Недавно исполнилось шесть лет со дня подписания Договора между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). Документ был подписан в апреле 2010 года в Праге. В Госдепе отмечают, что реализация СНВ идёт успешно. Российские же военные эксперты говорят, что Вашингтон нарушает Договор о СНВ, и выдают целый список явных нарушений статей документа.
Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III) между РФ и США был подписан 8 апреля 2010 года, то есть шесть лет назад. Новый документ пришёл на смену договору о СНВ от 1991 года (позднее был назван СНВ-I) и Договору о сокращении наступательных потенциалов от 2002 г.
СНВ-III вступил в силу 5 февраля 2011 года. Он обязывает РФ и США сократить и ограничить количество развёрнутых и неразвёрнутых стратегических наступательных вооружений. Согласно договору, РФ и США могут проводить каждый год по восемнадцать инспекций. Обмен информацией о числе вооружений стороны проводят 1 марта и 1 сентября каждого года.
Месяц тому назад на заседании круглого стола по проблемам ядерной безопасности помощник госсекретаря США Фрэнк Роуз достаточно высоко оценил выполнение Договора о СНВ.
«Рад сказать, что, несмотря на все вызовы, которые у нас есть с Россией сегодня, выполнение договора идёт хорошо», — цитирует Роуза РИА «Новости».
Мистер Роуз уточнил, что обе стороны проводят инспекции и обмениваются информацией о перемещении стратегических сил. Кроме того, работает двусторонняя консультативная комиссия.
Ранее в МИД РФ, напоминает агентство, отметили, что «выполнение положений договора о СНВ — пример неукоснительного соблюдения Россией международных обязательств в сфере нераспространения и контроля над вооружениями».
Параллельно об СНВ высказалась заместительница госсекретаря США Роуз Геттемюллер. Её заявление тоже приводит РИА «Новости».
«Сотрудничество с Россией продолжается по ряду направлений, — сказала она на брифинге, посвящённом саммиту по ядерной безопасности. — В частности, мы работаем над новым договором по СНВ. И несмотря на нынешний кризис в отношениях и на разногласия по Украине, продолжаем внедрять этот договор очень практичным методами».
5 апреля в прессе появилось заявление официальной представительницы МИД РФ Марии Захаровой.
Российский МИД считает, что после выполнения Россией и США договора о СНВ возможности обеих сторон по сокращениям будут исчерпаны. Это обусловлено в том числе развитием Вашингтоном неядерных вооружений.
«Необходимо искать пути подключения к процессу ядерного разоружения всех остальных государств, обладающих военным ядерным потенциалом», — цитирует Захарову «Московский комсомолец». Речь прежде всего о союзниках США по НАТО.
Упоминание США и их союзников неслучайно.
Генерал-майор, доцент, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук, заслуженный военный специалист Российской Федерации М. П. Вильданов в своей статье «Неравноправное партнёрство» для «Независимой газеты» («Независимого военного обозрения») выделил целый ряд нарушений американской стороной Договора об СНВ, в т. ч. статьи XIII, в соответствии с которой стороны не могут передавать третьим сторонам стратегические наступательные вооружения. Американцы же передают их британцам.
Эксперт полагает, что американская сторона «допускает грубые нарушения Статьи ХIII Договора о СНВ». Во-первых, Вашингтон осуществляет незаявленную на момент подписания договора (8 апреля 2010 года) продажу БРПЛ «Трайдент-2» британским СЯС, участвуют в модернизации ПЛАРБ типа «Вэнгард» и в мероприятиях по технической стыковке систем британских ПЛАРБ и головных частей с американскими ракетами, проведении автономных и комплексных испытаний. Кроме того, американцы готовят британских специалистов, производят стыковку систем БРПЛ «Трайдент-2» с британскими головными частями и ПЛАРБ, участвуют в проведении контрольно-боевых пусков британских БРПЛ с Восточного ракетного полигона и т. д.
Во-вторых, ещё одно нарушение статьи ХIII связано со скрытием американцами на момент подписания договора своего участия в программе «Саксессор» по созданию новой британской ПЛАРБ с разработкой универсального ракетного отсека (Сommon Мissile Сompartment) для БРПЛ «Трайдент-2».
В-третьих, Вашингтон и Лондон осуществляют другие виды незаявленного сотрудничества, не регламентированные данным договором: согласование документов по ядерному планированию, выбор объектов поражения, распределение целей между носителями и боезарядами с учётом их ТТХ, согласование баллистической трассы пролёта носителей через территорию других государств, разработку и реализацию форм и способов боевого применения, боевого дежурства, эксплуатации вооружения и техники и др. В этом сотрудничестве просматривается ещё один ядерный союзник — Париж.
Эксперт усматривает и другое грубое нарушение Договора о СНВ американцами: стратегические бомбардировщики В-1В, заявленные в качестве носителей обычных средств поражения, таковыми не являются, а это означает создание возвратного ядерного потенциала: сохранена возможность по обратному их переоборудованию для выполнения ядерных задач.
Не только на тринадцатую статью наплевали США.
Эксперт указывает, что Вашингтон нарушает ключевое положение преамбулы Договора о СНВ о «наличии взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями». Для России такая «взаимосвязь» давно не соответствует интересам военной безопасности государства: ведь развёртывание глобальной ПРО США, ЕвроПРО и др. негативно влияет на боевые возможности российских стратегических ядерных сил.
США нарушают и другую преамбулу Договора о СНВ, учитывающую «влияние МБР и БРПЛ в обычном оснащении на стратегическую стабильность». Проведение испытательных пусков и создание в США группировки неядерных стратегических ракет имеет дестабилизирующий характер, и даже сенат США не рискует утвердить программу финансирования соответствующих работ, пока Пентагон не докажет, что пуск таких ракет, особенно с ПЛАРБ типа «Огайо», не приведёт к ядерному противостоянию с Россией и Китаем.
Наконец, эксперт отмечает и возможность для американцев скрытно переоснащать МБР и БРПЛ ядерными боезарядами, поскольку в Договоре о СНВ и приложениях контрольно-инспекционные процедуры не определены.
В заключение Вильданов отмечает, что в Договоре о СНВ имеется значительное количество «ущербных для стратегических ядерных сил Вооружённых сил Российской Федерации статей, касающихся строительства и развития подвижных грунтовых ракетных комплексов».
Дело в том, что большая часть статей оказалась позаимствована из текста старого договора (СНВ-I). От них необходимо отказаться в одностороннем порядке, полагает военный эксперт, потому как иначе меры, принимаемые РФ в интересах противодействия глобальному удару и противоракетной обороне США, обесцениваются.
Неудивительно, добавим от себя, что США в целом довольны тем, как Россия выполняет свои обязательства по договору. Ведь сам Вашингтон относится к иным его статьям формально. Кроме того, в последние годы американские политики и военные сформировали негативный образ России. Среди американских генералов Россия считается «угрозой номер один».
В мире снова идёт холодная война. В таких условиях Договор о СНВ очень быстро приближается к своему «исчерпанию».