Итоги военных действий в Новоросии за первую неделю января анализирует военный обозреватель Ярослав Вяткин в материале для российского издания «Аргументы Недели» Не успели закончиться новогодние праздники, прошедшие на Донбассе относительно мирно (кое-где противоборствующие стороны даже обменялись подарками — авт.), как ситуация резко обострилась. Пока сложно сказать, будет ли это обострение временным или же оно приведёт к очередным серьёзным изменениям на карте конфликта. Но всё больше фактов указывают в пользу второй версии. Вместо переговоров — война? Проводимая длительное время подготовка к встрече на высшем уровне в Астане президентов России, Франции, Украины и канцлера Германии по украинскому вопросу в итоге не принесла результата.
Переговоры 15 января не состоятся — их перенесли на более поздний срок. Это произошло из-за неадекватной позиции Киева, Берлина и Парижа, требовавших от республик Новороссии и Москвы передать контроль над границей между ДНР и ЛНР и Россией Украине. На это республики не согласятся никогда. Также на недоговороспособность Украины серьёзно влияет американское посольство — Вашингтону мир в центре Европы не нужен. Чем всё это кончится для Украины, американцам плевать. Также не хотят мириться радикально настроенные круги в Киеве. Похоже, стороны готовы перейти от попыток поиска мира к попыткам улучшить своё положение военным путём. А уже потом предпринять следующую попытку переговоров. Спровоцировать… и получить Армия Украины начала артобстрелы городов и посёлков сразу в нескольких местах — Донецк, Горловка, Никишино и множество других населённых пунктов. Причём интенсивность была такова, что многие вспомнили летние бои — только в один из дней Донецк подвергся 63 обстрелам, в другой — 80. Огонь вёлся в основном по жилым кварталам. Причём в ход опять пошли зажигательные боеприпасы.
Ответные меры не заставили себя долго ждать — артиллерия Новороссии, которая была отведена по условиям перемирия, немедленно вернулась на позиции и открыла ответный контрбатарейный огонь. Учитывая наличие у ВСН комплексов артиллерийской разведки, эффективность его оказалась достаточно высокой — глава ДНР А. Захарченко в понедельник заявил о подавлении или уничтожении нескольких десятков огневых точек и значительных потерях противника. Обстрелы городов не оставляют выбора Ни одну из сторон не устраивают положение дел и сложившаяся линия разделения. С другой стороны, как бы Киеву ни хотелось «победить ватников», в столице Украины есть частичное понимание того, что тех якобы сотен единиц бронетехники, которые П. Порошенко передаёт с помпой в ВСУ, совершенно для этого недостаточно. Во-первых, часть этой техники для пиара передавалась войскам два раза (не факт, что не многократно — авт.). Это стало известно по номерам и прочим отличительным деталям. Во-вторых, многие единицы техники «отремонтированы» сугубо на бумаге. В одну из бригад ВСУ П. Порошенко «передал» батальон танков, ремонт которых состоял в отвратительно нанесённой краске. Эти машины не могли даже толком ездить. В-третьих, суммарные безвозвратные и возвратные потери армии Украины за прошлый «раунд» войны составили до нескольких тысяч уничтоженных, повреждённых, списанных и поломанных единиц техники — то есть шапкой шубы не заменишь.
И самое главное — ВСН за это же время обзавелись сравнимым, а может, и большим числом техники. Причём куда более исправной и совершенной. Только по фотографиям и видео можно насчитать не менее 150-170 танков Т-72Б и сравнимое количество Т-64БВ и других модификаций. Также имеется до полутысячи легкобронированных машин, сотни артсистем и РСЗО. Конечно, не вся техника исправна, но даже с учётом потерь в современной Европе можно пересчитать страны с таким арсеналом по пальцам одной руки. К тому же даже если бы шансы на успешное наступление Украины выглядели бы не хуже, чем это было в июле или начале августа, то всё равно остаётся фактор «добровольцев-отпускников». Они внезапно могут оказаться тем мечом, который перевесит чашу весов из любого положения. Так что на фоне предупреждений от руководства России о том, что «попытка военного решения со стороны Украины приведёт её к катастрофе», — Киеву о наступлении стоит забыть. В свою очередь, республики Новороссии готовы к продолжению войны и хотят вернуть полностью территории бывших областей. Но останавливает зима, проблемы с восстановлением разрушенной инфраструктуры, а также пока ещё не законченное формирование частей новой армии, их слаживание и оснащение. Например, из ожидаемых 4 мотострелковых бригад «Народной милиции» ЛНР завершено формирование лишь двух. Надо понимать, что, не уступая в арсеналах, ВСН уступают «укропам» численностью, хотя и не очень сильно. Да и порядок наведён на контролируемых территориях далеко не везде. С другой стороны, возобновившиеся на днях массированные обстрелы Донецка, Горловки и других городов выбора не оставляют — границу от городов надо отодвигать как можно дальше.
Конец аэропортовских «гробиков» После летне-осенней катастрофы на фронтах киевской пропаганде очень были нужны хоть какие-то примеры того, как украинская армия умеет воевать. В своё время немцы, которые проигрывали войну СССР, начали усиленно раздувать легенды о многосотенных счетах побед своих танкистов и лётчиков, прощая им явное очковтирательство, — рейху нужны герои. Так же поступили и в Киеве. Там раздули из вяловатых и не самых успешных действий сторон в донецком аэропорту легенду о непобедимых украинских «киборгах», тысячами косящих «кадровые российские войска». Эта легенда, как и пьяный бред о каком-то ответном рейде под Иловайском, имеет целью отбить панический страх ВСУ перед их противниками, особенно перед «отпускниками». «Легенда о киборгах» стала важной частью украинского эпоса, сравнимого с «небесной сотней». Впрочем, на ополченцев она не произвела впечатления. Они прочли слово «киборг» наоборот — получилось «гробик».
В ходе боёв вооружённым силам ДНР удалось занять почти весь аэропорт, кроме нового терминала и диспетчерской вышки. Без нейтрализации украинской артиллерии, которая работает из Песок и Авдеевки, взять их было сложно. Тем не менее всего в порту осталось не более роты украинских военных. С возобновлением боёв им было предложено сдаться, а после отказа сначала была обрушена многострадальная вышка, с которой работали арткорректировщики и снайперы. Затем мощным артударам подвергся новый терминал. Утверждают, что туда был запущен даже «Горыныч» — так на армейском сленге называют удлинённый заряд разминирования. Кроме своей основной функции — проходов в минных полях — он может прекрасно разрушать строения и даже целые улицы. В результате к вечеру 13 января нижние этажи нового терминала были взяты бойцами батальона «Спарта» Моторолы. Начинается наступление? Кроме контрбатарейной борьбы и подавления огневых точек войска республик начали и пока локальные наступательные операции. Кроме аэропорта Донецка, где надо теперь брать Пески и Авдеевку, бои идут на различных участках фронта. Сообщается о взятии таких населённых пунктов, как Новотошковка и Крымское, на северном фасе фронта и серьёзных боях с переменным успехом в этом районе. Также известно о разгроме опорного пункта украинской армии и установлении контроля над Гранитным Тельмановского района ДНР (южный фас фронта). Есть информация и о начале наступательных операций в районе Мариуполя. На момент написания статьи эти сообщения нуждаются в подтверждении. Весь вопрос только в том, являются ли эти действия ограниченными или началось серьёзное и масштабное наступление. Варианты могут быть разными — от демонстрации своей силы путём отбрасывания противника в ряде важных мест, до выхода на бывшие границы областей. Это станет ясно в ближайшую неделю. Не исключён и вариант, уже имевший место в ноябре. Тогда, нанеся украинской артгруппировке серьёзные потери в ходе артдуэлей, ДНР и ЛНР вынудили ВСУ запросить перемирия.
Но, положа руку на сердце, хочется сказать, что наилучшим вариантом было бы серьёзное наступление. Оно позволило бы исключить обстрелы городов Донбасса. Иного варианта с недоговороспособными украинскими военными и политиками, похоже, нет. Они не признают ни своих обещаний, не отвечают за свои же действия. А это надо лечить — радикальными методами.
Источник: Михаил Пархоменко, «Украина.Ру»
Комитет