Версия для печати
ПОЛИТИКА
КИЕВ ПРОДОЛЖАЕТ ИДТИ ПО ПУТИ ТОРГОВОЙ САМОИЗОЛЯЦИИ
Киев продолжает сворачивать деловые связи с внешним миром. Поданным НБУ, в январе товарооборот Украины с другими странами сократился на 27,1%. Причем экспорт падал быстрее и уменьшился по итогам месяца на 32,1% (до $1,846 млрд.), а импорт на 22,9%, (до $2,426 млрд.). Соответственно, выросло негативное торговое сальдо (до -$580 млн.), что более чем на треть превышает прошлогодний показатель ($428 млн.). Вопрос, где находится то самое дно, от которого внешняя торговля Украины может оттолкнуться и начать восстанавливаться, пока остается открытым.
Замещение или обвал? Двузначные проценты падения внешней торговли Украины давно перестали удивлять. «Революция гидности» положила начало близорукой политике конфронтации, которая привела к последовательному разрыву деловых связей, прежде всего, со странами СНГ. Радикальный внешнеполитический вектор Киева привел к потере традиционных рынков сбыта продукции на востоке, а ЗСТ с ЕС не открыла для украинских товаров новых ниш на западе. Не помогла даже трехкратная девальвация гривны, которая должна стимулировать экспорт за счет удешевления продукции в валюте. Самоизоляция привела к закономерному сжиманию внутреннего рынка, банкротствам, всплеску безработицы и падению реальных доходов населения.
Впрочем, президент страны Петр Порошенко динамикой торговых отношений с ЕС вполне доволен. «Мы начали реально интегрироваться в европейский рынок», - отмечает глава государства в своем официальном обращении. По его словам, в январе 2016 года появилась первая обнадеживающая статистика, которая показывает, как именно действует ЗСТ с ЕС. В частности, П. Порошенко отмечает, что экспорт продовольствия в Евросоюз по сравнению с январем 2015 года увеличился на 16%, а импорт оттуда новых технологий вырос на 22%. «Разве это не шанс на техническую модернизацию украинской экономики?» - вопрошает президент.
Еще одним своим достижением Киев считает изменение структуры внешней торговли, которую принято называть «переориентацией на Европу». Действительно, если в 2013 году доля европейских стран во внешнеторговом обороте составляла 32%, то по итогам 2015 года она увеличилась до 40%.
Хотя на Украине не принято особо говорить об «азиатском выборе», нужно отметить, что вес азиатских стран и других торговых партнеров Украины, кроме стран СНГ, также увеличился. Особенно это хорошо видно по последним данным статистики за январь 2016 года. Секретом Полишинеля является то, что переориентация произошла совсем не из-за изменения географии торговли, а по причине ускоренного разрыва экономических связей с постсоветскими странами.
Внешний товарооборот Украины в рамках ЗСТ СНГ за последние два года ушел в свободное падение. В 2014 году экспорт товаров и услуг в страны Содружества сократился на 31,3%, а импорт на 37,8%. По итогам прошлого года картина еще более удручающая. Украинский экспорт уменьшился почти вдвое (на 47,5%), а импорт на 39,4%. Причем баланс торговли в рамках СНГ у Киева традиционно дефицитный, то есть покупала Украина больше, чем продавала. В 2014 году торговое сальдо составило -$2,3 млрд., а в 2015 году оно увеличилось до -$2,7 млрд., что лишний раз показывает – от добровольного разрыва связей с постсоветским пространством больше теряет сам Киев.
В январе 2016 года Украина продолжила сворачивать торговлю со странами СНГ. Экспорт упал на 46,2%, а импорт на 41,5%. Правда, Киеву удалось сократить дефицит (с $553 млн. до $345 млн.) за счет отказа от покупки российского газа. Если в январе 2015 года, по данным «Укртрансгаза», «Нафтогаз» закупил у «Газпрома» 920,3 млн. кубометров, то в этом году Украина предпочитает получать его через посредников в ЕС.
Евроинтеграция по-украински
От восточных соседей Киев действительно отвернулся, но новых торговых связей в Европе так и не приобрел. Более того, если посмотреть на сухие цифры, наблюдается ровно обратный процесс. С 2013 по 2015 год товарооборот с ЕС не только не увеличился, но и упал в общей сложности на 44,4%. Весь разворот Украины на запад состоит в том, что обвал торговли со странами СНГ происходил быстрее, чем сокращение экономических взаимоотношений с Евросоюзом. Два последних года товарооборот с ЕС последовательно снижался: в 2014 году на 12%, а в 2015 году ускорился до 25,6%.
Еще более ускоренными темпами «евроинтеграция» пошла в 2016 году после начала имплементации договора о всеобъемлющей ЗСТ с ЕС. В январе товарооборот с Евросоюзом упал на 11,3%. Если посмотреть подробнее, то экспорт украинских товаров снижался медленнее (на 7,6%), чем импорт (на 14,4%). Подобная тенденция наблюдалась на протяжении последних двух лет. Украина последовательно сокращала негативное сальдо внешней торговли со странами ЕС. В 2014 году дефицит составлял $4,07 млрд., а в 2015 году – уже $2,33 млрд. В январе 2016 года он сократился на $82 млн. (с -$176 млн. до -$94 млн.).
Таким образом, от реализации затеи с ЗСТ проиграли обе стороны. Потеряли покупателей и украинские производители, и европейские, но больше жаловаться в пору именно последним. Сжатие внутреннего рынка за счет падения покупательной способности населения и удорожания валюты сделали свое дело. Что-нибудь продать на Украину европейским товаропроизводителям все труднее.
Наибольшие объемы экспорта Украины в страны ЕС в прошлом году обеспечили: продукция агропромышленного комплекса и пищевая промышленность (31,2%), черные металлы и изделия из них (22,2%). Причем в обоих случаях речь идет о сырье либо о продуктах крайне низкой степени переработки. В Европе Украина больше всего закупала топливные материалы (22,3%), механические и электронные машины (17,4%), продукцию химической промышленности (17,2%) и, как ни странно, товары агропромышленного комплекса и пищевой промышленности (9,8%).
По состоянию на 10 марта, Украина уже исчерпала годовую квоту беспошлинной поставки в ЕС на сахар, ячменную крупу и муку. Практически полностью вычерпаны квоты на обработанные томаты, мягкую пшеницу, пшеничную муку и гранулы. К середине февраля украинские предприятия полностью исчерпали квоты на поставки в ЕС кукурузы, виноградного и яблочного соков, а также меда. Известно, что ЕС установил для Украины тарифные квоты на 36 видов продукции, а ту продукцию, которая не облагается налогом при ввозе в ЕС, Украина попросту не производит.
Что касается торговли услугами, то здесь тоже наблюдается охлаждение деловых контактов. В 2013 году торговля ими между Украиной и ЕС составляла $8,55 млрд., в 2014 году $7,14 млрд., а в 2015 году она снизилась до $5,48 млрд. Причем по итогам прошлого года положительное сальдо (профицит) внешней торговли услугами резко сократилось. Фактические данные говорят о том, что Украина все больше превращается из «моста», призванного соединить восток и запад, в глухой «тупик».
Россия остается первой
Больше всего из всех европейских стран Украина экспортировала в Италию и Польшу (по 15,2%), а также в Германию (10,2%) и Испанию (8%). В прошлом году все эти страны активно сворачивали покупку украинских товаров. Несмотря на лавинообразное обрушение связей с Россией, именно Москва пока остается главным торговым партнером Киева. В 2015 году на нее пришлось 16,3% всей внешней торговли Украины. В отличие от европейских покупателей в РФ украинские предприятия продавали продукты с высокой добавленной стоимостью: ядерные реакторы, котлы и машины (18,7%), черные металлы (16%) и продукты неорганической химии (12,6%). Почти половина импорта из России – газ и нефтепродукты.
Судя по предварительным данным на начало года, торговля с РФ будет сокращаться и дальше. В январе товарооборот Украины и России рухнул более чем в два раза (на 57,2%). Причем импорт падал быстрее, чем экспорт. Политика конфронтации с РФ уже привела к падению украинского экспорта в страны Кавказа, Центральной Азии и Китая. Торговый представитель Украины Наталья Никольская признает, что в результате приостановки членства Киева в ЗСТ СНГ и, как следствие, изменения условий перевозок через территорию РФ Украина ухудшила отношения с другими странами и теряет свой торговый транзитный потенциал. Предварительные оценки сокращения экспорта в этот регион – 60-80%! Правда, ответственность за свои экономические просчеты в Киеве традиционно возлагают на Москву.
Перспективы отнюдь не радужные. Фактически Украина постепенно превращается в «серую зону», с которой все меньше хотят иметь дело. У нее перестают покупать, туда нечего продать и от неприятностей лучше подальше… объехать.
Источник: Николай Коринь, «Одна Родина» «Комитет» Версия для печати Обсудить на форуме (0) |