Накануне украинские СМИ со ссылками на некие «анонимные источники» сообщили о том, что специальная мониторинговая миссия ОБСЕ якобы уехала из Донецка. При этом в сообщениях украинской прессы говорилось о том, что «миссионеры» ОБСЕ якобы заявили, что не могут работать в «таких условиях», мол, машины жгут, гостиницу, в которой представители миссии проживают, пикетируют и забрасывают помидорами и яйцами… В общем, укроСМИ заявили, что представители СММ ОБСЕ как бы очень обиделись, а потому убыли в Европу жаловаться на «варваров из ДНР».
Через некоторое время после появления такого рода публикаций слово взял пресс-секретарь миссии ОБСЕ в Донбассе Майкл Боцюркив. Он опроверг заявления об уходе миссии из Донбасса, добавив, что патрули ОБСЕ остаются как в Донецком, так и в Луганском регионах. Майкла Боцюркива цитирует Донецкое агентство новостей:
Мы остаемся в Донецке, и у нас нет планов покидать этот город. Наши патрули сегодня на выезде на территории Донецка и Луганска. Операционная деятельность миссии идёт в целом в обычном режиме, патрули продолжают ежедневные выезды.
До заявления Боцюркива дезу о том, что миссия ОБСЕ якобы покидает Донбасс, подхватили и некоторые российские СМИ. В частности, вышел материал корреспондента КП Анастасии Новиковой под заголовком «Миссия ОБСЕ экстренно покидает Донецк».
Когда появляется информация о том, что то или иное событие то ли вот-вот произойдёт, то ли уже произошло, стоит выяснить, а кому такая подача материала может быть выгодна. Журналистский «горячий пирожок» для поднятия уровня интереса – это да, но тут, судя по всему, корни уходят поглубже… Чтобы попытаться разобраться, куда именно идут ведут эти самые корни, необходимо рассмотреть совокупность последних событий, связанных с ситуацией в Донбассе.
Первое, что явно обращает на себя внимание, - осложнение ситуации в регионе. Турчинов заявляет, что Киев «полностью выполняет Минские соглашения», и в том же предложении говорит, что ВСУ стягиваются к линии соприкосновения сторон, обустраивая «активную оборону». В отчёте украинских «командующих» эта самая «активная оборона», как выясняется, настолько активна, что отдельные подразделения даже «отбивают» высоты у ополченцев (в риторике Киева – «у российско-террористических войск»)…
Второе – это недавнее сожжение в Донецке автомобилей СММ ОБСЕ. Как только фотографии обгоревших машин в Донецке обошли мировые СМИ, начался вой о том, что это «дело рук донецких сепаратистов». Украинские СМИ тут же начали выходить с новостями под заголовком «Боевики в Донецке сожгли машины ОБСЕ». Европа тоже «озаботилась». Министр иностранных дел Литвы Линкявичюс в своём микроблоге сделал запись следующего характера:
Непосредственная эскалация пророссийских сепаратистов на Украине: танковое вторжение, сожжённые машины ОБСЕ. Чёткий сигнал для всех противников санкций.
Украина и ЕС, как водится, назначили виновных молниеносно, хотя ни одна из организаций (даже сугубо подпольных) в ДНР ответственности за уничтожение имущества ОБСЕ на себя не взяла. Так что совершил поджог?..
Ситуация в чём-то напоминает ситуацию с малайзийским «Боингом» - упал на территории, подконтрольном армии ДНР, значит, виновники – представители ДНР… Ну, и Россия, конечно… В случае с бронированными «Тойотами» масштаб, безусловно, не тот, но в качестве провокации – пойдёт...
Третье – очередное заявление г-на Порошенко о том, что на Украине необходимо сформировать миротворческий контингент, в состав которого должны войти представители ЕС или НАТО. При этом обращает на себя внимание тот факт, то ЕС уже разъяснял украинскому президенту свою позицию – ОБСЕ уже работает на Украине, и этого пока вполне достаточно. Но тут появляется вброс, что ОБСЕ вроде как «съезжает», а потому и всплывает термин «миротворцы» в кабинете Порошенко.
Исходя из трёх рассмотренных позиций, можно прийти к выводу, что заявления о том, что миссия ОБСЕ «покидает» Донбасс выгодны в первую очередь Киеву. Точнее, выгодны не столько даже заявления, сколько реальный уход специальной мониторинговой группы из Донбасса – и чем раньше, тем для укровластей лучше. Ведь наблюдатели при наличии автомобильной техники имеют возможность передвигаться на существенные расстояния и фиксировать в своих отчётах то, что ВСУ, нацгвардия и наци-батальоны стягиваются к линии соприкосновения сторон, нарушая Минские соглашения. А если миссия ОБСЕ оставлена «без колёс», то Киев этим убивает сразу трёх зайцев – во-первых, указывает на «варварские действия ополченцев» (мол, глядите – машины они сожгли прямо рядом со зданием своей же администрации), во-вторых, заставляет ОБСЕ сосредоточиться на наблюдении за действиями исключительно армий и властей народных республик, в третьих – заговорить о том самом натовском «миротворческом контингенте». А если учесть, что и сама миссия ОБСЕ не особенно старалась увидеть нарушения с украинской стороны, то для неё сожжение машин в целом даже неплохое развитие событий для оправдания своей же близорукости (меньше выездов – меньше вопросов со стороны населения):
Одно дело - недовольство дончан и луганчан, которые устали от "близорукости" СММ ОБСЕ, и другое дело - использование этого недовольства определёнными силами в своих интересах.
Таким образом, напрашивается вывод, что если ОБСЕ действительно покинет Донбасс, то руки будут потирать ставленники нынешних киевских властей, осознавая, что провокация реализована на 100%, и что путь к новому этапу полномасштабной войны в обход всяких минских соглашений для киевской пушечной массы открыт.
Источник: Алексей Володин, «Военное Обозрение»
Комитет