Крупнейшие западные СМИ обошла тема борьбы с коррупцией. Причиной новых публикаций, повествующих с печалью о невозможности искоренить взяточничество и прочие проявления «бюрократизма», стал не только антикоррупционный саммит, организованный Дэвидом Кэмероном. МВФ обнародовал доклад, где чёрным по белому написано о вреде коррупции для экономики. Впрочем, мировая пресса в «искоренение» коррупции не верит. Кстати, речь идёт не о российских делишках, а о западных. Великобритания и США даже названы в одной статье «сказочно коррумпированными» странами.
Энн Эпплбаум (Anne Applebaum) в блоге «Вашингтон Пост» рассказала немножко о фермере новейшей эпохи — мистере Лужкове, ранее успешно трудившемся на посту мэра Москвы (Yuri Luzhkov, the former mayor of Moscow).
В селении Брэмли в Гемпшире (Bramley, Hampshire) одна английская усадьба, где сохранился парк, где растут старые деревья, нынче затеян «капитальный ремонт», пишет автор.
Местные жители назвали журналистке «удивительное имя» нового соседа: оказывается, это Юрий Лужков, бывший мэр Москвы.
Неужели Юрий и его жена Елена Батурина (Elena Baturina, «единственная женщина-миллиардер в России») решили узнать прелести английской сельской жизни?
Энн Эпплбаум нашла данные по усадьбе в британском земельном кадастре. Цена покупки — £5,5 млн. ($7,9 млн.). Однако русских имён в кадастре не значится. Владелец — «Skymist Holdings Limited», и эта же компания занимается масштабной реконструкцией поместья. «Skymist» зарегистрирована на Британских Виргинских островах, и, согласно тамошним законам, имя владельца собственности может быть скрыто.
А ведь на днях премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон уверял королеву, что «сказочно» коррумпированные страны — это Нигерия и Афганистан. И забавно, что как раз лидеры этих государств приезжали на саммит по борьбе с коррупцией, проходивший в Лондоне.
Любопытно, но президент Нигерии сказал, что Кэмерон «говорит правду». «Бухари был слишком вежлив, — пишет с сарказмом журналистка, — чтобы сделать очевидное возражение: если уж мы хотим действительно перечислить «сказочно коррумпированные» страны, нам следует начать этот список с Великобритании и Соединённых Штатов».
Нет, разумеется, «коррупция» в Лондоне не имеет той же формы, что в Абудже или Кабуле. Повседневная жизнь в Великобритании устроена несколько иначе: нет нужды прямо платить взятки, а судебная система так и вовсе вызывает справедливое восхищение. Однако за последние несколько десятилетий бухгалтеры и юристы, прописанные в г. Лондоне, «помогли отмыть миллиарды долларов, украденных через Британские Виргинские острова». Да и через другие британские заморские территории тоже.
Британский рынок недвижимости, примерно как и рынок недвижимости в Нью-Йорке, «уже давно функционирует как старомодный швейцарский банк, обеспечивая безопасные инвестиции в недвижимость для владельцев, которые желают скрыть свою личность и свои источники дохода». Несколько штатов США (наиболее известен этим Делавэр, также сюда надо отнести Нью-Мексико, Неваду и Вайоминг) сделали возможным регистрацию компаний для анонимных владельцев. Эти компании могут затем делать бизнес или покупать недвижимость, в том числе и в Гемпшире.
И даже британский премьер Кэмерон вляпался в скандал: недавний слив панамских документов затронул лично его, потому как в бумагах упоминались сведения об управлении оффшорным инвестиционным фондом его покойным отцом.
Легко притворяться, будто коррупция существует «где-то в Москве или Алма-Ате», иронизирует журналистка, когда её можно объяснить «моральной слабостью русских и казахов», а не западными традициями.
Мир стал бы безопаснее и богаче, считает Эпплбаум, когда бы отмыванию денег был бы поставлен заслон. И Западу, критикующему русских, следует признать, что и у него имеются проблемы в этой области. Решение проблемы начинается с её признания!
О глобальном спруте коррупции рассуждает и Леонид Бершидский (Leonid Bershidsky) в «Bloomberg View».
Саммит на высшем уровне по борьбе с коррупцией, устроенный британским премьер-министром Дэвидом Кэмероном, совпал по времени с публикацией доклада Международного валютного фонда, объясняющего, что такое хорошо и что такое плохо почему коррупция вредна для экономики, а также предлагающего способы её «искоренения».
Однако ни эти рекомендации, ни те, что были высказаны на форуме в Лондоне, не решат проблемы. Не решат ни в развивающихся странах, ни в Лондоне. На саммите немало говорилось о международных усилиях по возвращению украденных богатств и прозрачности в целом. Кэмерон надеется переменить репутацию Лондона, известного убежища для коррупционеров. Премьер желает, чтобы отныне все иностранные компании, владеющие недвижимостью в Соединённом Королевстве, заявили о своих активах через государственный реестр.
Мистер Бершидский сомневается, что от этой новации могла бы быть какая-либо польза. Ведь в большинстве случаев такие заявления не содержат ничего, кроме списка имущества в Лондоне и указания бенефициарных владельцев. Их имена либо ничего не скажут, либо выведут на людей, ведущих вполне легальный бизнес.
Меры по возвращению активов принять очень сложно: для начала такой процедуры «владельцы должны быть осуждены». И как добиться этого в коррумпированных странах? Автор напоминает, что в таких странах суды относятся «к числу наиболее прогнивших учреждений».
А что нового сказал МВФ?
Его рекомендации основаны на прозрачности, укреплении верховенства закона, создании соответствующих институтов, изменении социальных норм в коррумпированных обществах. Всё это хорошо известно и без МВФ, и иные «коррумпированные режимы» с насмешкой эти рекомендации применяют. К примеру, в России внедрена прозрачная электронная система государственных закупок. Она «была бы предметом зависти многих стран в том случае, если бы «правильные» компании не выигрывали все тендеры».
На Украине аж три ведомства сражаются со взяточничеством: Национальное антикоррупционное бюро, Национальное агентство по предотвращению коррупции, Специализированная антикоррупционная прокуратура. А что толку? Украина настолько коррумпирована, что МВФ даже на даёт ей последний транш денежной помощи.
Экономист Эрнандо Де Сото считает основной причины коррупции в развивающихся странах чрезмерную бюрократию. В постсоветских государствах (некоторые из них — самые коррумпированные в мире) бюрократия в основном была унаследована от прошлых эпох. В этих странах коррупция — «традиционная часть социальной ткани и опора режима». Поэтому единственный способ победить её — отнять бразды правления у бюрократов.
Искоренение коррупции в тех странах, где она стала «образом жизни», едва ли возможно по правилам, предлагаемым МВФ или кем-то ещё. Рекомендации законопослушных западных обществ не годятся для посткоммунистических государств и едва ли подходят многим государствам Африки и Азии.
По данным МВФ, напоминает аналитик, коррупция обходится миру от $1,5 трлн. до $2 трлн. в год, то есть в 2% от мирового объёма производства. Коррупция лишает налогоплательщиков стимулов делиться своими доходами с правительствами, повышает издержки, подрывает качество государственных расходов, удушает частные инвестиции и т. д., и т. п.
* * *
Забавно видеть, как Кэмерон пытается обелить свою замаранную оффшорным скандалом репутацию и ради этого созывает «саммит на высшем уровне» и обещает вести «борьбу» с зашифрованными лондонскими владельцами недвижимости. Вместе с тем делается упор на «сказочно» коррумпированных странах — Нигерии и Афганистане. Мол, Британию с ними рядом не поставишь! Однако известная журналистка Энн Эпплбаум над этим лишь хохочет: ведь на самом деле список «сказочно коррумпированных» стран следует начать с Великобритании и Соединённых Штатов.
Напомним, в 2013 году евросоюзное антикоррупционное агентство «OLAF» в своём исследовании указало, что государства ЕС ежегодно теряют от коррупции 323 млрд. евро. Эта сумма равняется почти трети семилетнего бюджета, предложенного ЕС на 2014-2020 годы.
Вот она, сказка для коррупционеров.
Источник: Олег Чувакин, «Военное Обозрение»
Комитет