Версия для печати
ПОЛИТИКА
УКРАИНА КАК ПРОИЗВОДНАЯ ОТ ИНТЕРЕСОВ ВАШИНГТОНА
Во время визита министра торговли США Притцкер в Киев 27 сентября были чётче обозначены контуры экономического интереса США к Украине и подтвердились предположения об угрозах для Украины от последствий его реализации. Порошенко на встрече с Притцкер выразил надежду, что визит министра предоставит практическое наполнение договоренностей, которые были достигнуты с Обамой во время визита 17-18 сентября этого года. В частности, Порошенко подчеркнул важность углубления отношений в секторе энергетики, двусторонней торговли, а также координации усилий в сотрудничестве с МВФ и Всемирным банком.
Визит министра торговли явился своеобразным выполнением обещания американской стороны направить на Украину некоего представителя США по вопросам финансов и торговли для оказания «более широкой финансовой помощи».
Притцкер чётко обозначила интерес американской стороны на Украине: ускорение ухода государства из экономики (дерегуляция), защита американских инвестиций, инвестиционные проекты в энергетике и сельском хозяйстве. Она отметила: «Это было большой частью нашей дискуссии с премьер-министром и с президентом выяснить секторы экономики, в которых мы имеем возможность сотрудничества. Мы сфокусируем внимание на сельскохозяйственном секторе... а также в энергосекторе».
Примечательной является также инициатива министра торговли США о проведении в декабре украинско-американского бизнес-саммита. Его предметом, видимо, будет тема безопасности американских инвестиций в украинскую экономику и реклама возможностей Украины в этом смысле: «Я считаю, что донесение информации о важности обеспечения безопасности инвестиций в Украине является необходимым для нас», - сказал Порошенко.
Что обращает на себя внимание?
Во время этого визита были подняты темы, связанные с украинско-российским экономическим партнёрством и даже с межотраслевой интеграцией. Но они поднимаются американской стороной с целью ликвидации всякого украинско-российского взаимовыгодного сотрудничества.
Тема сотрудничества Украины и США в энергетике, которая рассматривалась во время недавнего визита Порошенко в Вашингтон, на встречах Притцкер с Порошенко и Яценюком в Киеве, была развёрнута в конкретный разговор о сотрудничестве по сланцевому газу. «Мы надеемся на сотрудничество с американскими компаниями по сланцевому газу», - заявил Порошенко. Речь, скорее всего, идёт о возобновлении работ по разведке залежей сланцевого газа и изучению возможностей его промышленной добычи, о чём ещё при Януковиче были заключены соответствующие договоры с американскими компаниями. Не исключено, что США пытаются добиться от Киева неких обязательств по закупкам сланцевого газа, произведенного в США, с которым американцы пытаются выйти на европейский рынок и вытеснить российский газ.
При этом Вашингтон толкает киевский режим на разрыв любых партнёрских отношений с Россией в области газопоставок под прикрытием разговоров об «энергетической безопасности» и «диверсификации рисков». Удивительно неконструктивная и непоследовательная позиция Киева на переговорах с РФ и ЕС по газу вполне соответствует целям США по блокировке любых трехсторонних договорённостей, достигнутых без американского участия. Киевский режим под давлением Вашингтона торпедирует любые конструктивные взаимовыгодные договорённости, способные обеспечить бесперебойный транзит российского газа в ЕС.
Свежий пример, совпавший с завершением визита Притцкер в Киев. Еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер по итогам газовых переговоров 26 сентября в Берлине в формате Украина-РФ-ЕС заявил о подготовке проекта для «зимнего пакета», который предусматривает оплату Украиной безусловной части долга в 3.1 млрд. долл. двумя траншами, Москва соглашается подождать с выплатой остальных двух с лишним миллиардов до оглашения итогов Стокгольмского арбитража и поставляет в отопительный период Украине 5 миллиардов кубов газа по цене 385 долларов по принципу предоплаты. Действие этого соглашения было рассчитано на шесть месяцев.
Однако сразу после встречи появилось заявление министра энергетики Украины Ю.Продана, который дезавуировал согласованные тремя сторонами в Берлине договорённости. Якобы никакого долга Украина не платит, а 3,1 миллиарда долларов и есть фактически предоплата за 5 миллиардов кубов российского газа. Украинский министр своим выступлением поставил еврокомиссара, как посредника, в крайне неудобное положение. Получается, что Эттингер обманул аудиторию.
На фоне украинско-американского наступления на газовые интересы ЕС особенно забавно выглядят заверения председателя Госэнергоэффективности С.Савчука в том, что Украина разделяет европейский выбор пути к энергетической независимости и приглашает инвесторов. Заявление было сделано 26 сентября в Брюсселе на Европейском форуме по энергетической безопасности. 2 октября ЕС вынужден был проводить с Украиной новый раунд переговоров.
Притцкер, находясь в Киеве, отметила, что необходимо изучать различные сферы энергосектора, в которых США может сотрудничать с Украиной, для того чтобы помочь ей развивать свою энергобезопасность. В этом контексте американская сторона, видимо, имеет в виду в первую очередь захват украинского рынка ядерного топлива для АЭС с перспективами приватизации НАЭК «Энергоатом». Намёк Притцкер на «различные сферы энергосектора», скорее всего, касается именно выхода компании «Вестингхауз» на украинский рынок за счёт блокирования взаимовыгодного и, главное, безопасного для экологии и населения сотрудничества Украины с РФ в атомной энергетике.
Симптоматично, что правительство в конце августа уже зарегистрировало в Верховной раде законопроект, предусматривающий возможность продажи 40 % минус 1 акция НАЭК «Энергоатом». Скорость, с которой принимаются важнейшие решения по атомной отрасли, производящей до половины электроэнергии в стране и имеющей определяющее значение с точки зрения экономической и экологической безопасности, показывает, что приватизация лоббируется, видимо, в интересах компании «Вестингхауз».
Тема американских инвестиций в сельское хозяйство, которая появилась в повестке дня визита Притцкер, также связана с риском возникновения конкретных угроз для Украины. Они заключаются в продвижении США на Украину американского бизнеса в области биотехнологии растений и производства генно-модифицированной продукции в частности. Компания «Монсанто» уже имеет инвестиционные проекты на Украине, но только ею США, видимо, не ограничатся. Учитывая приоритеты правительства Яценюка по преимущественному развитию именно сельхозпроизводства, следует ожидать захода сюда иных аналогичных «Монсанто» ТНК.
В структуре американского интереса к Украине обозначена проблема дерегуляции и борьбы с коррупцией. Формально она и ранее присутствовала в украинско-американской повестке, скорее, в виде пожеланий, а сейчас перешла в практическую плоскость. На фоне обозначенных выше проектов логичным выглядит стремление Вашингтона создать для своих компаний наиболее благоприятные условия. Украинское государство в высшей степени кооррумпировано и неэффективно, но США пытаются исключить даже потенциальную возможность какого-либо контроля Украины над иностранным участием в собственной экономике.
В подходах США к отношениям даже с самыми верными ему режимами ничего не изменилось: им навязывают неэффективный замшелый рыночный фундаментализм, невзирая на убедительные примеры иных стран (например, Китая) по эффективному государственному регулированию экономики, созданию высокопроизводительных государственных компаний и предприятий. Таким образом, визит главы Минторговли США Притцкер в Киев способствовал формированию повестки дня экономических отношений Украина-США. Её основные пункты – антикоррупционная реформа, решение проблемы неэффективности госкомпаний через их приватизацию, новая налоговая реформа, активизация сельхозсектора и энергетики. Она полностью совпадает с приоритетами экономической программы Яценюка и лишь частично – Порошенко.
Вашингтон навязывает приоритеты развития украинской экономики, исходя исключительно из собственных интересов и безотносительно к пользе для Украины. Штаты готовы инвестировать в неиндустриальные и низкотехнологичные секторы экономики Украины, стимулируя их развитие в ущерб сложному и наукоёмкому промышленному производству, чем закрепляют идущую уже почти два года интенсивную деиндустриализацию украинской экономики. Вашингтон явно способствует развитию лишь тех отраслей украинской экономики, которые смогут эффективно обслуживать экономические потребности США.
Со стороны киевского режима нет даже запроса на развитие высокотехнологичных и наукоёмких производств обрабатывающей промышленности. Представленная ещё в июле программа выхода Украины из кризиса предполагает реформу только двух секторов экономики — энергетики и сельхозпроизводства. Эти предпочтения подтвердились и в представленной недавно экономической стратегии Яценюка, и в ходе визита министра торговли США в Киев.
Источник: Андрей Сулименко, «Одна Родина» Версия для печати Обсудить на форуме (0) |