Версия для печати
ПОЛИТИКА
ДЕЛО ФИРТАША, ИЛИ О НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ
30 апреля австрийский суд отказал США в экстрадиции украинского олигарха Дмитрия Фирташа. Австрийский судья Бауэр принял решение, согласно которому оснований для экстрадиции недостаточно, а в самом иске ясно видна политическая подоплёка. Впрочем, дело не только и не столько в судебном решении и не в самом Фирташе. Процесс крайне интересен показаниями олигарха и свидетелей. А украинские парламентарии ждут от Петра Порошенко разъяснений по поводу своей связи с олигархом Дмитрием Фирташем, поскольку президенту необходимо прислушаться к собственному инстинкту самосохранения, иначе его политическое будущее будет хуже, чем у Виктора Ющенко.
*** Наиболее важными аспектами дела являются отнюдь не персональная судьба Фирташа и не внутренние противоречия украинской политики, вскрытые показаниями самого олигарха и свидетелей защиты, а то, что касается геополитики. Обратим внимание на концепцию защиты, которая убедила судью отказать требованиям США.
Фирташ принимал участие в смене украинской власти, планируя привести на президентскую должность Кличко, причём ещё с 2012 года. США в ходе переворота привели к власти Турчинова и Яценюка. Выпущенная из тюрьмы Тимошенко согласилась не участвовать в президентских выборах только в обмен на «уничтожение Фирташа».
Фирташ поддерживал евромайдан, обеспечивая переговорный процесс между протестующими и властью, но выступал исключительно за мирное решение. Как и позже, когда в Вене убедил Кличко уступить президентское кресло Порошенко, потребовав от последнего мирного урегулирования конфликта на Донбассе. Не будем отдельно останавливаться на том, насколько правдоподобен образ «белого и пушистого» Фирташа. Нас интересует не это и не взаимные персональные счёты, предъявляемые друг другу украинскими олигархами. Главное в этом деле – роль США в украинской политике.
Материалы судебного слушания, достоверность которых подтверждена решением австрийского судьи, показывают: США регулярно и масштабно вмешивались в украинскую политику и достаточно давно. Очевидная для нас вовлечённость американцев в февральский переворот 2014 года теперь засвидетельствована и на европейском уровне.
Февральский переворот, приведший Тимошенко на свободу, а Турчинова и Яценюка на высшие должности страны, лежит на совести Госдепа. Хотя сам евромайдан делался не без помощи Лёвочкина, человека всё того же Фирташа, особенно в организации так называемого кровавого разгона мирных студентов 30 ноября 2013 года, с чего, собственно, и началось прямое противостояние протестующих и власти. «Революция достоинства» является искусственным творением США. Для нас – ничего нового, кроме уровня, на котором это зафиксировано. А показания Фирташа свидетельствуют: целью переворота была не смена украинской власти самой по себе, а втягивание Украины в прямой конфликт с Россией.
По утверждениям Фирташа, он пал жертвой «конфронтации между Россией и Америкой», которая стала очевидной для него в 2013 году. В рамках этой конфронтации и был осуществлён переворот под американским руководством. В рамках этой же конфронтации США всеми силами раздували и раздувают конфликт на Донбассе, пытаясь втянуть Россию в прямое военное столкновение и не дать Украине выйти из конфликта с Россией.
Однако дело не ограничивается пощёчинами. Хотя нужно признать: всем сестрам досталось по серьгам. Получила пощёчину украинская власть, которую на международном уровне представили (и признали) совершенно марионеточной.
Получили пощёчину конкретные персоны украинской политики, в том числе и действующий президент Порошенко, которому напомнили, что он пришёл к власти в результате олигархического сговора (каковым и является «венское соглашение» между Порошенко, Кличко, Фирташем и Лёвочкиным).
Получили пощёчину и США: их впервые открытым текстом обвинили не только в прямом вмешательстве в дела суверенного государства и в разжигании войны, но и в нарушении собственного «правового» фетиша: в фабрикации дела по политическим мотивам.
Но, помимо этого, вердикт, вынесенный судьёй, фактически является открытым выражением несогласия Евросоюза с политикой США в отношении Украины. Подтвердив на официальном уровне разоблачения Фирташа и компании в отношении вмешательства США в украинские дела, австрийский судья своим негативным для американцев решением говорит: мы не с вами. Мы не имеем и не хотим иметь к этому отношения. У нас тут, в Европе, другие правила игры, и мы намерены их соблюдать. Правда, этот вывод в отношении ЕС можно сделать только с помощью логического заключения. Ведь ни Германия, ни Польша, ни Франция, министры иностранных дел которых, а также глава департамента французского МИД поставили свои подписи под соглашением между Януковичем и оппозицией 21 февраля 2014 года, не признали своего участия в «передаче власти» с помощью госпереворота. И по линии ЕС никаких заявлений по решению суда не последовало. *** Разумеется, процесс по делу Фирташа в австрийском суде и его завершение заметно меняет внутренние политические расклады на Украине. На известия из зала суда крайне нервно отреагировал президент Порошенко, роль которого, как следует из показаний свидетелей, свелась к статусу управляемой куклы, ещё и ответственной за эскалацию конфликта на Донбассе в угоду США.
Фактически разыгранная на процессе политическая карта является первой громкой заявкой политических сил, не входящих в треугольник Коломойский-Порошенко-Тимошенко, на активную роль в украинской политике. То, что такая заявка противопоставляет группу Фирташа-Лёвочкина интересам США, выглядит самонадеянным лишь до того момента, пока мы не вспоминаем: одновременно с этим противопоставлением данная группа демонстрирует высокую степень лояльности европейским интересам. Причём не самим по себе, а в контексте их согласования с интересами Украины и России. О том, что его целью является создание условий для теснейшего сотрудничества Украины как с Евросоюзом, так и с Евразийским экономическим союзом, Фирташ говорил неоднократно, вплоть до «общего объединённого рынка в 700 миллионов человек: Европа, Украина и Россия с Таможенным союзом». *** Можно заняться прогнозами о дальнейшей позиции Фирташа в украинской политике, о перспективах его влияния на смену политических лидеров и внешнеполитического курса. Однако, на наш взгляд, гораздо важнее вытекающий из всей этой истории вывод. Судьбу Украины решает кто угодно – зарубежные политики, международные организации, отечественные и «импортные» олигархи, только не сами граждане Украины.
Откровенность Фирташа не оставляет места для иллюзий: ни о какой независимости или демократии речь не идёт. Жителей Украины и гражданами назвать нелегко, поскольку полноценное гражданство подразумевает, среди прочего, возможность влиять на жизнь собственной страны. А перед нами вырисовывается картина, на которой жители Украины – это игральные фигуры, которыми пользуются в своих сражениях политики, олигархи и «вашингтонский обком». Именно поэтому значительное число проживающих на Украине людей чувствуют себя не гражданами, а заложниками. И живут они не в своей стране, а в лаборатории экспериментирующих элит. Отсутствие каких-либо рычагов влияния на власть сказывается не только на жизни самих граждан, но и на существовании Украины в её нынешнем виде.
Информация, озвученная в ходе процесса по делу Фирташа, вынуждает признать такое развитие событий закономерным: если не давать людям быть гражданами в полном смысле этого слова, то государство лишится основы своего существования. Источник: Александр Гайдамак, «Одна Родина»Версия для печати Обсудить на форуме (0) |