Версия для печати
ПОЛИТИКА
НЕПОДЪЕМНОЕ БРЕМЯ ДОЛГОВ
Возобновление киевским режимом полномасштабных боевых действий в Донбассе не только не отменяет, а скорее усугубляет проблему непомерного внешнего долга Украины. Между тем продолжение программы кредитования экономики Украины Международным валютным фондом возможно при условии достижения договоренностей о реструктуризации части государственного долга, заявил 1 июня глава миссии МВФ в Киеве Николай Георгиев. Это станет залогом обеспечения устойчивости госдолга и продолжения финансирования программы в полном объеме, говорится в заявлении.
Украина начала переговоры по реструктуризации части госдолга общим объемом 23 млрд. долларов 13 марта, после того как МВФ одобрил продолжение программы кредитования экономики страны на 17,5 млрд. долларов. Переговоры о реструктуризации долгов являются одним из условий МВФ. Кабмин по предложению Министерства финансов 4 апреля утвердил перечень долговых обязательств для проведения реструктуризации. Так, соотношение государственного долга к ВВП не должно превысить отметку в 71% до 2020 года, а долговое финансирование бюджета - не более 10% ВВП. Реструктуризация, если она все же произойдет, коснется внешних долгов, возникших до 28 февраля 2014 года, и будет включать часть внешнего долга Украины, гарантированные государством внешние долги и квазисуверенные долги - еврооблигации государственных банков, «Укрзализниці», города Киева.
В Киеве рассчитывали, что определенные договоренности могут быть достигнуты в ходе телефонных переговоров 5 июня между правительством и комитетом кредиторов, в который входят четверо участников – американские инвестфонды Franklin Advisers (входит в группу Franklin Templeton Investments), TCW Investment Management Company и T. Rowe Price Associates плюс бразильский инвестбанк BTG Pactual, вместе они владеют примерно 8,9 млрд. долларов украинского долга.
Возглавляет американский инвестиционный фонд Franklin Templeton. Группа Franklin Templeton является крупнейшим держателем украинского госдолга, ее фонды под управлением Майкла Хэйзенстэба владеют бумагами рыночной стоимостью около 4 млрд. долларов. Вторым крупнейшим держателем является Россия – с облигациями на 3 млрд. долларов, приобретенными еще у правительства Виктора Януковича, но она отказалась участвовать в реструктуризации украинского долга и хочет получить свои деньги в срок – в декабре 2015 года. В случае отказа от выплаты российское правительство обещает Киеву судебное разбирательство.
В середине мая на полях ежегодного саммита Европейского банка по реконструкции и развитию в Тбилиси министр финансов Украины Наталья Яресько заявила, что Украине необходимы продление сроков погашения и сокращение размера госдолга, что кредиторы должны понять. В интервью немецкой газете Handelsblatt, опубликованном 18 мая, Яресько заметила, что переговоры с кредиторами идут «сложнее, чем ожидалось». Впрочем, она выразила уверенность, что правительству удастся с ними договориться. «Национальное банкротство даже не рассматривается», – утверждала тогда Яресько.
Премьер-министр Арсений Яценюк также считал, что кредиторы примут «правильное» предложение Украины, учитывая тот факт, что страна находится в состоянии войны и потеряла 20% экономики. «Просим, обращаемся, настаиваем, чтобы кредиторы осознали ситуацию и приняли предложение Украины, которое правильное. Пришло время помочь Украине и со стороны кредиторов», – сказал Яценюк 15 мая. Украина не может выплачивать внешние кредиты, не забирая социальные выплаты, пенсии и зарплаты, а забирать «уже нечего», резюмировал украинский премьер. * * * Но расчеты Киева на переговоры 5 июня не оправдались. По их итогам Минфин выпустил заявление. «Предложение комитета (кредиторов), которое заключается в переложении их требований на счета Национального банка Украины, является неприемлемым, поскольку это предполагает использование для уплаты по долгам резервов Национального банка, что является явным нарушением законодательства Украины и в целом противоречит лучшим практикам центральных банков», - говорится в документе. Минфин напомнил о необходимости начать диалог насчет распределения долгового бремени между кредиторами, а Яресько выразила готовность непосредственно с ними встретиться. Она призвала комитет кредиторов «отказаться от искусственных и контрпродуктивных барьеров в переговорах и начать более конструктивный диалог». Неуступчивость кредиторов привела к тому, что Верховная рада 19 мая поддержала законопроект правительства Украины, предусматривающий право вводить мораторий на выплаты по долгам перед внешними коммерческими кредиторами «для защиты национальных интересов». В перечень долгов, на выплату которых может быть наложен мораторий, не входят долги перед МВФ, ЕБРР и другими институциональными кредиторами. Однако такой шаг Киева чреват самыми серьезными последствиями. Во-первых, предельно сужаются возможности страны на рынке внешних заимствований. Во-вторых, напуганы инвесторы, которых нынче на Украине и без того раз-два и обчелся.
В итоге страна оказалась в сложнейшем, если не безвыходном финансовом положении. Следующий транш в сумме 2,5 млрд. долларов МВФ обещал перечислить в июле в том случае, если Киев достигнет согласия с частными кредиторами о реструктуризации старых долгов. До июля осталось всего ничего, а желанного согласия как не было, так и нет.
Оказалось, что кредитное соглашение с МВФ не решило финансовых проблем Киева, а дало лишь временную передышку. Между тем совокупная внешняя задолженность, включающая внешние обязательства правительства, государственных компаний и государственных банков, а также частных украинских банков и компаний по состоянию на начало 2015 года достигла 126 млрд. долларов (государственный и гарантированный государством внешний долг – 38 млрд. долларов, а с учетом долгов государственных банков и предприятий – 68 млрд. долларов), постепенно приближаясь к 100% от ВВП.
Только в текущем году Украине предстоит выплатить кредиторам 10,7 млрд. долларов. Погашение еврооблигаций и выплата процентов по ним потребует 5,2 млрд. долларов. Кроме того, значительных средств потребует обслуживание долга перед МВФ. Украина уже перевела фонду 411 млн. долларов тремя порциями (30 января,1 февраля и 27 марта) и до конца года должна совершить еще три платежа по 176 млн. долларов каждый – 26 июня, 25 сентября и 24 декабря.
В этих условиях Яценюк и Яресько срочно засобирались в Вашингтон. В ходе рабочего визита 8-10 июня, как сообщается на сайте Кабмина, «предусматриваются встречи с руководством Соединенных Штатов, американского конгресса и его политическими лидерами, руководителями Государственного департамента и финансового и энергетического блока правительства США». Украинская делегация также проведет переговоры с руководством Международного валютного фонда, говорится в сообщении. Экономическая и финансовая составляющая переговоров будет касаться насущных вопросов сотрудничества с МВФ и другими международными организациями. Среди прочего речь пойдет о подготовке к украинско-американской инвестиционной конференции, запланированной на 13 июля 2015 года в Вашингтоне.
Однако возлагать особых надежд на конференцию не приходится. В конце апреля подобная конференция «В поддержку Украины» уже проходила в Киеве. Западные партнеры призвали энергичнее продвигать реформы и пообещали экспертную помощь. «Реформы продолжаются, но нужно делать больше», - заявил комиссар Европейского союза по вопросам европейской политики соседства и переговоров по расширению Йоханнес Хан. Обещанные во время конференции «точечные» вложения измеряются общей суммой до полумиллиарда долларов США, что, конечно, неплохо, но назвать это масштабной программой поддержки может только закоренелый оптимист. * * * Между тем еще 10 апреля рейтинговое агентство Standart & Poor’s понизило долгосрочный кредитный рейтинг Украины в иностранной валюте до преддефолтного уровня – с CCC до CC с негативным прогнозом. S&P заявило, что будет рассматривать реструктуризацию украинского госдолга в том виде, в каком ее обсуждают с кредиторами, как дефолт, и потому считает его «практически неизбежным». Вполне очевидно, что выход из ситуации надо искать на путях прекращения войны и восстановления прежних добрососедских отношений с Россией, что единственно способно оживить разрушенную экономику и создать возможности для выплат по долгам. Но как раз этого делать в Киеве не хотят. То ли «товарищ не понимает», то ли «хозяин не велит». Скорее, и то и другое.
Источник: Виталий Варавка, «ОДНА РОДИНА» Версия для печати Обсудить на форуме (0) |