МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати ПОЛИТИКА
«СКАЧКИ» КИЕВА ПО ПОВОДУ ГАЗА И ГТС ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Отношения между «Газпромом» и «Нафтогазом» достигли того рубежа, после которого следует только полное прекращение каких-либо контактов. Больше 80 дней Украина не закупает российский газ, выкачивая из хранилищ ранее накопленные объемы. В Стокгольмском арбитраже продолжаются разбирательства по встречным искам на многомиллиардные суммы. И хотя европейский суд пока не вынес ни одного вердикта, стороны продолжают выдвигать взаимные претензии и «штрафовать» друг друга под новыми предлогами. Вдобавок Киев пытается в одностороннем порядке изменить существующий контракт и наладить схему «виртуального реверса». Москва откровенно устала и хочет уже с 2019 года отказаться от услуг ветшающей украинской ГТС.

 

Непредсказуемый транзит

На этом фоне откровенно удивляют планы Украины добровольно снизить тарифы на транспортировку российского газа в Европу. Об этом 16 февраля на энергетической выставке сообщил директор по развитию бизнеса НАК «Нафтогаз» Юрий Витренко. Киев предлагает снизить стоимость услуг своей ГТС в девять раз и таким способом сделать прокачку газа через Украину «самой дешевой в Европе». Правда, расщедриться Киев надеется только после истечения действующего контракта, в 2020 году. Менеджеры «Нафтогаза» не скрывают, что весь смысл громкого пиар-хода – показать «на цифрах», как невыгодно будет транспортировать газ из РФ в Германию по «Северному потоку-2». Таким нехитрым способом Киев хочет заставить Москву отказаться от строительства нового газопровода.

 

На практике Киев действует в противоположном направлении. 19 января министр энергетики Владимир Демчишин объявил, что плата за прокачку тысячи кубометров российского газа на каждые сто километров повышается более чем в полтора раза (с $2,7 до $4,5). Эксперты сомневаются, что Киев может в одностороннем порядке вносить изменения в существующий международный контракт, но В. Демчишин считает иначе. Чиновник уверен, что вопрос цены после принятия Верховной радой закона о рынке газа находится в ведении украинской НКРЭ. «До этого был тариф на транзит, а теперь будет тариф на транспортировку газотранспортной системой», - пояснил суть изменений глава Минэнерго. На случай если «Газпром» откажется платить по новому тарифу, Киев пригрозил обратиться в Стокгольмский арбитраж.

 

На этом сюрпризы не закончились. 22 января Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) признал «Газпром» монополистом на рынке транзита газа через магистральные газопроводы и оштрафовал его на 85 млрд. грн. ($3,4 млрд.). Киев обвиняет российскую компанию в «бездействии», призывает привести условия сотрудничества с «Нафтогазом» к «экономически обоснованному уровню» (принять повышение цены транзита) и устанавливает два месяца на выплату штрафа. В Москве расценивают решение АМКУ как метод давления на «Газпром» и намерены защищать свои интересы всеми доступными правовыми способами. Киев традиционно грозит судом.

 

Дела судебные

 

По последним данным, общая сумма исковых требований Украины к «Газпрому» варьируется от $11 до $16 млрд. Всего «Нафтогаз» подал в Стокгольмский арбитраж два иска. Во-первых, Киев хочет задним числом изменить цену и вернуть «переплату» за весь газ, потребленный с 20 мая 2011 года (не менее $6 млрд.). «Справедливая» стоимость голубого топлива, по мнению украинских менеджеров, должна считаться по принципу «хаб-минус» (цена в Европе минус цена транспортировки) и плавать в рамках $100-120. Попутно «Нафтогаз» хочет получить право этот газ перепродавать за рубеж. Во-вторых, Киев требует от «Газпрома» выплатить компенсацию за снижение объемов транзита ($3,2 млрд.) и низкую транзитную ставку ($3 млрд.).

 

Украинский юрист Станислав Батин считает, что в контракте действительно предусмотрен принцип «бери или плати», согласно которому Россия должна прокачивать через украинскую ГТС не менее 110 млрд. кубометров газа в год. С другой стороны, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов уточняет, что в договоре указаны желательные транзитные объемы и не прописаны штрафные санкции за их снижение. Кроме того, там зафиксировано обязательство «Газпрома» ежегодно обеспечить поставки Украине максимум 52 млрд. кубов газа и обязательство Киева оплатить минимум 80% от этого объема (41,6 млрд. кубометров), даже если фактически он их не потреблял.

 

Список претензий «Газпрома» к «Нафтогазу» вполне конкретный. Через Стокгольмский арбитраж Москва планирует взыскать с Киева задолженность за потребленный газ, плюс пеню. 19 января «Газпром» направил «Нафтогазу» счет на оплату штрафа за недобор газа в третьем квартале 2015 года ($2,5 млрд.), который Киев официально отказался погашать. Кроме того, выяснилось, что в недрах украинской ГТС «несанкционированно оседает» транзитный газ. Всего топлива потерялось на сумму $5,861 млн., о чем 15 февраля «Газпром» подал жалобу в Стокгольм. В «Нафтогазе» факт пропажи не отрицают, но считают его недостойным внимания, списывая все на технологические потери. Действительно, по сравнению с общей суммой судебных претензий «Газпрома» к Украине, которая уже уверенно перевалила за $30 млрд., исчезнувшие кубометры не столь существенны. Важно другое. Потеря газа почти на $6 млн. в год красноречиво иллюстрирует техническое состояние украинской ГТС и ее плачевные перспективы.

 

Традиционно на газовом фронте не обходится без «пэрэмог». Киев продолжает праздновать первую в своей истории зиму без российского газа. С конца ноября «Нафтогаз» действительно не купил у «Газпрома» ни одного кубометра. Киев предпочитает получать российский газ исключительно через европейских посредников, который, если верить президенту страны Петру Порошенко, стоит на 30% дороже «газпромовского». По официальной информации «Нафтогаза» и Минэкономразвития, потери украинского бюджета значительно скромнее. За второй и четвертый кварталы 2015 года за реверсный газ Киев в общей сложности переплатил несколько десятков миллионов долларов, отмечает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

 

Высказывания Демчишина и главы «Нафтогаза» Андрея Коболева о том, что в ЕС Украина покупает газ дешевле, содержат изрядную долю манипуляции. Стоимость голубого топлива на европейских хабах действительно иногда может опускаться ниже цены, предлагаемой «Газпромом», но с учетом транспортировки ($25-30), наценки газотрейдеров и коррупционной составляющей выходит дороже. Впрочем, Киеву все равно придется закупать газ у Москвы. По состоянию на 17 февраля украинские ПХГ заполнены лишь на 33%, и пережить еще одну зиму на старых запасах не получится даже в случае повторения теплой погоды. Проблема только в том, что у Украины банально нет на это своих денег, а западные кредиторы финансируют покупку российского газа только у европейских трейдеров.

 

Выход из ситуации Киев видит в запуске «виртуального реверса», позволяющего производить взаимозачет природного газа без его фактической транспортировки. 4 февраля Верховная рада приняла соответствующий закон, позволяющий «Укртрансгазу» осуществлять манипуляции с транзитным топливом. «Виртуальный реверс — это дополнительные мощности в размере 60-70 миллиардов кубометров в год», - объясняет Ю. Витренко и сравнивает его запуск с открытием четырех автобанов вместо одной асфальтовой дороги. Попутно Киев сможет брать с Москвы деньги за несуществующий транзит. Проблема только в том, что на пути «виртуального счастья» стоит «Газпром», небезосновательно считающий подобные схемы мошенническими.

 

Менеджеры «Нафтогаза» жалуются, что российская компания отказывается предоставлять shipper code pairs (пары шиппер-кодов), с помощью которых определяются суточные объемы и направления российских поставок газа европейским покупателям. Украина отказывается «мириться» с такой ситуацией и требует проведения трехсторонних переговоров в формате Москва-Брюссель-Киев. Для большей убедительности «Нафтогаз» традиционно подал материалы в Стокгольмский арбитраж. Слушания в европейском суде по взаимным искам должны начаться уже весной.

* * *

«Скачки» Киева по поводу газа и ГТС могут закончиться так же плачевно, как и «скачки» по всей стране во время госпереворота в о имя безвизового режима и ассоциации с ЕС. На положении дел в самой Украине может сказаться как «газовая независимость» от РФ, так и «газовая свобода» на рынке ЕС. В феврале Еврокомиссия обнародовала проект по созданию девяти зон газообеспечения стран-членов Евросоюза, заметим, для укрепления взаимопомощи между участниками рынка и избежания газового шантажа.

 

Как видим, Украина (хоть и в границах февраля 2014 года) не включена ни в одну из этих зон безопасности, спроектированных Еврокомиссией.

Продолжаем скакать?

 

Источник: Николай Коринь, «Одна Родина»

«Комитет»


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006