Версия для печати
ПОЛИТИКА
ПОРОШЕНКО В БРЮССЕЛЕ: НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ С УКРАИНОЙ ВСЕ БОЛЬШЕ
Президент Украины Петр Порошенко 16-17 марта посетил с рабочим визитом Брюссель. Здесь он провел переговоры с председателем Европейского совета Дональдом Туском и президентом Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером о перспективах получения безвизового режима. На полях саммита ЕС-Турция Порошенко встретился с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом, с которыми обсудил мирное урегулирование на Украине. Встретился Порошенко и с председателем Европейской народной партии Джозефом Долем, что, собственно, значилось в качестве официальной цели поездки, но явно отошло на второй план. * * * Рабочий визит президента Украины Петра Порошенко в Брюссель за получением безвизового режима готовился давно. С тех пор, как Еврокомиссия 18 декабря прошлого года обнародовала шестой отчет по выполнению Украиной плана действий по визовой либерализации. В нем говорилось, что в начале 2016 года ЕК предложит Совету ЕС рассмотреть вопрос о либерализация визового режима для Украины. Оставалось только устранить досадные «мелочи», на чем настаивали в Брюсселе. Надо было создать антикоррупционную прокуратуру и запустить работу Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК) вдобавок к уже существующему Национальному антикоррупционному бюро. Киеву было «рекомендовано» изменить закон «О прокуратуре», чтобы обеспечить независимость назначения на должность и увольнения руководителей антикоррупционных учреждений. Также Брюссель требовал прогресса законодательства в сфере ареста и конфискации имущества коррупционеров.
Доработки в Киеве продолжались до последнего момента. Только в ночь на 17 марта президент срочно подписал принятый Верховной радой накануне и согласованный с ЕС закон об «электронном декларировании» доходов чиновников. Уже в среду, буквально за час до отлета Порошенко в Брюссель, было завершено формирование состава НАПК, что также являлось одним из условий Брюсселя.
За время подготовки к визиту тематика переговоров в Брюсселе претерпела серьезные изменения. Достигнутое благодаря России перемирие в Сирии, возобновление в Женеве переговорного процесса по ее дальнейшему обустройству и последовавший вслед за этим вывод российских войск помогли США сохранить лицо на Ближнем Востоке. Как известно, долг платежом красен.
Запад публично отверг саму идею полного включения Украины в свою орбиту. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что Киеву не видать ЕС и НАТО еще как минимум 25 лет, а президент США Барак Обама признал, что украинское пространство является «ключевым российским интересом, а не американским, поэтому Россия всегда будет иметь возможность доминировать на Украине и даже усиливать это доминирование». Вашингтон также лишил Киев очередного транша МВФ. «МВФ, как и правительство США, не имеет выбора до тех пор, пока мы не убедимся в том, кто будет нашим партнером на другой стороне стола», -заявила помощник госсекретаря Виктория Нуланд.
Как с горечью отметило издание «Зеркало недели» в статье с почти ругательным названием «Диплобаматия», «в восприятии Барака Обамы Украины как субъекта международных отношений нет. Есть нечто, что важно, с точки зрения позиции и действий России, но это нечто по своей природе способно лишь производить впечатление страны, а на самом деле — просто стая расхитителей».
Порошенко со товарищи оказался в ловушке: и выполнить соглашения он не в состоянии без того, чтобы его не смели более «молодые и удачливые», и деваться некуда. Остается либо возобновление войны, либо разрыв дипломатических отношений с Россией (соответствующий законопроект в Раде уже зарегистрирован), либо и то и другое, вместе взятые.
В Евросоюзе накануне провели пересмотр отношений с Россией и утвердили пять принципов их дальнейшего развития вне контекста санкций. Вернуться к политической дискуссии о нужности/ненужности санкций планируется до конца июня. Кроме того, Париж, Берлин являются гарантами минских соглашений, и кульбиты киевского режима – это вопрос не только неадекватности украинских политиков, но и вопрос личной репутации канцлера Германии и президента Франции. Переговоры в Брюсселе показали, что ни Берлин, ни Париж еще не дозрели до готовности выполнять собственные намерения (обязательтсва). После громких предварительных заявлений практических шагов по урегулированию украинского кризиса не последовало. * * * Либерализацию визового режима Брюссель таки пообещал. «Все шаги, предпринятые Украиной, позволяют Еврокомиссии предоставить предложения о либерализации визового режима в апреле», — сказал глава ЕК в ходе совместной с президентом Украины и президентом Совета ЕС пресс-конференции. Однако Порошенко дали понять, что вопрос визовой либерализации может быть отложен, если Киев не добьется успехов в борьбе с коррупцией. Весьма беспокоит Брюссель и неспособность киевского режима преодолеть затянувшийся политический кризис. Окончательное решение будет приниматься 19 мая, когда следующий саммит Украина-ЕС оценит «достижения» Киева в проведении реформ.
В любом случае особо радоваться гражданам Украины не стоит. Речь-то идет не о безвизовом режиме, как упорно именуют его либерализацию в Киеве, а о т. н. молдавском сценарии. Гражданам, стремящимся к «евроценностям», понадобится не только биометрический паспорт. Нужно иметь обратный билет, документ о брони на отель, выписку с банковского счета о наличии средств на проживание на весь период пребывания в ЕС из расчета 45 евро в день. Может понадобиться медицинская страховка и наличие приглашающей стороны в Европе.
Отсутствие любого из этих документов - повод для отказа во въезде на территорию ЕС и на пересечение границ внутри Шенгенской зоны. Срок пребывания на территории ЕС ограничен 90 днями в течение полугода. Чтобы получить разрешение на работу или учебу, надо будет обращаться в консульство, а там разговор известный. Особенно сейчас, когда европейцы восстали против мигрантов, а безработица в еврозоне составляет 10,3%. * * * На встрече Петра Порошенко с Ангелой Меркель и Франсуа Олландом, которая оказалась в тени отчаянных торгов Евросоюза с Турцией по поводу мигрантов, обсуждалось выполнение минских договоренностей. Собеседники выразили обеспокоенность «ухудшением ситуации безопасности на Донбассе», подчеркнули важность прекращения огня, отвода якобы имеющейся там российской военной техники, предоставление беспрепятственного доступа наблюдателей ОБСЕ на неконтролируемые Киевом территории и участки украинско-российской границы. Кроме того, участники встречи обсудили возможные условия проведения выборов в ДНР и ЛНР согласно украинскому законодательству и принципам ОБСЕ. При этом в МИД ФРГ опровергли информацию о существовании крайнего срока для проведения выборов в Донбассе. Ранее прошла информация, что страны ЕС могут отменить санкции против РФ, если выборы в Донбассе не пройдут до конца июня.
Переговоры о перспективах и формате выборов продолжаются в рабочей обстановке, в МИД Германии утверждают, что «никаких конкретных временных рамок по утверждению закона о выборах европейская сторона не выдвигала». Это притом, что на последней встрече «нормандской четверки» Берлин и Париж настаивали на проведении выборов до конца первого полугодия 2016 года. Представитель германского МИД, однако, отметила, что международные эксперты консультируют Украину по вопросу о «параметрах проведения местных выборов», то есть пытаются повлиять на неуступчивый Киев. Тем временем Меркель и Олланд еще раз подтвердили, что санкции ЕС в отношении России сохранятся до «полного выполнения минских договоренностей», судьба которых менее всего зависит от Москвы. Что же получается?! Выборы – неизвестно когда, а без них нет пути к выполнению «Минска-2». Следовательно, зависает вопрос об отмене санкций, от которых еще неизвестно кто больше устал – Россия или Европа.
Украинский политолог Михаил Погребинский считает, что такое положение неопределенности устраивает не только Киев, но и Донецк с Луганском. «Я думаю, реализации Минска не хочет ни Захарченко с Плотницким, ни украинская сторона. Но Захарченко с Плотницким можно заставить, известно, кто их может заставить. А вот Киев американцы могут, но не хотят заставлять выполнять Минские соглашения. Значит, они выполняться не будут», – говорит политолог. Очевидно, как в случае с Сирией, нужны прямые переговоры между Москвой и Вашингтоном. После брюссельской встречи складывается впечатление, что к тому же склоняются в Германии и Франции.
Вместе с тем в Европе существуют и другие точки зрения на происходящее. Например, вице-канцлер ФРГ Зигмар Габриэль, в отличие от Меркель, настаивает на расширении диалога с Россией, «несмотря на все разногласия и конфликты». Нужно стремиться к тому, чтобы уже к лету создать условия для отмены санкций ЕС против России, это должно быть нашей совместной целью, заявил он, выступая с речью на германо-российском форуме в Берлине 17 марта. Габриэль, занимающий также пост министра экономики в правительстве ФРГ, высказался за «всяческое форсирование» переговоров с Россией о создании зоны свободной торговли. Ясно, что ЗСТ и санкции – понятия несовместимые.
Но, если говорить об отмене санкций и создании ЗСТ, зачем тогда обращаться с призывом к ООН рассмотреть возможность введения аналогичных санкциям ЕС мер в отношении Москвы и вновь теребить несуществующую проблему Крыма?! Или же принимать из рук Порошенко некий «список Савченко»?! Видно, на старый вопрос «Кому звонить в Европу» надо отвечать: «Звоните в Госдеп». Очень похоже, что в ЕС решили подождать, что предпримет Вашингтон после признания Бараком Обамой приоритета России на Украине.
Однако любая пауза в украинских делах может дорого обойтись не только Украине, но и Европе. За два года правления Порошенко и Яценюка Украина потеряла 34% ВВП, а доходы населения снизились на треть, рассказал на днях в интервью австрийской газете Der Standart бывший глава правительства Николай Азаров. В связи с этим он обращается к европейцам и американцам: «Вы получили расколотую страну, в которую вам приходится вкачивать от 20 до 30 миллиардов ежегодно. Вам нужна на вашей границе вторая Сирия?» По мнению экс-премьера, теперь, когда пролито столько крови, необходимо сформировать на Украине правительство, которое устроит Донбасс. * * * Трудно не согласиться с точкой зрения экс-премьера. Но остается вопрос: кто может сформировать такое правительство? Ведь полагаться на действующее поколение украинских политиков категорически нельзя. Шансов на мирное урегулирование украинского кризиса остается все меньше, а неопределенности с уже ближайшим будущим страны – все больше. Источник: Виталий Варавка, «Одна Родина» «Комитет» Версия для печати Обсудить на форуме (0) |