Армия США намерена увеличить количество военнослужащих и военной техники в Европе. Причина ясна: у Москвы якобы обострились «реваншистские» настроения. Некоторые командиры, обосновавшиеся в Европе, видимо, испытывают ностальгию по холодной войне: западная пресса пишет, что на континенте базируется 28 тысяч американских военных, а во времена холодной войны их было там триста тысяч. Кое-кто из западных генералов считает, что Москва «готовится к наступательным операциям».
В издании «Stars and Stripes» вышел репортаж Джона Вандивера (John Vandiver), переданный из Висбадена (Германия).
Корреспондент отмечает, что армия США пересматривает структуру своих вооружённых сил в Европе с целью эффективного противостояния «реваншистской России». Об этом сообщил изданию сам начальник штаба армии США в Европе Марк Милли.
На днях прошла встреча, в которой участвовало более тридцати европейских армейских генералов. Милли считает, что эпоха «неуклонного свёртывания» сил в Европе должна быть прекращена. «Нет, нам не нужно развёртывать силы на уровне холодной войны или делать что-либо подобное, — сказал Милли в интервью. — Но в то же время мы хотим убедиться, что имеем достаточно возможностей для сдерживания дальнейшей агрессии со стороны России».
Проверка армейских подразделений на соответствие новым вызовам времени в Европе пока не имеет установленного срока окончания. Известно одно: по её итогам в Пентагон будут представлены рекомендации. В свою очередь, их должен утвердить Белый дом.
Ранее, в прошлом году, после вмешательства России в ситуацию на Украине, отмечает издание, американские военные усилили своё присутствие в Европе: в регионе стало больше кораблей, самолётов и сухопутных войск, несмотря на бюджетные ограничения.
И всё же сокращение военных сил в регионе на протяжении более чем двух десятилетий привело к тому, что от приблизительно 300000 человек, выполнявших свой долг в Европе во времена холодной войны, осталось всего около 28000 солдат.
Командование вооружённых сил США в Европе ищет способы продемонстрировать силу и показать способность армии сконцентрировать при необходимости крупные силы в Прибалтике и Польше. Издание напоминает, что недавно доставленные около 250 танков и единиц другой тяжёлой техники в итоге будут размещены в странах НАТО у границ России. Милли заявил, что ожидает увеличения присутствия войск в регионе на основе ротации.
Запад выражает серьёзное беспокойство по поводу «российских военных операций», которые распространилась из Восточной Европы до Средиземного моря и вышли за его пределы. Москва развернула большое количество кораблей в Средиземном море и в последнее время активно вмешивается в ситуацию в Сирии (авиаудары по позициям «Исламского государства» и по противникам режима Башара Асада, отмечает издание).
Во время конференции в Висбадене развёртывание Москвой военных сил в последние годы как раз и оказалось в центре внимания обсуждений. Милли считает Россию военной угрозой для США.
Вмешательство России в ситуации на Украине и Сирии, пишет журналист, показало, насколько радикально русские осуществили военные реформы после короткой войны с Грузией в 2008 году — в то самое время, когда США и их европейские союзники ещё «наслаждались» решительным военным преимуществом над Москвой в сухопутных войсках, военно-морских и военно-воздушных силах.
Печалятся генералы и вот почему: оказывается, Москва использует своё географическое положение. В краткосрочной перспективе русские могут «быстро подавить союзников по НАТО в странах Балтии, которые имеют довольно ограниченные возможности обороны и изолированы от основных сил НАТО».
В Европейском совете по международным отношениям считают, что военная эскалация на европейском континенте вряд ли неизбежна, однако «она не может быть исключена». Один из экспертов в доклады заключил, что Европа и США недооценили военные реформы в России: «Россия явно готовится к наступательным операциям».
Что касается мистера Милли, то он полагает, что трудно предположить, каким станет следующий шаг Москвы, однако модернизированная армия России и «новейшая история вмешательства на Украине» наводят на размышления… «Это демонстрирует возможное поведение (России) в будущем», отмечает военный чиновник. И если русских «не обуздать», всё это кончится «плохо». «Я не знаю, — сказал он, — что Россия будет делать в будущем, никто не знает. Но я знаю, что они делали с 2008 года, и я знаю свои возможности. И это повод для беспокойства».
Москве мистер Милли не советует «недооценивать возможности 28 государств НАТО», а также «коллективных преимуществ» альянса в огневой мощи. «У России нет 28 союзников», — не без иронии сказал он.
Напомним, что не только США, но и Великобритания с Германией планируют разместить воинский контингент в Прибалтике — не на постоянной, а на ротационной основе, формально не нарушая не нарушая заключённого с Москвой во времена холодной войны соглашения. Ротация военнослужащих в подразделениях позволит альянсу держать войска у границ РФ фактически постоянно.
Месяц тому назад совет министров обороны государств НАТО принял решение удвоить численность сил «быстрого реагирования» в Европе. Их командные центры созданы в Болгарии, Латвии, Литве, Эстонии, Польше и Румынии.
Кроме того, НАТО обеспокоена запусками российских ракет по целям в Сирии. В октябре на эту тему высказался сам генсек Йенс Столтенберг, выступая перед министрами обороны стран НАТО в Брюсселе.
Он заявил о готовности НАТО защитить своих союзников, «включая Турцию, от любых угроз». «Мы намерены проанализировать ситуацию в Сирии», — сказал он и отметил, что НАТО наблюдает «значительное усиление возможностей» России в Сирии, что «вызывает озабоченность».
Итак, НАТО кругом видит стремления России к «реваншизму»: сначала Украина, затем Сирия. Намёк военных прозрачен: генералы подразумевают, что Кремль задумал восстановить былую мощь СССР, и этому нельзя позволить случиться. Поэтому-то в обсуждениях на уровне командующих американскими силами в Европе и министров обороны государств НАТО постоянно сквозят «прибалтийские» темы — мол, у стран Балтии «довольно ограниченные возможности обороны». Опасаются западные военные и русской непредсказуемости: «никто не знает», что будет дальше делать Москва.
Источник: Олег Чувакин, «Военное Обозрение»
Комитет