Версия для печати
ПОЛИТИКА
КАК УКРАИНЕ ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Украину принято называть житницей. Действительно, аграрный потенциал страны огромен. По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН FAO, сельскохозяйственные ресурсы страны позволяют накормить около 150 млн. человек, а в перспективе – все 400 млн. После уничтожения промышленного потенциала аграрный комплекс остается последней палочкой-выручалочкой для украинских властей. Но со свойственной им разрушительной силой они разбазаривают и этот последний ресурс.
* * * В независимость Украина вошла с развитым сельскохозяйственным комплексом, подкрепленным сетью предприятий по производству сельхозтехники и удобрений, множеством элеваторов и хранилищ, разнообразными перерабатывающими предприятиями пищевой промышленности.
В УССР доля сельского хозяйства в экономике республики составляла 26%, но уже в 2011 г. упала до 9,8%. Страна ежегодно производила 51-52 млн. тонн зерна, 6,5 млн. тонн мяса, 24,5 млн. тонн молока, 6 млн. тонн сахара.
Украинские власти предпочитают докладывать о небывалом подъеме аграрного сектора, сравнивая его показатели с провальными 1990-ми или укрывая масштабы развала за лукавой краткосрочной статистикой. Если же сравнить с последним годом существования УССР, масштабы трагедии, постигшей сельское хозяйство страны, становятся очевидными.
Так, в 1990 г. поголовье крупного рогатого скота составляло 25,1 млн. голов, в 2014 г. – 4,5 млн., свиней – 19,9 млн. и 7,9 млн., овец и коз – 9,003 и 1,7 млн. соответственно. В 1990 г. Украина производила 4,3 млн. тонн мяса, в 2014 г. – 2,3 млн. тонн, молока – 24,5 млн. тонн в 1990 г. против 11,1 млн. тонн в 2014 г.
По сравнению с советским периодом увеличилось лишь поголовье птицы и производство яиц.
На фоне обвала экономики и промышленности в Киеве бодро отрапортовали, что в 2014 г. индекс прироста производства сельского хозяйства составил 116%. На самом деле все далеко не так радужно. Отечественный агропром деградирует вместе с остальной экономикой страны. Сокращаются посевы. В 2014 г. посеяно 14,9 млн. га зерновых, в 2015 г. - лишь 12,8 млн. га. Под технические культуры в 2014 г. засеяно 8,3 млн. га, в 2015 г. - 7,6 млн. га. Это неминуемо приведет к падению доходов от экспорта зерна в размере около 800 млн. долл. и подсолнечника около 500 млн. долл.
Сокращается и животноводство. В 2014 году поголовье крупного рогатого скота снизилось на 650 тыс. голов, свиней на 568 тыс., овец на 364 тыс. Правление Петра Порошенко обернулось катастрофическим сокращением поголовья скота в крестьянских хозяйствах на Украине, заявил 15 июля на заседании Верховной рады депутат Иван Кириленко. «Сказать, что ситуация катастрофичная, — ничего не сказать. Она, по-моему, перешла границу невозврата. За полгода нынешних поголовье сократилось ровно настолько, сколько за предыдущие 2 года, вместе взятые», – отметил он.
Ухудшаются и макроэкономические показатели сельского хозяйства. В 2013 году рост доли сельского хозяйства в ВВП составил 13,3% при общем его (ВВП) нулевом росте за год, а в 2014 г. уже всего 2,2% при падении годового ВВП на 7,5%.
В текущем году аграрный сектор начал падение, которое в первом квартале составило 4,7% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. При росте доли сельского хозяйства в экспорте с 25 до 36,5% его абсолютные показатели уменьшаются. В 2015 г. по отношению к первому кварталу 2014 года падение сельскохозяйственного экспорта Украины составило 15,6%. Среди основных причин кризиса агропрома – девальвация гривны, которая привела к росту цен на ГСМ, удобрения и корма, а также сокращение экспорта продукции в Россию и страны СНГ.
В свою очередь, падение сельскохозяйственного производства приводит к изменениям в еще оставшемся сельскохозяйственном машиностроении, в пищевой промышленности, производстве минеральных удобрений, комбикормовой промышленности, в области мелиоративного и сельского строительства и т. д. По итогам 2014 г. Украина сократила производство основной химической продукции, удобрений и азотных соединений, пластмасс и синтетического каучука на 23,7%, производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства сократилось на 13,8%.
Впрочем, существует и обратная зависимость. Спад промышленного производства привел к тому, что сельскохозяйственное оборудование изношено на 80%, его средний возраст составляет 30 лет, а размер импортных поставок достиг 1,5 млрд. долл. в год. Развязанная киевской властью война в Донбассе и газовые войны с Россией привели к остановке химической промышленности, обеспечивавшей аграриев удобрениями и ядохимикатами. * * * С распадом системы колхозов и совхозов аграрный сектор развивается с угрожающими дисбалансами. Рентабельность сельского хозяйства наблюдается лишь в 5 областях, где доминируют крупные агрохолдинги, доля которых в сельскохозяйственном производстве постоянно растет. Если в 2010 г. в их управлении находилось 4,5 млн. га, то в 2014 г. их общий земельный банк увеличился до 7 млн. га. Сельскохозяйственные гиганты несут стране ряд угроз.
В них задействовано лишь 620 тыс. из 14 млн. украинских селян. При 100% охвате земель агрохолдинги смогут обеспечить работой всего 2 млн. людей, а это значит, что оставшиеся 12 млн. селян попросту потеряют источники дохода, что станет смертью украинского села. Агрохолдинги настолько хищнически эксплуатируют землю, что способны уничтожить черноземы за 20 лет.
Впрочем, они в этом не одиноки. В погоне за быстрой прибылью по принципу «после нас хоть потоп» работают почти все сельхозпроизводители. Еще в 2008 г. Минагропром бил тревогу, что площади посевов технических культур, таких как рапс, кукуруза, подсолнечник, соя, достигли 30%, тогда как, согласно нормам, 45–60% должны составлять зерновые и лишь 10–12% — масличные. Но хищники не останавливаются. В 2014 г. посевные площади под урожай зерновых и зернобобовых в Украине в 2014 г. сократились на 4,7%, в то время как на технические культуры пришлось 30,6% площадей. В 2015 г. площади под посев масличных увеличились еще на 3%. Но самый страшный удар по сельскому хозяйству нанесла бездумная прозападная политика властей, превратившая Украину, полностью обеспечивавшую себя пропитанием, в страну-импортера сельскохозяйственной продукции.
Лишь вступление Украины в ВТО привело к тому, что, например, импорт мяса в 2012 г. вырос в 1,9 раза, а в ценовом измерении – в 2,5 раза, при этом импорт свинины в 2011 г. по сравнению с 2007 г. вырос в 2,3 раза. В 2008-2012 гг. увеличился с 91,2 млн. долл. до 133,2 млн. долл. и импорт овощей и фруктов, причем за счет традиционных для Украины огурцов, помидоров, яблок, абрикосов, персиков…
Страдают именно высокотехнологичные сегменты агропрома. Удельный вес молочной продукции (традиционного экспортного товара высокой степени переработки) сократился в общем экспорте сельскохозяйственной продукции с 5,8% в 2008 г. до 2,7% в 2012 г.
Экспорт сухого молока, занимавший 31,8% в структуре поставок молочной продукции, за период 2008-2012 гг. снизился до 20,4%, а в ценовом измерении и вовсе в 2 раза. При этом производство отдельных видов молочной продукции становится нецелесообразным.
В результате конкурентного давления закрыто 50 сахарных заводов, отечественные производители потеряли 11% внутреннего рынка, а суммарное количество потерянных рабочих мест в сахарной и свиноводческой отраслях составило 500 тыс. По итогам 2014 года хозяйствами всех категорий в Украине собрано на 7,8% меньше плодоягодной продукции, на 4,5% меньше винограда. По прогнозам Национального научного центра «Институт аграрной экономики», в 2015 г. производство валовой продукции растениеводства упадет на 5%. * * * Но настоящий ужас для украинского села и жителей страны еще впереди. Политику киевской власти в отношении сельского хозяйства можно смело назвать геноцидом, если это слово применимо к неодушевленному предмету. Под давлением МВФ с 1 января 2016 года абсолютно все украинские аграрии должны быть лишены льготных ставок НДС, что наложит на них дополнительное бремя в 30 млрд. грн. Готовится и отмена моратория на продажу сельскохозяйственных земель, что позволит западным сельскохозяйственным гигантам захватить украинскую пашню.
После этого Украина превратится в питомник ГМО продукции. Собственно, захват украинских черноземов был одной из основных причин февральского государственного переворота. Европа, которая вытесняет продукты ГМО со своей территории в Азию, Африку и Латинскую Америку, предусмотрительно подписала с Украиной Соглашение об ассоциации, которое делает страну беззащитной перед генетическими уродами. Так, статья 404 соглашения предусматривает развитие сотрудничества в сфере биотехнологий. А приложение 27 к договору обязывает Украину в течение 2 лет после вступления в силу соглашения имплантировать в свое законодательство ряд директив ЕС, в частности «Директиву № 2001/18/ЄС Европейского парламента и Совета от 12 марта 2001 г. об освобождении в окружающую среду генетически модифицированных организмов» и «Регламент (ЄС) № 1946/2003 о трансграничных перевозках генетически модифицированных организмов».
Не отстают и американцы. В соответствии с докладом Оклендского института (Калифорния, США) «Идя навстречу Западу: Всемирный банк и МВФ в украинском кризисе» условием выдачи Украине кредита Всемирного банка и МВФ является ее открытие генетически модифицированным растениям и генетически модифицированным организмам. И майдан в этом контексте был далеко не случаен. Уже в ноябре 2013 г. шесть крупных украинских ассоциаций сельхозпроизводителей подготовили проект поправок в законодательство, относящееся к использованию ГМО и ГМО-семян, совпадающих с требованиями Соглашения об ассоциации с ЕС и требованиями МВФ.
С начала 2014 г., когда президентом оставался еще В.Янукович, крупные агрохолдинги приступили к строительству дополнительных мощностей для работы с ГМО-продукцией. Dupont, один из ведущих продавцов ГМО, в июне 2014 г. открыл в Полтавской области завод по производству гибридов кукурузы, подсолнечника и рапса. Cargill, контролирующий львиную долю мирового рынка зерна и торговли зерном, приобрел за 200 млн. долл. пятипроцентную долю в крупнейшем по размерам Земельном банке Украины. Печально известная корпорация Monsanto загоняет украинских крестьян в долговую кабалу, предоставляя им гранты на сумму до 25 тыс. долл. Как сообщил вице-директор картеля Х.Мадрасо, «компания рассматривает несколько участков, пригодных для строительства семенного завода в различных регионах Украины, в «кукурузном поясе», один из приоритетных регионов – Винницкая область».
Monsanto уже сейчас занимает около 20% украинского рынка семян кукурузы, а запуск завода в 2015 году позволит увеличить долю еще на 10%. Примечательно, что продвижению интересов картеля на Украине способствует сын вице-президента США Роберт Хантер Байден, являющийся председателем совета Всемирной продовольственной программы США — в рамках одноименной программы ООН.
Как только за бесценок будет продана украинская земля, вся эта свора транснациональных стервятников ринется засорять пашни ГМО, лишив крестьян работы, доступа к полям и пастбищам и средств к существованию. Тот чернозем, который не изуродуют, вывезут за границу. Уже сейчас просачивается информация о планах Швеции вывозить украинский чернозем в Европу по совершенно смешной цене в 5 евро за тонну. И хотя официального подтверждения нет, дыма без огня не бывает. Чернозёмы вывозила Германия во время оккупации в период Гражданской и Великой Отечественной войн. Оккупация – она и есть оккупация. Горе побежденным. * * * Но киевские власти идут дальше и дальше. Яценюк, выступая перед потенциальными инвесторами на состоявшейся на днях первой инвестиционной конференции Украина-США, заявил: «Сегодня мы можем назвать это бизнес-помолвкой. И мы ожидаем бизнес-свадьбы как можно скорее. Давайте создадим бизнес-семью». Так ведь уже создали. Премьер не заметил. А чего ждать украинским аграриям после подписания соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и Канадой? Источник: Ольга Шелкова, «Одна Родина» Версия для печати Обсудить на форуме (0) |