С того славного момента, как верховный главнокомандующий украинских воск АТО посетил Мариуполь и распорядился превратить город в неприступную крепость, стало понятно: в длительное перемирие в Донбассе Украина не верит. Более того, использует его для накапливания и перегруппировки сил, чтобы продолжить борьбу. Но перемирию рады, ибо оно предотвратило освобождение Мариуполя от «нэньки» ополченцами Донецкой Народной Республики (ДНР). Для Украины это обернулось бы еще одним символическим крахом – в Мариуполь перебралась и там дрожит областная госадминистрация Донецкой области.
Та, которая еще позволяет Киеву заявлять, что Донецкая область – часть Украины. Согласитесь, если бы губернатор-олигарх-миллиардер Сергей Тарута вел совещания с чиновниками в полуразрушенном свинарнике разрушенного колхоза «Тормоз коммунизма» где-нибудь в Запердыловке, это совсем уж никуда не годилось бы. А так – Мариуполь, большой город, заводы, порт. Там некогда «Маленькая Вера» снималась и поразила мир не только отражением бездуховности тогда еще советской молодежи, но и страшным видом индустриального города, породившим эту безнадегу, эстетическое уродство и бездуховность…
Но не в этом дело. Сегодня все вроде бы на словах придерживаются минского протокола о режиме прекращения огня. На самом деле периодически ведут этот огонь с двух сторон. Но по обе стороны утверждают, что это – для прекращения огня. Исключительно для этого. Просто чтобы «враг» излишне и чрезмерно оптимистично не духарился и не расслаблялся, его надо осаждать из гаубички. Или «градика» с минометиком. Так надо, видимо, понимать эти продолжающиеся спорадические перестрелки с кровавыми жертвами с двух сторон…
А протокол о перемирии, между прочим, можно было бы и соблюдать. Его серьезные люди освятили своими именами, так как является он гибридом из мирных инициатив Петра Порошенко и Владимира Путина. Более того, он, как сказано в «шапке», направлен именно на «имплементацию Мирного плана Президента Украины П. Порошенко и инициатив Президента России В. Путина». Ага, оба президента – хоть и с сокращенными по-совковски именами с точечками, но с заглавной буквы, то есть равноправно и уважительно. А то вы ведь знаете, чем «справжний и щырый» украинец до сих пор отличается от «несправжнего и нэщырого»? Тем, что слово «сало» пишет с большой буквы, а «Москва» – с маленькой…
Если же анализировать оба документа, составившие «гибридный» протокол, то трудно отделаться от той мысли, что в них все вроде бы правильно, много хорошего и нужного, но оба они вряд ли выполнимы.
Вот эти тексты. 20 июня 2014 года Порошенко побывал в штабе АТО и там обнародовал свои предложения:
1. Гарантии безопасности для всех участников переговоров.
2. Освобождение от уголовной ответственности тех, кто сложил оружие и не совершил тяжких преступлений.
3. Освобождение заложников.
4. Создание 10-километровой буферной зоны на украинско-российской государственной границе. Вывод незаконных вооруженных формирований.
5. Гарантированный коридор для выхода российских и украинских наемников.
6. Разоружение.
7. Создание в структуре МВД подразделений для осуществления совместного патрулирования.
8. Освобождение незаконно удерживаемых административных зданий в Донецкой и Луганской областях.
9. Восстановление деятельности местных органов власти.
10. Восстановление центрального теле- и радиовещания в Донецкой и Луганской областях.
11. Децентрализация власти (путем избрания исполкомов, защита русского языка; проект изменений в Конституцию).
12. Согласование глав облгосадминистраций до выборов с представителями Донбасса (при условии согласования единой кандидатуры, при разногласиях – решение принимает президент).
13. Досрочные местные и парламентские выборы.
14. Программа создания рабочих мест в регионе.
15. Восстановление объектов промышленности и социальной инфраструктуры.
Не менее четки и предложения Путина, озвученные им в Монголии 3 сентября 2014 года. Через два дня они и отразились в минском протоколе:
1. Прекратить активные наступательные операции вооруженных сил, вооруженных формирований, ополчения юго-востока Украины на донецком и луганском направлениях.
2. Отвести вооруженные подразделения силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населенных пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня.
3. Предусмотреть осуществление полноценного и объективного международного контроля за соблюдением условий прекращения огня и мониторингом обстановки в создаваемой таким образом зоне безопасности.
4. Исключить применение боевой авиации против мирных граждан и населенных пунктов в зоне конфликта.
5. Организовать обмен насильственно удерживаемых лиц по формуле «всех на всех» без каких-либо предварительных условий.
6. Открыть гуманитарные коридоры для передвижения беженцев и доставки гуманитарных грузов в города и другие населенные пункты Донбасса – Донецкую и Луганскую области.
7. Обеспечить возможность направления в пострадавшие населенные пункты Донбасса ремонтных бригад для восстановления разрушенных объектов социальной и жизнеобеспечивающей инфраструктуры, оказания помощи им в подготовке к зиме.
Все, повторяю, вроде бы правильно, но можно и четко заметить, что в предложениях Порошенко больше показушной политики, а в путинском плане – жесткой прагматики.
И вот что в итоге получилось в Минске 5 сентября сего года:
|
|
Но ничего удивительного в этом нет. Оба президента лично заинтересованы в соблюдении мирного протокола. Ибо они намертво привязаны к нему… судьбой своих стран.
Посудите сами. Если мирный план сорвется и Украина потерпит поражение от ополченцев, то это будет означать ее развал и раскол. Плюс украинская власть не выполнит геополитический заказ, ради которого ее и приводили во властные кабинеты в Киеве в результате госпереворота 22 февраля 2014 года. То есть – не втянет Россию в конфликт, не выставит ее ни стороной войны, ни даже «пособницей международного терроризма», не подставит под международные санкции, не ослабит и даже не поссорит с Европой. Это страшный сон США и лично жаждущего крови лауреата Нобелевской премии мира Барака Обамы, готового ради мира утопить в крови всех.
Против России уже применены санкции. Ее уже обвинили в поддержке ополченцев Донбасса и подвесили на пакет новых санкций, разработанных ЕС, но пока отложенных и увязанных с выполнением условий мирного минского протокола. И Путину тоже объективно выгодно, чтобы мир в Донбассе наступил – так он попытается уберечь Россию от материально-финансовых потерь. И сохранить если и не мир, то сотрудничество с Европой.
Но есть и разница. Если Россия имеет запас прочности и может какое-то время сопротивляться санкциям, а то и вообще выстоять под ними, то ситуация для Украины и ее властей в несколько раз сложнее. Если украинская власть не выполнит заказ, то Украина, напоминаю, может развалиться. Как целостное государство. Это раз. А во-вторых, никому из спонсоров по ту сторону Атлантического океана не нужна будет такая власть из «сукиных сынов, но наших сукиных сынов», которые ни фига не могут. И пока Украина окончательно не развалилась, власть в ней могут поменять. На более решительных и оторванных «сукиных сынов». И «дочерей», если учитывать ту же выползшую из окопов Юлию Тимошенко…
Поэтому в своих предложениях Путин напирает больше на чистую прагматику: отвод войск на безопасное расстояние, чтобы не стреляли по мирным кварталам городов и сел; исключение из войны авиации; открытие гуманитарных коридоров для гуманитарных грузов; разработка плана и накопление средств для восстановления порушенного и т. д. и т. п. Складывается такое впечатление, что в Кремле уже составляют планы, как им обустраивать регионы, которые уже не хотят быть в составе Украины и собираются в самостоятельное плавание. Но под эгидой России. И, разумеется, рассчитывая на ее помощь. В принципе, а на кого же еще?..
В украинском мирном плане больше профанационной политики, что вызвано необходимостью удержать Донбасс в Украине. Отсюда и полуфиктивное, для блезиру, согласие с путинскими предложениями, но и одновременно упор в минском протоколе о перемирии на то, что Украина – это унитарное государство, которое не приемлет слово «федерализация», а согласно лишь на «особый статус» для мятежных регионов. Этот статус и должны обеспечить новый закон о нем и проведение досрочных выборов в местные органы самоуправления.
Как вы понимаете, нереальны оба эти пункта. Во всяком случае, без дополнительных усилий и гарантий нереальны. Стороны уже совсем не верят друг другу и имеют под этим неверьем долгую историю предательства и коварства. Да и трудно представить, что охваченная предвыборной лихорадкой и гиперпатриотической истерией эта депрессивно-маниакальная Верховная Рада примет закон об особом статусе Донбасса. Они же там скорее тату «ПТН ПНХ» на щеках и ягодицах выбьют, чем о стране подумают…
К тому же украинская сторона и не подумала выполнить главное – отвести войска на безопасное для донбасских городов и сел расстояние и периодически продолжает их утюжить. А чтобы как-то оправдаться, уже сообщает, что ополченцы убивают военных. Типа погибло уже 4-5 человек. Это, как вы понимаете, по версии украинской статистики, едва ли не больше, чем за месяцы войны…
Но и власти ДНР и ЛНР уже заявили, что им теперь мало федерации в составе Украины – они вообще знать не хотят такое государство. Это получается, как в анекдоте о мелочах, из-за которых не состоялась свадьба: она была не в белом платье, а он вообще не хотел жениться…
…В итоге стороны затаились и лишь огрызаются огнем, перекладывая вину за перестрелки друг на друга. Это как игра в гляделки, но только в оптические прицелы винтарей. Параллельно стороны подкачивают мускулы. Одни – у России, другие – у НАТО и США. Так что весь «марлезонский балет», скорее всего, еще впереди. Расчет на прагматику и здравый смысл, в конце концов, оправдается. Но сколько крови еще прольется?..
Источник: Владимир Скачко, «Версии»
Комитет