На Кавказе идут процессы «мормонизации» и «иеговизации». Цель сектантских идеологов — «изучить обычаи» и обнаружить в здоровом кавказском климате братьев по вере. Но если присмотреться, то задача иеговистов и их коллег иная: устроить так, чтобы брат пошёл на брата. Среди «свидетелей» и проповедников встречаются ряженые, смахивающие скорее на украинцев, нежели на киргизов, узбеков или осетин, среди которых представители «общин» разбрасывают «семена веры».
«Свободная пресса» сообщает, что в начале мая в киргизском городе Оше были задержаны две группы, в состав которых входили граждане целого набора стран: Канады, Бразилии, Швеции, Южной Кореи, Великобритании, Украины, да и России тоже.
«Первая группа в киргизских национальных шапках стучалась в дома узбеков. Вторая группа, уже в узбекских головных уборах, околачивалась в киргизском квартале и расспрашивала прохожих о политической ситуации в стране. Обе группы прибыли в Киргизию с Украины и представились представителями некоей протестантской общины «Культура и традиция». Не исключено, что их целью было спровоцировать межэтнический конфликт между киргизами и узбеками, какой уже был в Оше пять лет назад. В отделе внутренних дел Оша отмечают, что в последнее время отмечен наплыв проповедников различных иностранных «миссионерских центров».
Кроме того, сектанты оживились и в Южной Осетии, причём многие из сектантов «занимают посты в силовых структурах республики», пишет «СП». А всего сектантов в республике набралось 5 тысяч человек: тут и «пятидесятники», и «свидетели Иеговы».
Откуда же ветер дует? Оказывается, местные «мормоны» получают гранты от печально известного Агентства США по международному развитию (USAID). Кроме того, сектанты агитируют «паству» за более тесные контакты республики с Грузией.
Последнее, добавим от себя, не удивляет. Удивительным было бы, если б эти люди убеждали местных жителей выступать за тесные контакты с Москвой.
Вот что рассказал 7 мая ресурс 24kg.org о задержании в городе Оше 12 иностранцев.
Все они оказались членами христианско-протестантского движения, нарушившими общественный порядок.
По данным местного УВД, 6 мая примерно в 21.00 в милицию обратились жители Оша. Люди заявили, что по ул. Ферганской в киргизских национальных головных уборах (калпаках) ходят неизвестные мужчины и стучатся в двери домов. Прибывшие сотрудники милиции выяснили, что «ходоки» — дюжина граждан с американской, канадской, бразильской, южнокорейской, шведской и — вот неожиданность-то — украинской «пропиской». Общая черта этих интернационалистов — их членство в общественном фонде христианско-протестантского движения «Культура и традиции». Задержанные граждане сообщили властям, что прибыли рейсом Бишкек — Ош 29 апреля и что в стране они ведут «миссионерскую деятельность», а также «знакомятся с местными традициями и обычаями».
Позднее в том же Оше было задержано ещё шесть иностранцев. И опять среди задержанных оказались украинцы.
Слова начальника Ошского городского УВД Кылычбека Жолдошева приводит сайт gezitter.org: «На прошлой неделе были задержаны 12 иностранных миссионеров, которые были отпущены после проведения разъяснительных работ. После были задержаны ещё шесть иностранных граждан. Они были задержаны на месте сборища на Сулайман-Тоо. Они прибыли на территорию нашей страны через Таджикистан и Узбекистан. Мы передали задержанных в ГКНБ. В последнее время прослеживается большое количество прибывающих на территорию Оша иностранных граждан. Мы расследуем, для каких целей они прибыли».
Издание опубликовало это заявление 13 мая.
Евгений Крутиков в газете «Взгляд» пишет: «И первая, и вторая группы прибыли в Киргизию с Украины. В городском УВД Оша в принципе утверждают, что в последние две недели наплыв странных иностранных гостей — молодых мужчин — заметно увеличился. И опасаются обострения обстановки накануне пятилетия кровопролитных столкновений между киргизами и узбекской общиной второго по значимости города Киргизии. Но это частная проблема местных властей, к которой они заранее готовы, а значит, должны справиться. Интересней другое — то, что в откровенно провокационных (причём с какими-то средневековыми переодеваниями) акциях открыто засвечены пятидесятнические секты, работающие под прикрытием «миссионерской деятельности».
Что касается мормонской церкви, которая, «как это ни парадоксально, в последнее время резко усилилась именно на Кавказе», пишет издание, то она не скрывает прямого сотрудничества с USAID. Многие гранты, распределявшиеся через USAID, уходили в регионы как раз через мормонов и евангелистские секты. В Южной Осетии на сегодня сложилась «ненормальная религиозная диспропорция», считает автор. Иеговистов и пятидесятников вместе с членами семей может набраться до пяти тысяч человек, а это «для республики с населением 30-40 тысяч критично». Пять тысяч — не всё; имеются ещё упомянутые мормоны и последователи неких «евангелистских сект украинского происхождения». Причём некоторые из сектантов занимали раньше и занимают теперь крупные государственные посты в РЮО, в том числе в силовых структурах.
Как сказал «Свободной прессе» политолог Анатолий Баранов, секты давно ведут работу на юге бывшего СССР. «Я имею в виду юг Украины, нашу Ростовскую область, Северный Кавказ», — пояснил эксперт. Он отметил, что речь идёт не только о сектах христианского толка. Есть и «кришнаиты, коих было огромное количество в советской Армении».
«Самое главное, что проблему сект нельзя полностью решить запретительными мерами. История первых христиан наглядно это демонстрирует.
К сожалению, никакой адекватной стратегии взаимодействия государства с сектами у нас выработано не было. Ни в позднее советское время, ни тем более за последнюю четверть века».
Политолог считает, что государство «просто не понимало сути проблемы», причём речь не только о государстве российском, но и, к примеру, об украинском.
На вопрос-указание корреспондента «Под видом религиозных организаций могут действовать иностранные спецслужбы» интервьюируемый ответил: «Иностранные спецслужбы могут иметь успех только там, где есть предпосылки для их успеха». Ведь СССР «долгое время находился в противостоянии со всем Западом», однако «в течение многих лет те же зарубежные структуры, в том числе и секты, ничего особенного не могли поделать с нашей страной». И «как только государство начало «гнить», у него возникло много различных проблем». Поэтому проблема, считает учёный, «не в иностранной подрывной деятельности, а в консолидации нашего общества». «Если государство не может консолидировать граждан, то эту функцию на себя будет брать кто угодно, — сказал эксперт. — Не исключено, что и тоталитарные секты».
Во многом схожее мнение высказал «Свободной прессе» директор Центра исследования политической культуры России, депутат Государственной Думы Сергей Васильцов.
По его словам, степень влияния сект зависит от морального состояния общества. «Мы сейчас находимся в подвешенном состоянии, как и жители всего постсоветского пространства, — заметил эксперт. — Старая идеология ушла, выросло новое поколение. На протяжении 25 лет у нас была идеология потребления и получения как можно большего количества денег. И не стоит удивляться, что в образовавшуюся пустоту хлынули самые разные духовные потоки».
Решением проблемы могло бы стать заполнение идеологического вакуума. Кто же его заполнит? «В этом плане много делает Русская православная церковь, наш патриарх, — считает эксперт. — Но церкви приходится приводить свои методы в соответствии с реальностью сегодняшнего дня, и тут ещё много предстоит сделать. Надо ещё много организовать и построить».
Что касается иностранной поддержки сект, то по этому поводу Васильцов сказал следующее: «Да, иностранные спонсоры могут переключить своё внимание на секты. Но не думаю, что сложно будет отследить финансовые потоки. Мы же смогли это сделать в отношении тех НПО, что были идентифицированы как «иностранные агенты». Так можно будет ограничить и действие сект».
Таким образом, добавим в заключение, вполне возможно, что Запад приступил к реализации плана «Б» в отношении некоторых бывших республик СССР. Украина расколота, погружена в хаос, пришло время «окучить» земли южных краёв. Россию следует окружить территорией перманентного хаоса — таков, по-видимому, план западных стратегов. Упор же на секты разного толка объяснить легко: они довольно мобильны, в отличие от зарегистрированных некоммерческих организаций, которые, к примеру, в России могут заполучить неприятный статус «иностранного агента». По сути, секты — сетевые структуры. Их участники не обязаны регистрироваться, а значит, их нельзя «закрыть». Отсутствие юридического статуса позволяет вершить им многое из того, что не так просто сделать официальным НКО, промышляющим политикой. Они могут открыто перемещаться группами, «изучать обычаи» («собирать фольклор», как говорил один известный киноперсонаж), тихо «вербовать» сторонников, проводить со временем своих людей во власть — и глядишь, их уже не двенадцать человек, а немалая орда числом в пять тысяч, и они даже в управленцах-силовиках числятся. Во времена выборов эти 5 тысяч — значительная электоральная сила, кстати. Поставить в президенты Южной Осетии «свидетеля Иеговы» — как вам такая религиозная западная мысль, товарищи?
Источник: Олег Чувакин, «Военное Обозрение»
Комитет