Барак Обама произнёс в Овальном кабинете речь, транслировавшуюся по американскому телевидению. По его мнению, массовый расстрел людей в калифорнийском городе Сан-Бернардино — террористический акт. Президент намекнул на «обширный заговор» в США и призвал конгресс санкционировать применение военной силы против «Исламского государства». Б. Х. Обама пообещал, что американские военные устроят «охоту» за террористами по всей планете. Однако его речь, обращённая в будущее, не вдохновила иных граждан, готовых бороться с боевиками прямо сейчас — на улицах родных городов. Президент одного университета призвал студентов вооружиться и «покончить с мусульманами».
Выступление Барака Обамы можно послушать в Интернете на сайте телеканала CNN.
Президент США Барак Обама, отмечается в сообщении CNN, в воскресенье выступил со «страстной» речью, пообещав «уничтожить» группировку «ИГ» путём проведения «беспощадной, сильной и мудрой кампании», которая «согласуется» с американскими «ценностями».
Телеобращение Обамы к «нервничающей нации» было записано в Овальном кабинете и транслировалось позднее в прайм-тайм CNN. Речь президента слушали миллионы.
Президент заявил, что массовый расстрел на прошлой неделе в Сан-Бернардино (штат Калифорния) был терактом, устроенным двоими радикально настроенными людьми, исповедующими «извращённую» форму ислама.
«Это был акт терроризма, задуманный с целью убийства невинных людей», — отметил Обама.
«И я хочу, чтобы вы это знали. Угроза терроризма реальна, но мы её преодолеем. Мы уничтожим «ИГ» и любую другую организацию, которая попытается причинить нам вред», — сказал президент США.
Говоря это, Б. Х. Обама явно осознавал, отмечает журналист Стивен Коллинсон, что общественная поддержка его ответа терроризму «убывает». Может быть, именно потому Обама «пытался успокоить народ» словами о «кризисе под контролем» не сидя за столом, как делало большинство предыдущих президентов, а стоя за трибуной, установленной в Овальном кабинете.
«Мы победим, мы будем сильны и умны, крепки и неутомимы», — поведал народу Обама.
Далее он призвал конгресс принять меры по ужесточению контроля за покупкой оружия в стране. Никто из террористов не должен иметь возможность быстро и легко купить огнестрельное оружие.
По мнению журналиста CNN, такая идея вызовет «гнев консерваторов». И тем не менее Обама уверен, что жёсткий контроль над обращением огнестрельного оружия стал бы ключевой частью борьбы с «ИГ». Президент считает, что теперь люди, которые хотят навредить американцам, «слишком легко» приобретают в США оружие. Когда «подозреваемые» имеют возможность приобрести автоматическое оружие, это становится «вопросом национальной безопасности», уточнил Обама. Боевое оружие — такое, как то, что было применено в Сан-Бернардино, где погибло 14 человек, — не должно продаваться так, как оно продаётся сейчас.
В конгрессе, напоминает журналист CNN, сегодня доминируют республиканцы, и они, разумеется, сделают так, чтобы законопроект от Обамы, направленный на пересмотр оружейных законов, принять было «почти невозможно».
В своей речи Б. Х. Обама призвал законодателей окончательно разрешить использование вооружённых сил США в войне с «ИГ».
Вероятный республиканский кандидат в президенты (фаворит гонки) Дональд Трамп высмеял речь Обамы, сказав: «И это всё?», и заметил, что стране «нужен новый президент — и быстро!»
Бывший губернатор Флориды Джеб Буш, ещё один претендент на кресло в Овальном кабинете, заявил, что Обама наконец отказался от своих «политических фантазий» и признал, что терроризм вовсе не отступает.
В своём выступлении Обама предупредил, что Соединённые Штаты не выиграют войну против «ИГ», если развернут сухопутные войска по образцу кампании в Ираке, которая была ошибкой. Обама уверен, что его подход, который уже используется, в том числе с нанесением воздушных ударов и сотрудничеством с местными силами в Ираке и Сирии, позволит победить.
Также президент заметил, что приверженцы ислама тоже несут ответственность, хотя «бандиты и убийцы» из «ИГ» и не говорят от имени чистой веры — это скорее проповедники «культа смерти». Однако «это не значит, что надо отрицать факт распространения экстремистской идеологии в некоторых мусульманских общинах». Мусульмане поэтому обязаны искоренять проявления радикализации в своей среде, противостоять им. Исламским лидерам следует однозначно отвергнуть «идеологию ненависти», исповедуемой группировками «ИГ» и «Аль-Каида».
По словам Обамы, американские военные будут охотиться за террористами в любой стране, где они укрываются. Президент заявил, что Вашингтон будет плотнее сотрудничать с союзниками с целью прекратить финансирование «ИГ» и предотвратить вербовку иностранных бойцов. Ещё он пообещал «усилить поиск процесса» по обеспечению политического урегулирования в Сирии.
В финале речи Обама призвал американцев к единству и патриотизму и заявил, что свобода «сильнее» страха. Американские граждане, по его словам, не должны забывать о том, что делает их нацию «исключительной».
Речь Обамы, добавим от себя, не всем показалась убедительной.
Информационный портал Rawstory.com рассказал о Джерри Фалуэлле (Jerry Falwell), педагоге и президенте Liberty University. Этот человек выразил негодование попыткой Обамы ужесточить контроль за оружием и в качестве ответа предложил срочно вооружиться, потренироваться в стрельбе и «покончить с мусульманами».
Джерри Фалуэлл, президент университета, придерживающегося христианских ценностей, призвал своих студентов получить разрешение на скрытое ношение огнестрельного оружия. Таким образом молодые люди могли бы предотвратить вероятный следующий массовый расстрел.
Джерри Фалуэлл-младший, глава Университета Свободы, христианской высшей школы в штате Вирджиния, подверг резкой критике заявления президента Обамы о контроле за оборотом оружия.
«Это просто взрывает мой мозг, — сказал педагог, — когда я вижу, как президент Соединённых Штатов говорит, что ответ на [стрельбу в Сан-Бернардино] надо усилить контроль над оборотом огнестрельного оружия», — цитирует издание Фалуэлла. Университетский деятель намекнул, что у него «прямо сейчас в заднем кармане» имеется пистолет. Далее оратор призвал носить оружие, чтобы «убить мусульман прежде, чем те придут и убьют нас».
Он заявил, что университет предлагает бесплатный курс по получению разрешения на скрытое ношение оружия. Фалуэлл сказал: «Я просто хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы призвать всех вас получить такое разрешение. Мы предлагаем бесплатный курс. Давайте дадим им урок, если они когда-нибудь покажутся здесь», — сказал он.
Свою точку зрения на борьбу с терроризмом, добавим от себя, высказал и историк Стивен Коэн, специалист по России. В отличие от радикально настроенного педагога Джерри Фалвелла-младшего, носящего пистолет «в заднем кармане», Коэн считает, что искоренить угрозу терроризм можно только на международном уровне и только с помощью Кремля.
Перевод текстовой адаптации аудиозаписи выступления профессора Принстонского и Нью-Йоркского университетов Стивена Коэна на заседании Клуба Содружества Сан-Франциско, размещённой на платном ресурсе commonwealthclub.org, можно в полном объёме и на русском языке бесплатно прочесть на «ИноСМИ».
Мы приведём главное из речи Коэна.
«Сегодняшние террористы используют конвенционное оружие, автоматы, миномёты и бомбы. Но будь у них в Париже банка с радиоактивными материалами, Париж пришлось бы эвакуировать. Это реальная угроза сегодня. Этот тип угрозы невозможно устранить, сдержать, выкорчевать полностью, если у нас не будет партнёра в Кремле. Это если коротко. Ещё раз повторяю, я говорю о партнёре, а не о друге. Никсон и Клинтон говорили о дорогом друге Брежневе и друге Ельцине, но это была чистая показуха. Мне безразлично, нравится ли нам кремлёвский лидер или нет, но мы должны признать наличие общих интересов ради партнёрства, как сотрудничают два бизнесмена при заключении контракта. У них есть общие интересы, и им необходимо доверять друг другу, так как если один из них нарушит контракт, то интересы второго пострадают.
Сегодня у нас нет таких отношений с Россией, даже после Парижа, и об этом я говорю уже несколько лет подряд. Люди говорят, что я не патриот и путинист, но это не так. Я отвечаю им, что это высшая форма патриотизма — защита национальной безопасности Америки».
По словам Коэна, американскому правительству следует быть патриотами национальной безопасности Америки, а для этого нужно «всё переосмыслить». В своё время администрация Б. Клинтона, выбрав антироссийский подход «победитель получает всё», поступила «неразумно», считает историк. Эта политика «подорвала шансы на стратегическое партнёрство с Россией в поворотный момент истории». «К сожалению, — сказал учёный, — сегодняшние сообщения свидетельствуют о том, что Белый дом и Госдепартамент думают в основном о противодействии России в Сирии. Говорят, что они обеспокоены тем, как Россия оспаривает американское мировое лидерство».
Однако, по мнению Коэна, США больше не могут «в одиночку вести мир». Глобализация положила конец однополярному миру. «На наших глазах возник многополярный мир, где есть не только Россия, но ещё пять или шесть мировых центров», — напоминает историк. И всё же Вашингтон упрямо не желает признать эту реальность. И это «стало частью проблемы».
В итоге, добавим в заключение, в США появляются обособленные борцы с терроризмом, пропагандирующие скрытое ношение оружия и отстрел мусульман, а в Сирии и Ираке действуют одновременно две коалиции, борющиеся против, казалось бы, общего врага — группировки «ИГ».
В действительности новая «стратегия» Обамы (усиление действий против «ИГ» и дополнительный контроль над оборотом оружия в США) обречена на провал. Первая часть заявления — пустая риторика, поскольку Белый дом воюет преимущественно с Асадом, а не с «ИГ»; вторую «голубю мира» не дадут воплотить в жизнь консерваторы-республиканцы, дорожащие правом носить в карманах пистолеты.
Поэтому страстная речь товарища Коэна не является семенем, упавшим в благодатную почву. Белый дом и Госдеп будут по-прежнему мыслить в духе холодной войны, а у США по-прежнему будет сильный и неуловимый враг в лице террористов.
Источник: Олег Чувакин, «Военное Обозрение»
«Комитет»