Версия для печати
ПОЛИТИКА
ПОРОШЕНКО И ЯЦЕНЮК: РЕФОРМЫ РАДИ КРЕДИТОВ
25 сентября П.Порошенко во время расширенной пресс-конференции озвучил основные контуры своей «Стратегии-2020». По его словам, в стране планируется проведение антикоррупционной, судебной и налоговой реформ, произойдет обновление власти и сокращение бюрократического аппарата. Также будут реформированы правоохранительные органы, проведена децентрализация и дерегуляция. В целом же стратегия включает до 60 реформ.
Сам характер заявленных направлений реформ подсказывает, что вряд ли кто-то будет ими заниматься на самом деле, поскольку, пожалуй, каждое из этих направлений само по себе могло бы стать планом на 5 лет президентства. А в представленном виде этот список заявлений мало чем отличается от аналогичных списков В.Ющенко или В.Януковича.
Вызывают вопросы и временные рамки этой стратегии, поскольку 2020 год - это год, который существенно выходит за границы первого президентского срока Порошенко. Таким образом, становится понятно, что Порошенко свое политическое будущее (которое явно под ударом в случае реальных реформ) обменивать на сомнительную честь иметь статус главного реформатора не собирается. В общем, он об этом завуалированно заявил во время выступления: «Хотел бы я войти в украинскую историю как президент-реформатор? Конечно, да. Но я готов уступить эту почетную миссию в пользу коллективного авторства, и реформы должны стать плодом общих усилий всех ветвей власти, общества, бизнеса». То есть если все получится, то он станет «президентом-реформатором», а если нет – то возникнет «коллективная ответственность».
Одновременно с Порошенко свой собственный план действий «Восстановление страны» представил Яценюк. Такой же неконкретный и поспешный. Зато в его презентации есть сразу несколько интересных нюансов, говорящих о специфичности отношений между президентом Украины и нынешним правительством, а также о том, куда обращены взоры каждого из этих политиков.
В то время как П.Порошенко презентовал свой план на Украине, Яценюк выбрал в качестве площадки Украинский институт Америки, где и состоялась его встреча с представителями деловых и финансовых кругов США. Как бы говоря: не дело украинских граждан слушать серьёзные и «умные» планы – с этим нужно обращаться к тем, кто действительно влияет на ситуацию.
Второй момент: Яценюк в своей речи перед презентацией собственного плана очень расписывал заслуги правительства, однако роль президента практически полностью исчезла, как будто его и нет. Говоря о грядущих парламентских выборах, премьер акцентировал внимание на том, что после них «будет новый парламент и новая коалиция, которая должна быть прореформистской и проевропейской». И снова – ни слова о сотрудничестве парламента и президента.
Впрочем, суть его предложений не сильно отличается от «Стратегии-2020», хотя, пожалуй, они чуть менее масштабны. Все те же антикоррупционная реформа, решение проблемы неэффективности госкомпаний через их приватизацию, новая налоговая реформа, активизация агросектора и энергетики. Вместе с тем он подтвердил, что особых задержек с имплементацией Соглашения об ассоциации с ЕС не будет: «Мы решительны в имплементации соглашения с ЕС и в том, чтобы сделать украинскую экономику конкурентоспособной. Хочу выразить политическую волю этого правительства - мы имплементируем соглашение о ЗСТ и пойдем дальше. Это единственный шанс улучшить украинскую экономику».
Однако, как уже подчеркивалось, реально этими реформами вряд ли кто-то будет заниматься. Несмотря на то, что они не просто не «ко времени», их нужно было делать десять лет назад. И даже тогда это казалось поздно.
Что Порошенко, что Яценюк прекрасно понимают, что любые реформы – удар по рейтингу. А если реформы еще и серьезные – то сильнейший удар. Тем более что в украинском случае жертвой этих реформ, как обычно, в первую очередь станут самые малообеспеченные граждане. Например, Яценюк при презентации своего плана вспомнил о проблемах с Пенсионным фондом. Видимо, несколько человеконенавистнических пенсионных реформ прошлых лет оказалось недостаточно, власть готовится начать еще одну.
Другая линия – антикоррупционная. При этом под призывы и Порошенко, и Яценюка создать Антикоррупционное бюро в парламенте (который тотально ими контролируется) не хватает голосов, а законы, подготовленные друг с другом, не менее дружно «проваливаются» подконтрольными фракциями.
Фактически идет жесткая политическая борьба между Порошенко и Яценюком, которая не вылилась в публичное пространство только по причине необходимости соблюдать единство перед лицом Запада – ведь от этого единства часто зависит получение кредитов. Впрочем, что будет после парламентских выборов, сказать сложно, однако Яценюк и Порошенко явно уже разругались.
И демарш Яценюка с презентацией собственного плана четко говорит о том, что никакого общего видения будущего страны у этих двух политиков не существует. Значит, никаких реальных и согласованных реформ ожидать не стоит.
Кроме того, на фоне декларируемых реформ реальность уже сейчас существенно расходится с заявлениями и пожеланиями. В частности, пока идут рассказы о прозрачности тендеров, о борьбе с коррупцией, все те же активисты, которые громче прочих кричали о преступлениях режима Януковича, теперь с недоумением отмечают, что при новой власти коррупция стала лишь жестче, цинизм властей усилился в разы, а построение теневых схем вышло на более совершенную ступень. Логично, что олигархическая группировка, не имеющая сдерживающих факторов (которым во многом был В.Янукович), бросилась грабить по-настоящему, не считаясь с последствиями. А для успокоения масс включила самых громких крикунов в партийные списки на парламентские выборы.
Собственно, доминанта будущих выборов в действиях всех ключевых политических игроков прослеживается абсолютно четко. По мнению большинства политических аналитиков, единственная задача стратегий Порошенко и планов Яценюка – показать избирателям, что у этих политиков и их политсил есть хоть какое-то видение будущего, продемонстрировать хотя бы теоретическое понимание, чем должен заниматься новый парламент.
По мнению других экспертов по украинским политическим реалиям, причины тут даже не столько предвыборные, сколько экономические. Например, Ю.Мостовая утверждает: «Основная причина обращения к риторике реформ, связана… с деньгами. Если Запад не даст денег, то зачем ключи от дверей и сейфов? А Запад, уставший от криков «Волки! Волки!» и «Овцы! Овцы!» и совсем запутавшийся в нашей героическо-миролюбивой политике, решил твердо встать на знакомую ему коммуникационную платформу: «Реформы — где?» Без реформ — ни кредитов, ни плана Маршалла (хоть с инвестфондами, хоть с бюджетными пулами, хоть с льготными кредитами). Равно как и постепенное осознание западными партнерами необходимости прикомандирования стража к каждому передаваемому украинской власти доллару». Таким образом, каждая из сторон демонстрирует, что ей можно давать деньги: только она, мол, знает, куда их тратить и на какие реформы. Однако если Порошенко хотя бы делает вид, что для него внутренняя аудитория важна, то Яценюк окончательно перешел в формат «колониальной администрации», ведя свой диалог только за океаном.
Рассчитывать, что эти политики будут проводить реформы, бессмысленно. Если Порошенко этого не будет делать, памятуя о том, что ему надо еще переизбираться на второй срок, то Яценюк – сугубо по причине полной подконтрольности США, любые его действия могут направляться лишь на обслуживание интересов американских бизнесменов.
Источник: Андрей Новацкий, «Одна Родина»
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |