Версия для печати
ПОЛИТИКА
ПЛАН ПОРОШЕНКО: ВОЗМОЖНЫЕ ЦЕЛИ
Насколько эта ситуация устраивает Порошенко и его команду. Да, они пришли к власти при использовании американских сценариев и ресурсов. Однако его эта ситуация (жить по американским сценариям) вряд ли может устраивать. Команда Порошенко пополняется прагматиками. Это дает основание предполагать, что он будет использовать имеющиеся возможности, чтобы уйти из под жесткого управления США. Интересно, что в этом ему бы сильно помогло мирное урегулирование ситуации на Юго-Востоке, что в корне бы противоречило стратегическим задачам США. Вряд ли Порошенко этого не понимает, значит, можно ожидать, что он в целом готов к нестандартным решениям по урегулированию кризиса и ищет для этого эффективные пути. Можно констатировать, что на сегодняшний день план Порошенко, предложенный как некая панацея для урегулирования кризиса на юго-востоке страны, срывается. Впрочем, сами его формулировки говорили о том, что он был невыполним. Причин тому много, одна из тех, на которые обратили внимание эксперты, – в плане нет явного призыва к диалогу. Точнее, первый пункт говорит о «гарантиях безопасности для всех участников диалога», однако не определяет, с кем эти переговоры проводить. Фактически Киев загнал сам себя в тупик, называя ополченцев «террористами». Скорее всего, отсутствие в плане субъектов переговоров и объясняется тем, что Киев не смог придумать формулировку, при которой он бы мог начать диалог с теми, кто реально влияет на ситуацию в регионе. Совершенно очевидно, что Киеву нужен посредник, который мог бы, с одной стороны, представлять интересы ДНР и ЛНР, а также всего Юго-Востока как политического субъекта, а с другой – не был бы с ними напрямую связан. Появившееся сообщение о готовности выступить в этой роли В.Медведчука выглядело наиболее оптимальным вариантом. Для П.Порошенко это было бы самое удобное развитие событий – этих политиков связывают давние отношения, Медведчук во многом был политическим наставником Порошенко в начале 2000-х, когда тот только входил в политику. Судя по всему, некоторые консультации по этому поводу шли, однако Порошенко вынужден соотносить персональные политические риски с таким сотрудничеством, учитывая то, что у значительной части украинского общества образ В.Медведчука существенно демонизирован. Возможно, именно эта проблема для команды Порошенко и является центральной на данный момент. 23 июня в Донецке прошли переговоры (консультации) по мирному урегулированию украинского кризиса с участием спецпредставителя действующего главы ОБСЕ Хайди Тальявини, чрезвычайного и полномочного посла РФ на Украине Михаила Зурабова, экс-президента Украины Леонида Кучмы, лидера общественного движения «Украинский выбор» Виктора Медведчука, а также представителей ДНР и ЛНР. Сейчас сложно сказать, насколько Киев действительно заинтересован в мирном решении конфликта. Точнее так: явно прагматичные новые киевские власти, может, и хотели бы решить конфликт спокойно, однако общественные ожидания майданных радикалов и практически прямое внешнее управление страной, осуществляемое США, существенно сужают возможность для политических маневров. Даже сам план Порошенко и вся игра вокруг него выглядит внешней разработкой, а не сугубо украинским продуктом. Строго говоря, это даже не план, а некий набор благостных тезисов, малореальных с точки зрения воплощения. Его изначальный посыл – на юго-востоке есть только наемники, но нет обычных граждан Украины. Именно этим «наемникам» гарантируется «коридор для выхода в Россию». Кстати, очень интересно, что саму Россию почему-то не спросили, хочет ли она кому бы то ни было предоставлять коридор на свою территорию. О децентрализации власти было сказано лишь в общих чертах. Лишь недавно появился первый проект изменений в Конституцию, где эти изменения стали чуть более понятными. Однако даже по ним становится ясно, что максимум, на который согласен Киев, – это частичное перераспределение полномочий центра на местный уровень. Да, обладминистрации расформируют, однако институт представителей президента будет ничуть не слабее. Важный нюанс – все конкретные полномочия (в т.ч. финансовые) будут определяться отдельным законом. Даже если соответствующие статьи будут внесены в Конституцию, ничто не помешает выписать конкретный закон так, что децентрализация станет декоративной оболочкой. При этом Киев продолжает игнорировать очевидный факт: безвозвратно прошло время, когда от Юго-Востока можно было «отделаться» просто децентрализацией. Более того, почти прошло время, когда ситуацию можно было урегулировать через классическую федерацию. И каждая попытка новых украинских властей сделать вид, что ситуация ничем не отличается от той, что была еще 3 месяца назад, лишь показывает неготовность Киева к реальному диалогу. Маниловщиной выглядят обещания о создании рабочих мест и миллиардных инвестициях с Запада. Украинская армия уже сейчас своими авиа- и артиллерийскими ударами разрушает существующие рабочие места, массово уничтожая инфраструктуру. В таких условиях под созданием «новых рабочих мест» Киев явно будет понимать просто восстановление тех, которые существовали до начала активных военных действий. Что до инвестиций, то в условиях масштабных внешних заимствований и общих долгов государства, нарушения торговых связей с Россией (на чьи рынки были ориентированы предприятия юго-востока страны), то делать такие инвестиции просто не из чего. Еще меньше надежд, что в этот регион в ближайшем будущем придут западные инвесторы – они еще долго будут опасаться возможной дестабилизации обстановки, а бизнес не любит неоправданных рисков. На самом деле Киеву сейчас нечего предложить Юго-Востоку. И даже не по причине неделания – им просто нечего предложить. Вряд ли Порошенко не понимает всего этого, предлагая свой план, что и заставляет сомневаться, что это исключительно его план. Рискнем предположить, что единственной задачей этого плана был сам факт его озвучивания. Причем основная аудитория - это Запад, и ЕС прежде всего. Именно среди стран Евросоюза наблюдается наиболее существенное расхождение в оценках происходящего на Украине, значит, перед Киевом и Вашингтоном стоит задача – сменить их позицию. Для этого требуется показать готовность Киева к масштабному диалогу, причем с наличным последовательным планом действий. Внешне тезисы плана производят положительное впечатление, однако вряд ли европейцы до конца понимают, что он в целом нереализуем. Именно из этой задачи и произрастает та активная поддержка этой затеи, которую осуществляет Вашингтон. «Мы поражены, насколько тщательно вы выполняете заявленный мирный план и прекращение огня. Весь мир вас поддерживает», – заявил 22 июня Дж.Байден в телефонном разговоре П.Порошенко. В этом же ключе следует воспринимать и тезисы П.Порошенко в телефонном разговоре с А.Меркель (того же 22 июня): «Для решения конфликта на востоке Украины помощь и персональное привлечение Ангелы Меркель и других мировых лидеров является критически важным». Сегодня Вашингтон руками Киева пытается создать для ЕС показательную вывеску о готовности Киева решить проблему мирным путем. Однако жесткие временные рамки, видимо, не случайность, а заложенная мина под невыполнение этого плана. На все 15 пунктов отводиться 10 дней, чего может не хватить даже для полноценного разговора о прекращении огня – не то что на все пункты. И это также свидетельство того, что главная задача – не дать выполнить этот план, но вину за его срыв свалить на ополчение. Логичным следствием разворачивания событий по этому сценарию станет «вынужденная» необходимость Киева (скорее Вашингтона) перейти к плану "Б", который явно существует. «Те, кто рассчитывают использовать мирные переговоры только для того, чтобы потянуть время, перегруппировать силы, должны знать, что у нас детальный план "Б". Я не буду сейчас о нем говорить, потому что я верю, что наш мирный план сработает», – заявил П.Порошенко. О том, что такой план есть, говорит и советник Порошенко Ю.Луценко: «План "Б" - это когда боевики не сложат оружия и будут продолжать стрелять и вести боевые действия против нашей страны. Конечно, тогда придется действовать адекватно и уничтожать тех, кто уничтожает изнутри украинское государство. Надеемся, до этого не дойдет». Скорее всего, именно этот силовой план и является основным. И именно потому он «детальный» в противовес абсолютно абстрактному «мирному». Не исключено, что именно разработкой этого плана "Б" активно и занимались все это время американские советники, которые были прикомандированы ко многим украинским ведомствам. Они же будут и присматривать за его выполнением. При этом все политические, юридические и финансовые последствия его реализации ложатся на нынешнюю украинскую власть. Для США это практически идеальная ситуация: возможность проводить военные операции в собственных национальных интересах без риска для своих солдат, имиджа и осуждения мирового сообщества. 24 июня состоялся телефонный разговор П.Порошенко и Дж.Байдена, который в очередной раз заверил украинскую сторону в том, что США будут и впредь оказывать помощь. «Вице-президент поблагодарил Порошенко за то, что ему удалось добиться прекращения боевых действий, и отметил, что США продолжат серьезную поддержку дополнительных элементов мирного плана украинского президента», - говорится в сообщении Белого дома. Другой вопрос, которым сейчас никто не задается, – насколько эта ситуация устраивает Порошенко и его команду. Да, они пришли к власти при использовании американских сценариев и ресурсов. Однако его (как и любого главу государства) эта ситуация (жить по американским сценариям) вряд ли может устраивать. Команда Порошенко пополняется прагматиками. Это дает основание предполагать, что он будет использовать имеющиеся возможности, чтобы уйти из под жесткого управления США. Интересно, что в этом ему бы сильно помогло мирное урегулирование ситуации на Юго-Востоке, что в корне бы противоречило стратегическим задачам США. Вряд ли Порошенко этого не понимает, значит, можно ожидать, что он в целом готов к нестандартным решениям по урегулированию кризиса и ищет для этого эффективные пути. Андрей НОВАЦКИЙ, ОДНА РОДИНА
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |