Версия для печати
ПОЛИТИКА
СОЗВЕЗДИЕ РУССКИХ ПОБЕД
9 мая 1945 года не зря называют Великой Победой: этот день стал системообразующим праздником всей Русской цивилизации. В то же время, это событие находится в тесной и неразрывной генетической связи с множеством других русских побед и свершений, прошлых и будущих. Подобно подобно тому, как альфа созвездия является центральным, но неотъемлемым, элементом всей небесной композиции, так и Великая Победа рождена уходящей вглубь веков историей народа, чтобы на столетия вперёд задавать ему вектор развития. Именно поэтому она так ненавистна нашим врагам. Многовековые корни Победы Великими свершениями история Россию не обделила, и каждое из них — победа, причём, не обязательно на поле брани: Пушкин, Менделеев, Чайковский, Репин — для нас такие же национальные герои, как генералиссимус Суворов и адмирал Ушаков. В каждое из таких свершений уходят корни Великой Победы: людям было что защищать, и они отстояли то, что получили в наследство от пращуров. Подвиг народа стал возможен благодаря колоссальному историческому примеру. Поэтому каждый год 9 мая мне вспоминаются другие, не менее судьбоносные, хотя и сильно отдалённые во времени, победы над чужеземными захватчиками. Каждая из них имела не только военное значение: наши предки с оружием в руках отстаивали право быть собой. Память об этих победах вдохновляла на битву и труд тех, кто 70 лет назад сломал хребет гитлеризму. 1242 год. Воды Чудского озера стали могилой для крестоносцев, рвавшихся к стенам Новгорода. Надо понимать, что рыцари Тевтонского ордена представляли для Руси куда большую опасность, чем Золотая Орда. Походы Батыя, разорившего многие русские княжества, были всего лишь мощным набегом: ордынцы, будучи кочевниками, не стремились обживать бедные пастбищами территории, их вполне устраивало признание русскими князьями вассальной зависимости. Совсем другой характер имело нашествие крестоносцев: покорённые народы подвергались полной ассимиляции, достаточно вспомнить судьбу поморских и полабских славян. Поэтому нельзя отказать в дальновидности Александру Невскому, наладившему отношения с Золотой Ордой: этот шаг позволил его потомкам собрать силы и создать мощное русское централизованное государство. Совсем другой оказалась участь владений Даниила Галицкого, пошедшего на союз с западными соседями против монголов: спустя некоторое время они оказались поглощёнными Литвой и Польшей. 1612 год. Народное ополчение, собранное Мининым и Пожарским, окончательно развеяло надежды шведских и польских королей занять русский престол: попытки прихода к власти элиты, исповедующей чуждые народу ценности, несли огромную угрозу для российской государственности, так как делали невозможным гражданский мир в стране. Благодаря этой победе был положен конец Смутному времени, в стране установилась политическая стабильность, позволившая в достаточно короткие сроки возродить былую мощь русской державы: не зря спустя полвека Богдан Хмельницкий присягнул на верность именно крепнущей на глазах Москве, а совсем не таким именитым в то время игрокам европейской политики, как Варшава, Стамбул или Бахчисарай. 1812 год. Русская армия не только сокрушила наполеоновское нашествие на свою землю, но стала освободительницей народов Европы. Отечественная война заставила элиту вспомнить о национальных ценностях и послужила мощным стимулом формирования русского самосознания: наглядным подтверждением этого служит тот след, который она оставила в литературе. Эта война стала поистине всенародной: на захваченных противником территориях развернулось мощное партизанское движение, в тыловых губерниях тысячи добровольцев записывались в резерв армии, в каждом уезде были мобилизованы огромные денежные средства и запасы продовольствия. Неувядаемой славой покрыли себя донские казаки, луганские пикинеры, мариупольские, павлоградские и изюмские гусары — дальние пращуры тех, кто сегодня снова встал на защиту Русского Мiра. Народ, отстаивающий своё право на существование, всегда обращается к традиционным ценностям и своим корням: герои былых времён не раз становились примером для участников Великой Отечественной войны. Спустя 330 лет подвиг Ивана Сусанина повторил советский партизан Матвей Кузьмин, ставший самым старшим по возрасту кавалером Золотой Звезды. В честь своего земляка Кузьмы Минина горьковские железнодорожники назвали построенный ими бронепоезд, отличившийся впоследствии в боях. За внезапные и стремительные удары по врагу, сопровождавшиеся нанесением ему тяжёлого урона при малых потерях для своих войск командиры награждались орденом Александра Невского, ордена Суворова удостаивались разгромившие превосходящие вражеские силы, а орден Кутузова вручался полководцам, сумевшим отнять наступательную инициативу у противника. Невозможно победить тех, кто бережно хранит память о славных страницах прошлого. Ветераны Великой Отечественной доказали справедливость этого тезиса. Сегодня настала очередь доказать его нам. Талант, мужество, труд, созидание… Лет 5 назад мне довелось праздновать 9 Мая в двух соседних приграничных городах — российском и украинском. Наблюдения оказались безрадостными: у молодых граждан Украины, в отличие от их российских сверстников, украли победу. Причём, похитили не то, что произошло в этот день в 1945 году в Карлсхорсте под Берлином, и даже не память об этом событии: у юношества отняли само фундаментальное понимание слова «победа» как триумф мужества и таланта, помноженных на колоссальный труд. В российском городе празднично одетые молодые люди направлялись кто на торжественный митинг к монументу советским воинам, кто в храм помолиться за отстоявших ценой невероятных жертв и лишений для всех нас десятилетия мирного неба над головой. Отрадно было постоянно слышать из уст молодёжи, не знавшей что такое война, слова: «Моя Победа...», «Наша Победа…» В этом отражалась не только преемственность поколений народа-победителя, хранящих память о героизме дедов и прадедов, но и восприятие победы как чего-либо более значимого, чем просто взятие верха над противником в войне. По другую сторону границы, в украинском городе, через который тоже прокатилась огненная лавина войны, картина оказалась более удручающей: от речей важных ораторов веяло казёнщиной, а старшеклассники, присутствие которых оказалось добровольно-принудительным, с нетерпением дожидались окончания мероприятия. По лицам юношей и девушек было видно, что это — не их праздник, а моя просьба назвать хотя бы одну победу из многовековой истории украинского народа, повергла их в состояние, близкое к ступорозному: центральным событием украинской истории был назван пресловутый «голодомор», а из великих украинцев они смогли навскидку вспомнить разве что Тараса Шевченко, но не за его творчество, а потому, что тот перенёс множество выпавших на его долю несправедливостей и мучений. То есть, из сознания молодых украинских граждан уже тогда сумели изъять причастность к великим победам, а историю их страны преподнести как цепочку горьких поражений и страданий неизвестно во имя чего. У родившихся в период независимости Украины хозяева страны целенаправленно формировали то, что в философии и психологии подпадает под определение термина «рессентимент» — реактивное чувство враждебности к тому, против чего человек бессилен, тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе. Вот что об этом пишет философ Макс Шелер: «Рессентимент — самоотравление души, имеющее вполне определённые причины и следствия. Оно представляет собой долговременную психическую установку, которая возникает вследствие систематического запрета на выражение известных душевных движений и аффектов, самих по себе нормальных и относящихся к основному содержанию человеческой натуры... в первую очередь имеются в виду такие душевные движения и аффекты, как жажда и импульс мести, ненависть, злоба, зависть, враждебность, коварство. Важнейший исходный пункт в образовании рессентимента — импульс мести». Главная особенность этого явления заключается в том, что оно не может прямо выразить себя, старательно вытесняется из сознания, переносится со своего объекта на других, а носитель этого чувства превращается из хозяина своей судьбы в послушный инструмент в руках других. Человек, движимый рессентиментом — идеальный солдат для внутреннего гражданского противостояния и экстремистских группировок. Именно это мы и наблюдаем в нынешних постукраинских реалиях, насквозь отравленных полным спектром ужасающих продуктов государственного полураспада. Воспитанный на горечи поражений и жажде отмщения неспособен быть созидателем: он подобен рождённому кровной враждой богатырю-всеразрушителю Куллерво из поэмы «Калевала». Но нельзя забывать, что именно огромное созидательное начало позволило советским людям победить в Великой Отечественной войне. Поэтому те, кто в порыве бессильной ярости беспощадно борется с 9 Мая, объявляя его «днём траура и скорби», уже поставили большой и жирный крест на будущем Украины: история не раз доказывала, что разрушителю уготовано место только в стане побеждённых. Источник: Александр Дмитриевский, «СЕГОДНЯ.РУ» Версия для печати Обсудить на форуме (0) |