Версия для печати
ПОЛИТИКА
ПОДАРОК ЕС УКРАИНЕ К 8 МАРТА: ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ
Когда Оруэлл писал роман «1984», Украины еще не было. Но гениальность писателей состоит в способности предвидеть события. Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки, а в каждом талантливом фантастическом произведении – доля реальности. Наблюдая за украинскими событиями, невольно чувствуешь себя в оруэлловской реальности, где «правда – это ложь», «свобода – это рабство», «Океания всегда воевала с Остазией». На майданных «пятиминутках ненависти» между прыжками и исполнением гимна толпа требовала независимости Украины. Как оказалось, независимость – это внешнее управление.
* * * Когда Украина лишь готовилась к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС, многие аналитики предупреждали, что страна окажется под прямым диктатом Евросоюза, будет вынуждена без согласования с Киевом принимать европейское законодательство, а управление органами власти будет осуществляться чиновниками ЕС.
Договор еще не вступил в силу, а ЕС уже полностью лишил страну суверенитета. Во время туристического вояжа украинских депутатов в Брюссель на Неделю Украины в Европарламенте был утвержден знаковый документ: «Доклад и дорожная карта о внутренней реформе и повышении институциональной способности Верховной Рады Украины». Доклад, содержащий 52 директивы, которым гордо потрясал председатель Верховной рады В.Гройсман, был принят во исполнение подписанного 3 июля 2015 г.
Меморандума о взаимопонимании между Верховной радой Украины и Европарламентом об общих рамках парламентской поддержки и повышения институциональной способности. Целью меморандума является исполнение приоритетов Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Стоит ли удивляться, что рекомендации по «реформированию» парламента под исполнение лишь одного из множества международных договоров Украины писали исключительно иностранцы? Работой Миссии по оценке потребностей руководил экс-глава Европарламента П.Кокс, соавторами являлись работники аппарата Европарламента, а к подготовке «ценных указаний» привлекались Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit (GIZ), USAID, Вестминстерская фундация за демократию, NDI (США) и т.д.
Впрочем, украинский законодательный орган давно уже потерял суверенитет в вопросе принятия нормативных актов. В мае 2015 г. при Комитете по евроинтеграции был создан независимый от Верховной рады (ВР) и её аппарата орган, получивший право экспертизы законопроектов на предмет их соответствия Соглашению об ассоциации с ЕС. Финансируют внепарламентскую структуру фонды «Открытое общество» и «Возрождение» Дж.Сороса.
Среди 52 «ценных указаний» для Верховной рады есть совершенно вопиющие. В частности, рекомендация № 13 обязывает Украину принимать законы меньшинством от состава ВР. Сейчас для принятия закона необходимо 226 голосов, что составляет 50% конституционного состава ВРУ + 1 голос. В соответствии с «реформой» законы можно будет утверждать простым большинством от количества присутствующих при наличии кворума. То есть при кворуме в 226 депутатов для принятия закона достаточно лишь 114 голосов. «Протащить» таким образом можно что угодно.
Ограничиваются и конституционные права народных депутатов Украины на законодательную инициативу и подготовку депутатских запросов. Например, рекомендация № 6 предлагает в начале каждой сессии ВР выбирать лишь 20 депутатских законопроектов. При этом иностранные контролеры планируют «оказывать помощь» в формировании повестки дня пленарных заседаний. Какого рода будет эта помощь, ясно из текста доклада, в котором говорится о недопустимости принятия парламентом «популистских» законов, т.е., надо полагать, тех, которые защищают права граждан и национальные интересы Украины. Предполагает Европарламент и четко определить, что депутатам можно и что нельзя писать в депутатских запросах.
Для усиления контроля над прохождением законопроектов предлагается создание специальной структуры в аппарате ВРУ, задачей которой будет являться проверка законопроектов перед их регистрацией. Вопрос конституционности данного решения, когда рядовые чиновники получат право блокировать законодательные инициативы депутатов, иностранных кураторов не волнует. Хотя такой ответственный участок вряд ли доверят украинским аборигенам, а Конституция Украины не писана для зарубежных гауляйтеров.
Чтобы общественность не возмущалась вопиющими нарушениями Основного закона, предполагается перевести в закрытый режим заседания Согласительного совета, где иностранные кураторы будут «помогать в формировании повестки дня». А для освещения результатов работы ВР в СМИ в парламенте будет работать специальная группа тщательно отфильтрованных по принципу лояльности «политических корреспондентов». * * * Но это далеко не все. Целый раздел доклада посвящен системе «сближения украинского законодательства с правом ЕС». В соответствии с действующим сейчас законом о комитетах ВРУ, комитеты являются равноправными. Теперь же предлагается подчинить их работу Комитету по евроинтеграции, который должен составлять ежегодные планы работы по сближению законодательства, а в каждом комитете должен быть назначен человек, контролирующий все поступающие законодательные инициативы на предмет соответствия обязательствам Украины перед ЕС. Все законопроекты, которые подаются Кабмином, также должны содержать пояснительную записку о соответствии нормативного акта положениям Соглашения об ассоциации с ЕС.
Система полного «евроконтроля» неминуемо коснется и исполнительной ветви власти. Как заявил во время Недели Украины польский депутат Европарламента Яцек Сариуш-Вольски, в Киеве нужно создать специальный правительственный офис для имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС, который должен иметь право «терроризировать» министерства с тем, чтобы выполнять План имплементации Соглашения об ассоциации». Согласно предложениям депутата, офис должен проверять все правительственные законопроекты на соответствие законодательству ЕС, парламент должен согласовать с правительством специальную ускоренную процедуру рассмотрения правительственных законопроектов, направленных на исполнение Соглашения. Невыполнение Плана тем или иным министерством должно приводить к отставке министра, а право депутатов подавать поправки к законопроектам должно быть ограничено.
Согласно нормам международного права любое государство обладает суверенитетом на осуществление внешней политики и заключение международных договоров, а все международные договоры страны равны между собой. Во всем мире это так, за исключением Украины. Страна имеет несколько тысяч международных обязательств перед третьими странами, которые отныне обязана будет пропускать через сито их соответствия нормам Соглашения об ассоциации с ЕС. То есть страна теряет международную субъектность и становится недоговороспособной. Куда проще теперь решать вопросы международного сотрудничества с Украиной не в Киеве, а в Брюсселе. Независимая страна, нечего сказать. * * * Как всегда, полностью потеряв возможности принятия решений в собственном государстве, Украина в ответ не получила ничего. Как подчеркнул 3 марта глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, «Украина определенно не сможет стать членом ЕС в ближайшие 20-25 лет, то же самое можно сказать о ее членстве в НАТО». «Прокатили» Киев даже с безвизовым режимом, который, по сути, никак не облегчал доступ украинских граждан на территорию Евросоюза. Комментируя итоги турпоездки в Брюссель, Ю.Луценко написал: «Мы имеем 2 недели для формирования новой коалиции, нового технократического правительства, голосование за поправку в законе. Следующие 2-3 месяца Правительство должно устранить всех партийных и олигархических ставленников из крупнейших государственных монополий, покончить со смотрящими на таможне и другие видимые антикоррупционные шаги. Иначе — фиаско. Брюссель слезам не верит».
Даже самые фанатичные евроинтеграторы отдают себе отчет, что Европа не сделает ни шагу навстречу Украине, а вся евроинтеграция является мифом. Но принять и исполнить все лишающие страну независимости колониальные обязательства это не помешает.
Источник: Ольга Шелкова, "Одна Родина" Версия для печати Обсудить на форуме (0) |