МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати ПОЛИТИКА
ВОЙНА И МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ В ЗЕРКАЛЕ УКРАИНСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Украинская социология старательно обходит тему войны в Донбассе. Единственная компания социологов, которая в обозримом прошедшем времени выстрелила очень конкретным изучением общественных настроений по поводу минских соглашений и событий, с ними связанных, – Институт Горшенина.

 

Другие известные конторы занимались и занимаются чем угодно, только не войной. Исследуют отношение украинцев к мировым лидерам и дистанционной занятости; распространение ВИЧ среди мужчин-геев; празднование Дня святого Валентина и 8 Марта. Постоянно мониторят электоральные настроения. Пристально следят за симпатиями граждан Украины к ЕС и их европейскими ожиданиями. Будто завтра уже вступать. Будто европейцы ждут Украину с распростертыми объятиями и никак не дождутся.

 

Десяток государственных институтов Украины и крупных социологических центров, сидящих на зарубежных грантах, задвинули войну в Донбассе на задний план. Отдали на откуп СМИ.

 

Листаешь сайты Центра Разумкова, Института социальной и политической психологии, Института демографии и социологических исследований, фонда «Демократические инициативы», GFK Ukraine, Rating Group Ukraine, Research & Branding Group, TNS Ukraine, Киевского международного института социологии (КМИС) и понимаешь: нет на Украине никакой войны в 2016 году. Совсем другие проблемы.

 

Но стоит включить телевизор – есть война.

 

И те, кто каждый день в Донецке и Луганске слышат взрывы, знают – есть война. И те, кто в Тернополе и Житомире хоронят сыновей и мужей, отправленных Киевом на войну с Донбассом, уверены – есть война. И врачи, принимающие раненых по обе стороны фронта, видят – есть война. И волонтеры разных сортов – и те, что собирают средства на прицелы для снайперских винтовок, и те, что везут таблетки мирным жителям Донбасса, отлично понимают – есть война. И военкомам это известно. И тем, кто получил повестку. И тем, кто отказался воевать в Донбассе. И тем, кто целенаправленно вступил в один из карательных батальонов.

 

Война – это данность.

 

Но у социологии войны нет. Разве что компания TNS Ukraine между строк новогоднего исследования заметила, что 68 процентов опрошенных украинцев хотят в 2016 году завершения войны, а КМИС, изучая стрессовые ситуации, упомянул о бомбардировках и обстрелах.

 

Нет войны. Ни как явления, ни как цепи событий, определяющих жизнь гражданина Украины, вписанного в статистику.

 

Институт Горшенина явился прямо-таки пионером, вспахав давно не паханное поле.

* * *

Результаты социологического исследования «Минские соглашения», проведенного 8-17 февраля 2016 года среди жителей всех областей Украины, за исключением Донецкой и Луганской, дают ответы на очень важный вопрос: каков образ войны, сформированный СМИ в головах у украинских граждан. Поскольку подавляющее большинство граждан узнает о войне в Донбассе из телевизора.

 

Исследуй институт Горшенина настроения группы людей, жизнь которых война затронула непосредственно (воевали, погибли, искалечены, испытывают «окопный синдром», получили повестки в АТО они сами или их близкие родственники), результаты были бы другими.

 

В опросе же, о котором идет речь, принимали участие только 3,7 процента тех, кто воевал, и 5,8 процента получили повестку. Все остальные «свидетельства» нуждаются в подтверждении, поскольку сейчас, кого ни спроси в Киеве, все имеют «друга в АТО» и «помогают армии». Отношение числа принимавших участие в боевых действиях и тех, кто рассказывает о «родственниках, друзьях или знакомых, которые воевали», – 1:11,6. То есть рассказчиков почти в 12 раз больше, чем участников. И это моментально обнуляет доверие к цифре 44,8 процента тех, кого будто бы война коснулась лично.

 

Нереальность этих цифр косвенно подтверждает и исследование КМИС, проведенное в декабре 2015 года на тему стрессовых ситуаций в жизни украинцев. Только 6 процентов опрошенных пережили стресс в связи с авианалетами и обстрелами, на 2,6 процента в сравнении с мирным 2013 годом увеличилось количество тех, чьи близкие пережили тяжелую операцию, на 1,8 процента – количество тех, кто потерял родных людей. Данные КМИС полностью противоречат невероятной цифре рассказчиков, заявивших Институту Горшенина о том, что война коснулась их лично.

 

А без личного фактора объектом социологов был случайный человек, который смотрит новости, слушает друзей, коллег и соседей, гуглит и лайкает. Он – тоже участник войны. Информационной. Реальная война проходит по касательной к его жизни, соприкасаясь с ней, как правило, в той точке, в которой расположен телевизор. Или в меньшей степени знакомый знакомого двоюродного брата, у которого друг тестя был в АТО и своими глазами все видел. Или в лучшем случае в этой точке расположен компьютер.

 

Поэтому на итоги исследования Института Горшенина нужно смотреть, понимая, что большинство опрошенных граждан никогда сами не были в ДНР и ЛНР, не воевали, не знают, что в действительности происходит в Донбассе и имеют возможность узнавать новости с той стороны фронта только с чужих слов.

 

Причем чем дальше линия фронта географически, тем более искривлена картина войны в головах, поскольку для жителя Одессы и Харькова житель Донбасса – «свой», а для жителя Львова и Луцка – «чужой». Это отлично просматривается, когда заходит речь о якобы воюющих в Донбассе российских войсках. Что для одессита – анекдот, для львовянина – чистая правда, поскольку последнему никогда не различить дончанина и ростовчанина, казака луганского и казака кубанского. Потому-то любой житель западных областей Украины, прибыв воевать с русскими в Донбасс, попадает в жуткую ситуацию – кругом русские. Причем на украинском языке понятия «русский» и «житель России» идентичны – «росіянин». Дезориентация частично проходит только с течением времени, когда украинский вояка начинает понимать: те, с кем он воюет, – это и есть жители Донбасса. А у тех, кто сидит у телевизора, дезориентация не проходит никогда, поскольку убедиться лично телезритель не может или не хочет.

 

Социология Института Горшенина показывает – на Украине существуют две более или менее устойчивые группы населения, коллективное отношение которых по всем вопросам, связанным с войной в Донбассе и республиками ДНР и ЛНР, разнится.

Первая группа составляет 30-32 процента опрошенных. Умеренное меньшинство.

Вторая – 53-57 процентов. Радикальное большинство.

 

Если перевести эти цифры на язык экономики, у большинства – контрольный пакет «акций», у меньшинства – «блокирующий». То есть большинство не настолько велико, чтобы однозначно определять судьбу ДНР и ЛНР, а меньшинство не настолько мало, чтобы с его мнением не считаться.

 

Большинство против всяких шагов навстречу республикам, меньшинство же согласно и с особым статусом ДНР и ЛНР, и с их правом формировать «народную милицию», назначать прокуроров и судей с участием местной власти, формировать языковую и культурную политику, избираться в органы местной власти.

 

Однако вопрос присутствия представителей республик в украинском парламенте раскалывает «умеренных» – только 23,2 процента опрошенных жителей Украины допускают представительство мятежного Донбасса в Верховной раде, 64 процента с этим не согласны. Ну а тема предоставления республикам ДНР и ЛНР права вето вообще сводит количество «умеренных» к мизеру: 13 процентов против 74,2 процента тех, кто считает, что голос Донбасса не должен быть весомым в случае принятия важных внешнеполитических и внешнеэкономических решений.

Вдруг Донбасс возьмет да и применит право вето к украинской мечте – вступлению в ЕС и НАТО? Даже если Украину не приглашают никуда вступить, все равно страшно, что Донбасс в принципе может заветировать перспективу.

* * *

Амнистии воюющим на стороне ДНР и ЛНР жители Украины, которых зацепило опросом Института Горшенина, тоже категорически не желают – только 22,3 процента за амнистию, 62,6 – против.

 

Очень интересно, что при количестве «умеренных» в 30-32 процента разрешение ситуации на Донбассе путем выполнения минских соглашений поддерживают только 24,2 процента опрошенных, причем лишь 14,7 процента считают, что в срыве соглашений виноваты украинские власти, а 45,9 процента возлагают вину на Россию, еще 17,1 – на ДНР и ЛНР, причем на «боевиков».

 

Институт Горшенина выяснил, что про минские соглашения знают 80,5 процента опрошенных, но социологи не поинтересовались, какая часть этого грандиозного количества в состоянии воспроизвести содержание этих соглашений. Примерно. Навскидку. Своими словами.

 

Минские соглашения никогда не оглашались широкой общественности. Поэтому общественность эта понятия не имеет, что написано в документе. Ей из телевизора говорят: соглашения нарушает Россия и «боевики». Сами себя обстреливают. Провоцируют мирных украинских военных, мирно несущих мирную вахту на мирной передовой. Общественность большей частью послушно внимает.

Ну а 34,1 процента опрошенных поддерживают наступление украинских войск. Притом что только 3,7 процента воевали в действительности.

 

Чистый сюрреализм, показывающий, насколько далеки фантазии от реальности. Похоже, значительная часть украинского населения воспринимает войну как художественный сериал, который она с удовольствием смотрит и требует продолжения, новых и новых серий. Даже если настоящие попытки повоевать заканчиваются «котлами» и, как следствие, человеческими трагедиями. Даже если не случилось побед, все равно хотят наступления.

 

Печальные итоги. Пропаганда войны в украинских СМИ и «расчеловечивание» жителей ДНР и ЛНР привели к патовой ситуации в общественном сознании. Большинство жителей Украины видят Донбасс неким анклавом, временно наделенным некоторыми правами на своей территории, но не влияющим на украинскую политику в целом и не представленным в центральных органах власти. К тому же ненависть к ополчению Донбасса настолько подогрета телевизором, что украинские граждане показывают себя не готовыми ни к амнистии тех, кто защищает свою землю, ни к примирению в национальном формате.

* * *

Есть в исследовании Института Горшенина два вопроса, ответы на которые показывают, насколько украинцы потерялись и запутались в собственных заблуждениях.

 

64 процента сказали твердое «нет» предоставлению другим областям Украины возможностей формировать собственные правоохранительные органы, самостоятельно определять культурную, языковую и экономическую политику, и только 23,2 процента с этим согласились. В то же время 62,4 процента поддержали децентрализацию как право местной власти самой принимать ключевые решения, и только 24,9 процента выступили против этого.

 

По сути, одни и те же люди дали противоположные ответы на одинаковый вопрос, сформулированный разными словами. Поскольку ключевые решения на местном уровне – это и есть общественная безопасность, культурная, языковая и экономическая политика конкретно в Закарпатье или конкретно в Чернигове.

 

Находясь в плену иллюзий, созданных СМИ, украинское общество напоминает «ежика в тумане», которому озабоченные фетиш-патриотизмом граждане всучили в лапы автомат, перевязанный цветными ленточками. И туман никак не рассеивается.

* * *

Вот и опрос по стрессам, проведенный КМИС, выявил, что от 30,5 до 39,7 процента жителей Украины, в зависимости от региона проживания (исключая восточные области), в 2015 году не испытали никакого стресса. Вообще. В стране – война, а треть граждан по этому поводу не рефлексирует. Радуется жизни.

Утешение все же есть. Состоит оно в том, что после майдана глубина социологии резко снизилась. Люди не хотят открыто высказывать свое мнение. «Очень много тех, кто боится говорить о своих предпочтениях. Я работаю с четырьмя социологическими компаниями, и социологи отмечают, что сегодня больше половины респондентов — до 60–65% — вообще отказываются отвечать на вопросы. Чего раньше не было. Люди опасаются, что они выскажут свое мнение, а завтра к ним придут какие-то радикалы и начнут выяснять, почему у них такие предпочтения, а не другие», – еще в прошлом году утверждал директор фонда «Украинская политика» Кость Бондаренко.

Опасаются репрессий со стороны СБУ. Опасаются доносов. Опасаются преследований на работе. Разных «коридоров ганьбы» и мусорных контейнеров под дверь. Опасаются похищений и бессудных расправ.

 

Боятся люди говорить, что они думают на самом деле.

* * *

Как итог – любая социология на Украине сегодня является кривым зеркалом общественных настроений.

 

Смотреть в кривое зеркало нужно только для того, чтобы понять, насколько оно криво.

Иначе говоря, цифры Института Горшенина имеют место быть. Но никто не знает, к какому проценту украинцев приложить эти цифры. Зеркало-то криво.

 

Источник: Ирина Самарина, «Одна Родина»

«Комитет»


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006