Версия для печати
ПОЛИТИКА
СТРАННЫЙ МОНИТОРИНГ И ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ
Сложная ситуация на Украине вот уже почти год привлекает внимание не только всех СМИ мира, но и международных и региональных организаций безопасности, которые согласно своим правоустанавливающим документам должны в обязательном порядке реагировать на военно-политические кризисы и вооруженные конфликты. К таким организациям относится и ОБСЕ — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. ОБСЕ на Украине: политика «двойных стандартов» Целями ОБСЕ официально объявлены: обеспечение мира и безопасности в Европе; поддержание разрядки международной напряженности; обеспечение соблюдения прав человека; соблюдение в отношениях между странами принципов международного права. ОБСЕ постоянно заявляет о своей «приверженности обеспечению сохранности принципов, закрепленных в Уставе ООН и хельсинском Заключительном акте». Поэтому неудивительно, что когда ситуация на Украине после смены власти в марте 2014 года стала обостряться, Постоянным советом ОБСЕ было принято решение № 1117 от 1 марта 2014 года «О размещении Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине». Было заявлено, что целью данной миссии является содействие на территории Украины «снижению напряженности и обеспечению мира, стабильности и безопасности, а также мониторинг и поддержка осуществления всех принятых в рамках ОБСЕ принципов и обязательств». В задачи Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ, действующей согласно принципам беспристрастности и транспарентности (прозрачности), входит: — собирать информацию и докладывать об обстановке в районе действия с точки зрения безопасности; — устанавливать факты и докладывать о них, реагируя на конкретные инциденты и сообщения об инцидентах, в том числе связанные с предположительно имевшими место нарушениями основных принципов и обязательств, принятых в рамках ОБСЕ; — осуществлять мониторинг соблюдения прав человека и основных свобод, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и оказывать поддержку их соблюдению; — с целью выполнения своих задач налаживать контакты с местными, региональными и центральными властями, гражданским обществом, этническими и религиозными группами, а также с местными жителями; — способствовать диалогу на местах с целью снижения напряженности и содействия нормализации обстановки; — докладывать о любых ограничениях свободы передвижения мониторинговой миссии или иных обстоятельствах, препятствующих выполнению ее мандата; — координировать свои действия с исполнительными структурами ОБСЕ, включая верховного комиссара по делам национальных меньшинств, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека и представителя ОБСЕ по вопросам СМИ, и оказывать им поддержку в их работе при полном уважении их мандатов, а также сотрудничать с Организацией Объединенных Наций, Советом Европы и другими субъектами международного сообщества. После того, как в ходе переговоров по урегулированию кризиса на Украине, состоявшихся 11-12 февраля 2015 года в Минске, при участии «нормандской четверки» в составе президента Украины Петра Порошенко, президента РФ Владимира Путина, президента Франции Франсуа Олланда и канцлера ФРГ Ангелы Меркель, были достигнуты договоренности, в частности, о прекращении огня с 00:00 часов 15 февраля и отводе всех тяжелых вооружений с линии соприкосновения сторонами конфликта, задачи по мониторингу и контролю за выполнением этих мероприятий взяла на себя СММ ОБСЕ. Почему же хранят молчание европейские борцы за демократию, права человека и свободу слова? Разве это не политика двойных стандартов? В Минске удалось договориться о том, что эскалация конфликта на Украине будет остановлена, но доверие России в отношении европейских партнеров существенно подорвано. Пока еще это не пропасть, а только небольшая трещина. Но чтобы она катастрофически не росла, нужна длительная совместная работа, в том числе и по предотвращению совместных ошибок и выработке новых гарантий и концепции доверительных отношений. Можно ли вернуть отношения между Россией и Европой в конструктивное русло? Время, желание и воля политиков это покажут. А пока существует еще возможность добиться прекращения дальнейшего усугубления ситуации. ОБСЕ в Южной Осетии и Абхазии: чему учит исторический опыт? А так ли уж нова эта политика двойных стандартов для ОБСЕ? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к другому конфликту — между Абхазией и Грузией, который начался в начале вроде бы уже далеких 1990-х годов. Ведь история — это такой предмет, который не стоит никогда забывать и который многому учит, по крайней мере того, кто хочет учиться. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, являясь наиболее представительной и авторитетной региональной организацией на Европейском континенте, призванной способствовать предотвращению и урегулированию споров и конфликтов между государствами и внутри них в зоне своей ответственности, естественно, не могла остаться в стороне от миротворческого процесса по урегулированию и разрешению сложных этнополитических конфликтов, разгоревшихся на территории Грузии.
ОБСЕ действовала в Абхазии не самостоятельно, а во взаимодействии с ООН, принимая, в частности, участие в работе Отделения по правам человека в Сухуме в рамках Миссии ООН по наблюдению в Грузии, а также в составе оценочной миссии в Гальском районе, созданной в ноябре 2000 года. Помимо этого, миссия ОБСЕ проводила тренинги для молодежи и сотрудников организаций, работавших с инвалидами, финансировала работу интернет-клуба для неправительственных организаций. В течение первых двух лет своей деятельности в Грузии численность миссии ОБСЕ была довольно ограниченной. Только на 14-м заседании Постоянного комитета ОБСЕ, состоявшемся 29 марта 1994 года, было принято решение о дальнейшем расширении состава, задач и укреплении миссии. В силу того, что на территории Грузии одновременно имели место два этнополитических конфликта, мандат миссии являлся многоцелевым. Применительно к обоим конфликтам основные задачи миссии состояли в следующем: — содействие мирному урегулированию конфликтов в Южной Осетии и Абхазии; — наблюдение за положением с правами человека и основными свободами в Грузии, включая Южную Осетию и Абхазию; — содействие развитию гражданского общества и демократических институтов; — предоставление консультативных услуг по вопросам разработки новой конституции, применения законодательства о гражданстве и создания независимых органов правосудия; — осуществление контроля за проведением выборов; — наблюдение за имеющими отношение к безопасности событиями в экономической и экологической области (с середины 2002 года, когда в миссии был назначен ответственный за этот сектор деятельности); — с 2000 года миссии вменялось осуществление наблюдения и сообщение о передвижениях через границу между Грузией и входящей в состав Российской Федерации Чеченской Республикой, а с начала 2002 года — также о передвижениях через ингушский участок грузино-российской границы. В зоне грузино-абхазского конфликта в задачи миссии ОБСЕ вменялось установить тесные контакты и осуществлять связь с миссией ООН и представителями Генерального секретаря Объединенных Наций при проведении ооновских мероприятий в Абхазии. В частности, оказание содействия в участии представителя действующего председателя в переговорах, проводимых под эгидой ООН. В компетенции миссии ОБСЕ было и оказание содействия Бюро ООН по правам человека, действовавшему в Сухуме. Однако деятельность этого бюро сталкивалась с серьезными трудностями в выполнении возложенных на него задач.
Что же касается грузино-абхазского конфликта, то в Стамбульской декларации глав государств — участников ОБСЕ на встрече на высшем уровне в Стамбуле в ноябре 1999 года с большой долей пессимизма указывалось на сложившуюся в данном районе «тупиковую ситуацию». При этом все же подчеркивалась «важность его преодоления» «с целью нахождения мирного решения конфликта». В целях урегулирования грузино-абхазского конфликта миссия ОБСЕ, наряду с другими мероприятиями и действиями, участвовала в заседаниях Сочинской четырехсторонней комиссии, учрежденной в соответствии с соглашением между Грузией и Абхазией от 4 апреля 1994 года по вопросам возвращения беженцев, а также в заседаниях созданной в мае 1994 года координационной комиссии, занимавшейся вопросами постконфликтного восстановления в Абхазии.
А Европейский парламент в одной из своих резолюций безапелляционно и бездоказательно назвал абхазское правительство «бандитско-террористическим движением». На Лиссабонской встрече государств — членов ОБСЕ на высшем уровне 1996 года в отношении грузино-абхазского конфликта было сделано следующее заявление: «Мы вновь подтверждаем свою самую решительную поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии в пределах ее муждународно признанных границ. Мы осуждаем «этническую чистку», в результате которой имеют место массовое уничтожение и насильственное изгнание преимущественно грузинского населения в Абхазии. Деструктивные действия сепаратистов, в том числе создание препятствий для возвращения беженцев и перемещенных лиц, а также решение о проведении выборов в Абхазии и в Цхинвальском регионе/ Южной Осетии, подрывают позитивные усилия, предпринимаемые для урегулирования этих конфликтов. Мы убеждены, что международное сообщество, в частности Организация Объединенных Наций и ОБСЕ при участии Российской Федерации в качестве содействующей стороны, должно и далее вносить активный вклад в поиски мирного урегулирования».
Но разве эти диаметрально противоположные подходы к сходным кризисно-конфликтным ситуациям не свидетельствуют о политике двойных стандартов? Миссионеры-разведчики По мнению некоторых абхазских исследователей, «миротворческая» деятельность ОБСЕ зачастую выходила далеко за рамки гуманитарной, социальной, консультативной и финансовой помощи. Пользуясь своим статусом, наблюдатели миссии ОБСЕ в интересах Грузии организовали в зоне грузино-абхазского конфликта активную разведывательную деятельность и работали в тесном контакте с грузинскими спецслужбами. Наблюдатели ОБСЕ не обращали никакого внимания на активные мероприятия грузинской стороны по подготовке военной агрессии против Абхазии и Южной Осетии. Более того, за несколько часов до нападения грузинских войск на Цхинвал в августе 2008 года, в том числе на российских миротворцев, наблюдатели ОБСЕ покинули свои посты, что вызывает законные вопросы об их информированности относительно агрессивных планов грузинского руководства. «На начальной стадии конфликта к ОБСЕ есть претензии. Они были уведомлены грузинской стороной о том, что будет вторжение, но российских миротворцев не предупредили», — сообщил 21 августа 2008 года на брифинге в Москве тогдашний заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын. Как подчеркнул замначальника Генштаба, «это обстоятельство заставляет нас задуматься». ОБСЕ опровергла заявление российского Генштаба. Официальные лица заявили, что «полевая миссия ОБСЕ в Цхинвале продолжала функционировать до тех пор, пока не удалось эвакуировать сотрудников, что произошло только в пятницу, 8 августа».
Один из сотрудников миссии ОБСЕ в Грузии — капитан британской армии Райан Грист — заявил в начале ноября 2008 года в интервью Би-би-си, что «наблюдатели ОБСЕ, работавшие в регионе, видели военные приготовления Тбилиси, но ничего не предприняли». Он утверждал, что неоднократно предупреждал о готовящейся агрессии свое руководство, однако его отчеты игнорировались. Он заявил буквально следующее: «Для ОБСЕ это был полный провал. Наша миссия работала в Южной Осетии годы, и люди, в нее входившие, конечно, имели информацию о возросшей военной активности Грузии. Однако на высшем дипломатическом уровне ОБСЕ явно не следила за развитием ситуации, хотя было ясно, что вокруг Осетии что-то заваривается». Бывший военный наблюдатель ОБСЕ подверг особой критике главу наблюдательной миссии ОБСЕ в Грузии — сотрудницу финского дипломатического корпуса Терхи Хакалу. Он обвинил ее в полном нежелании признать и должным образом отреагировать на явные военные приготовления Грузии к вторжению в Южную Осетию, а также регулярные обстрелы югоосетинских районов грузинскими снайперами за несколько недель до вооруженного конфликта. Разве эти факты не говорят о двойных стандартах? ОБСЕ также неоднократно выступала с необоснованными обвинениями в адрес Абхазии и ее руководства. В частности, уже упомянутый нами выше саммит ОБСЕ в Лиссабоне в декабре 1996 года по инициативе Грузии принял постановление, признающее факт геноцида грузин в Абхазии. В данном вопросе ОБСЕ не стала руководствоваться заключением, сделанным Миссией Генерального секретаря ООН по установлению фактов геноцида и массовых нарушений прав человек в Абхазии в октябре 1993 года, которая не подтвердила фактов геноцида. Поэтому вовсе не удивительно, что эти существенные расхождения в позициях двух таких влиятельных международных организаций зачастую создавали серьезные помехи в деле сотрудничества в миротворческом процессе и препятствовали установлению тесного взаимодействия в полевых условиях. Так, например, в силу указанных причин миссия ОБСЕ не стала выполнять положение декларации Стамбульского саммита 1999 года, обязывающее ее направить миссию по установлению фактов в Гальский район Абхазии.
Комментируя итоги Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года по вопросу урегулировании конфликта в Абхазии, грузинский президент Эдуард Шеварднадзе заявил, что в перспективе, как это было решено на саммите, после того, как ОБСЕ создаст свои собственные миротворческие и полицейские силы, они могут быть использованы в Абхазии. Одним из важных направлений деятельности миссии ОБСЕ в поддержку усилий миссии ООН в зоне грузино-абхазского конфликта было содействие процессу возвращения беженцев и временно перемещенных лиц в места прежнего проживания. Особо сложное положение с этим наблюдалось в Гальском районе. Поэтому в связи с внушавшим серьезные опасения положением беженцев, возвратившихся в этот район, главы государств и правительств стран — членов ОБСЕ рекомендовали, чтобы в начале 2000 года в Гальский район была направлена специальная миссия по установлению фактов с участием представителей ОБСЕ и ООН «для оценки, среди прочего, сообщений о фактах продолжающейся этнической чистки». Однако подобная миссия так и не была создана, потому что, как показал опыт, миссия ОБСЕ могла более-менее эффективно действовать в зоне конфликта только совместно и при поддержке ООН. А у ОБСЕ и ООН существовали разные взгляды на вопрос об «этнических чистках» грузин на территории Абхазии. Что касается взаимодействия миссии ОБСЕ с миротворческими силами в зоне конфликта, то в отличие от МООННГ, такое сотрудничество установить не удалось. Причина была в нежелании ОБСЕ сотрудничать с КСПМ. Да, впрочем, об этом ничего не говорилось и в мандате миссии ОБСЕ. Имелись лишь отдельные эпизодические факты попыток наладить хотя бы минимальное сотрудничество с представителями СНГ и России в военной области. Так, 15 июня 2002 года по приглашению российских военных властей группа из четырех военных экспертов ОБСЕ без заблаговременного предупреждения нанесла визит на военную базу в Гудауте, Абхазия. Это посещение рассматривалось как часть подготовки к возможному проведению инспекций миротворческих сил в будущем. Однако развития отношений и сотрудничества на этом направлении не произошло. Опять же в силу нежелания ОБСЕ. Наибольшую активность миссия ОБСЕ проявляла в области демократизации (защита прав и свобод человека, верховенство право, свобода СМИ и т.п.), а также частично в экономической и экологической сферах. Миссия развернула несколько проектов в Абхазии, связанных с гуманитарными вопросами. Большинство подобных проектов было связано с созданием неправительственных организаций в Абхазии, информацией в области прав человека, созданием условий для развития детей, оценкой степени свободы и независимости местных СМИ, обменом информацией. Миссия способствовала открытию Центра по правам человека в Сухумском университете и созданию одной из НПО в Сухуме — Центра гуманитарных программ. Кроме того, миссия осуществила несколько небольших проектов по предоставлению образовательных грантов на конкурсной основе, в основном для детей школьного возраста. Совершенно очевидно, что даже программа гуманитарной помощи Абхазии со стороны ОБСЕ была весьма скромной.
Отметим, что в 2006-2011 годы расследованием инцидентов, связанных с безопасностью в Абхазии, также занимался спецпредставитель Европейского Союза по Южному Кавказу, мандат которого предполагал содействие мирному урегулированию конфликта. В 2003 и 2009 годах среди жителей Абхазии были проведены социологические опросы. В 2003 году 50% опрошенных положительно оценили деятельность международных организаций, прежде всего потому, что, по мнению респондентов, они оказывали помощь малообеспеченным гражданам, 35% — неоднозначно, 15% — крайне отрицательно. При этом 57% участников опроса усматривали реальную пользу только от деятельности Международного комитета Красного Креста. В 2009 году число последних возросло до 68%. Крайне отрицательно о деятельности ОБСЕ высказалось 27% абхазцев, которые полагали, что никакой пользы от ее функционирования в Абхазии они не видят. Кроме того, было распространено мнение о бесполезности наблюдателей миссии ОБСЕ, которых некоторые жители в открытую называли агентами разведок стран — членов НАТО, преследовавших в регионе свои цели. Миссия ОБСЕ завершила свою работу 1 января 2009 года в связи с истечением срока действия мандата. В декабре 2008 года Россия наложила вето на продление мандата миссии ОБСЕ, поскольку те условия, на которых он принимался западными странами, не учитывал факт признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, то есть он входил в полное противоречие с реальностью. Предложения Москвы по изменению мандата миссии в ОБСЕ были полностью проигнорированы. В ОБСЕ не захотели считаться с реальностью и с волеизъявлением граждан Абхазии и Южной Осетии. Доклад комиссии Хайди Тальявини: надежды на беспристрастность? Спустя год после окончания «пятидневной войны» Международная комиссия ЕС по расследованию причин вооруженного конфликта в Южной Осетии опубликовала доклад о трагических событиях на Кавказе. В подготовке документа под руководством швейцарского дипломата Хайди Тальявини, бывшего спецпредставителя Генерального секретаря ООН по Грузии, участвовали 30 европейских военных и гражданских экспертов в области истории и юриспруденции. При этом каждый занимался исключительно своей частью работы, а все расследование велось в обстановке повышенной секретности — экспертам запрещалось общаться с прессой, они до последнего момента не знали, какими будут заключительные выводы. Если раньше России часто приписывали неадекватность и несоразмерность применения силы по «усмирению и подавлению» Грузии, то доклад комиссии, работу над которым называли «миссией правды», во многом перевернул это мнение. Одним из выводов доклада было однозначное заключение, что именно Грузия начала войну в ночь с 7 на 8 августа 2008 года.
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |