Версия для печати
ПОЛИТИКА
САДКИ ВИШНЕВІ КОЛО ХАТИ В АГРАРНОЙ СВЕРХДЕРЖАВЕ УКРАИНА?
Не так давно произошли два события, касающиеся сельскохозяйственной отрасли Украины, которые могут иметь далеко идущие последствия. На церемонии подписания соглашения о привлечении инвестиций на строительство зернового терминала в морском торговом порту «Южный» (Одесская область) посол США Дж.Пайетт заявил, что Украина имеет потенциал стать аграрной сверхдержавой. А премьер Яценюк сообщил, что считает необходимым в рамках земельной реформы продать на открытом аукционе 1 млн. га земли, находящейся в государственной собственности. На этом фоне как-то не оптимистично прозвучала информация о том, что в 2015 году 29,2% сельскохозяйственных домохозяйств на Украине использовали лошадей для обработки земли. Получается, как у Шевченко: «Садок вишневий коло хати,/ Хрущі над вишнями гудуть./ Плугатарі з плугами йдуть,/ Співають, ідучи, дівчата...»
А может, к этому всё и идёт? * * * Одной из сторон соглашения о строительстве зернового терминала выступила американская компания Cargill — одна из крупнейших мировых частных компаний, инвестирующих в пищевое производство. Cargill обязуется приобрести 51% перегрузочного терминала, который в порту «Южный» построит «МВ Карго». Объём бизнеса Cargill превышает 140 млрд. долларов. Как и остальные американские агрокомпании, она нарастила свой капитал за счёт слияния и поглощения фермерских хозяйств и предприятий. Не только в США, но и в тех многочисленных странах, в которых она ведёт дело.
Можно уверенно прогнозировать печальное будущее нынешних агрохолдингов Украины, опирающихся пока на украинский капитал. Ни один из них по объёмам капитализации и финансовому обороту даже близко не приближается к таким гигантам, как Cargill, абсолютно неконкурентоспособен при прямом столкновении с ними на украинском и тем более мировом рынке. Скорее всего, создавать сельскохозяйственную «сверхдержаву» и получать сверхприбыли от эксплуатации украинской земли будут не Бахматюк с Косюком и Веревским и массой других украинских предпринимателей.
Cargill присутствует на Украине с 1991 года, но именно переход Украины под управление США после госпереворота 2014 года открыл для этой и иных американских (и западных в целом) компаний новый этап освоения украинских чернозёмов. И зерновой терминал под Одессой, пролоббированный, скорее всего, руководством Cargill и послом Пайеттом, – весьма симптоматичен. Так, 3 марта в Херсонской ОГА представители посольства США рассказали о готовности взяться за проект развития порта, чтобы потом провести «прозрачный концессионный конкурс» с участием иностранных инвесторов. А сам процесс концессии позволит, мол, увеличить перевалку и грузовой поток торгового порта в 3 раза.
На украинском рынке уже активно действуют полностью иностранные агрохолдинги, входящие в десятку крупнейших на Украине. Так, New Century Holding, второй по величине землевладелец на Украине и третий по объемам производитель зерновых, имеет в общеукраинском производстве долю в 7,2%, основной бенефициар – Джордж Рор, основатель NCH Capital. Это, кстати, один из самых закрытых субъектов украинского аграрного рынка.
Холдинг «Украинские аграрные инвестиции» в общеукраинском производстве имеет долю в 3,9%. Основной бенефициар – Стивен Дженнингс, управляющий партнер инвестиционной компании «Ренессанс Групп». Холдинг специализируется на выращивании зерновых, подсолнечника, рапса, сои. Существующие украинские холдинги также имеют иностранный капитал. Это относится к UkrLandFarming (доля в агропроизводстве 9,4%) О.Бахматюка, который специализируется на растениеводстве. И к «Мироновскому хлебопродукту» Косюка - другу и партнёру Порошенко. И к «Кёрнел» (доля 4,4%) А.Веревского, который специализируется на подсолнечном масле и зерне, и пр.
Заявление Пайетта и планы расширения экспансии иностранного капитала на Украине были без промедления подкреплены уже упомянутой инициативой Яценюка. Под приватизацией государственных земель, очевидно, имеются в виду земли Минобороны, Национальной аграрной академии наук и бывших государственных предприятий (совхозов). Поскольку отменить мораторий на продажу сельхозземель правительство не может (для этого необходимо решение парламента), то единственный выход для Яценюка – продать государственную землю, что он и делает.
В этом, видимо, и состоит общий план Пайетта и Яценюка – продать украинскую пашенную землю иностранным агрохолдингам, которые наладят тут масштабное производство и вывоз дешёвого зернового и технического сельхозсырья за рубеж, лишив земли и работы мелкие фермерские и крестьянские хозяйства, а значит, ликвидировав украинское село как явление.
Яценюк достаточно цинично и неприкрыто лоббирует большой агробизнес. Учитывая, что сейчас на Украине все активы значительно подешевели, земля при продаже также будет стоить сравнительно недорого. При оптимальных раскладах Кабмин выторгует 12-15 тысяч гривен за гектар и порядка 12-15 миллиардов гривен за 1 млн. га. Экономическая активность Пайетта, агрохолдинга Cargill и Яценюка чётко коррелируются. * * * Пайетт связывает «сверхдержавность» Украины с дешёвым сельхозсырьём, каковым является зерно, а не с сельхозпродукцией глубокой переработки. Запад отводит Украине роль примитивного сырьевого придатка. Не только в промышленности, но и в сельскохозяйственном производстве. В 2013 году, когда дискуссии о рисках Соглашения об ассоциации Украины с ЕС были в разгаре, наиболее откровенно эти планы выразил в интервью немецкой Die Zeit экс-президент Польши Лех Валенса: «Бог дал Украине такие хорошие почвы с тем, чтобы она могла прокормить всю Европу. Мы должны сказать Украине, что она может производить все зерно для Европы — но не машины. Машины могут производить в Польше».
Этим планам соответствует преимущественно сырьевая структура сельхозэкспорта Украины, что подтверждается соответствующей статистикой.
В 2013 году продтовары и сельхозпродукция в общем экспорте Украины составляли 26,9% (на 17 млрд. долл.). В 2014 году продтовары и сельхозпродукция вышли на первое место, заняв в экспорте долю в 30,2%, но при этом выручка уменьшилась до 16,6 млрд. долл. В 2015 году эта доля уже составила 38,2%, а выручка 14,5 млрд. долл.
Уменьшение выручки от экспорта сельхозпродукции происходило на фоне роста её доли в общей структуре экспорта Украины. Сказалось падение цен. В то же время это означает, что продажи сырья увеличиваются, а объемы экспорта товаров с добавленной стоимостью уменьшаются. Сельхозпроизводство стремительно деградирует.
Основой товарной структуры украинского аграрного экспорта в 2015 году стали зерновые культуры (16% общего экспорта), жиры и масла (9%) и масличные культуры (4%). * * * К технологической деградации и примитивизации промышленного производства на Украине добавляется деградация сельскохозяйственной отрасли. Именно как отрасли. В ней усиливается сырьевая составляющая и ослабевает производство переработанной продукции. Процесс поглощения украинских фермерских хозяйств местными агрохолдингами, видимо, перерастёт в поглощение местных украинских агрохолдингов крупнейшими иностранными структурами. Если всё пойдёт так, то обезземеливание селян, нищета и массовый исход в города неизбежны. Останутся ли вишнёвые сады и хрущи (майские жуки)? Вопрос почти риторический. Источник: Андрей Сулименко, «Одна Родина» «Комитет» Версия для печати Обсудить на форуме (0) |