычные (неядерные) вооружения для захвата части территории страны; - тактическое и стратегическое ядерное оружие малой и средней дальности способно защитить страну от агрессии со стороны военных блоков, включающих в свой состав безъядерные государства, расположенные на границе Российской Федерации; - новые концепции и методы вооружённой борьбы в сочетании с оснащением армии новейшими образцами ВиВТ позволят эффективно применять её в мирное время для решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач. Грамотное и планомерное строительство вооружённых сил с учётом существующих и потенциальных угроз, возможностей и потребностей экономики позволит Российской Федерации сохранять и упрочнять статус великой державы в XXI веке. Источник: А.В.Митрофанов, «Война и Мир» Версия для печати Обсудить на форуме (0) |