Версия для печати
ПОЛИТИКА
КИЕВ И ВАШИНГТОН ГОТОВЯТСЯ К ПЕРЕГРУППИРОВКЕ СВОИХ СИЛ
То, что отложен вопрос о введении военного положения в стране (или в нескольких областях), говорит о неготовности Киева здесь и сейчас пойти на новое обострение отношений с основной массой населения всего Донбасса и с Россией. Провоцирование России на неадекватные действия продолжается (односторонняя демаркация границы, прекращение сотрудничества в сфере ВПК). Но пока в Киеве у власти реально находятся ставленники Вашингтона, курс на конфронтацию Украины с Россией будет идти по всем фронтам, это очевидная долгосрочная тенденция. 16 июня Петр Порошенко провел очередное заседание СНБО, которое может иметь далеко идущие последствия для Украины. Кроме того, 15 июня Порошенко провел встречу с руководителями фракций в парламенте, где также дал ряд поручений. Принятые решения дают определенное понимание того, в каком направлении будет осуществляться политика официального Киева и поддерживающих его США в ближайшей перспективе. Судя по всему, Киев приостановил ввод заявленного ранее решения о военном положении в стране. Олег Тягнибок отметил, что Порошенко высказался на этот счет следующим образом: «Президент считает, что он должен использовать все мирные пути урегулирования ситуации. Правда, мирные пути не должны растягиваться во времени – это должна быть неделя, может, 10 дней, но не больше». Заседание СНБО 16 июня подтвердило эту информацию. В частности, уже в ходе заседания Порошенко заявил, что считает необходимым прекратить огонь и тем самым начать процесс мирного урегулирования. Правда, логика выбрана странная – делается это для того, чтобы ополченцы «сдали оружие» и покинули страну. То есть Киев и дальше исходит из того, что против него воюет не украинский же народ, а некие «наемники» и «террористы». Вряд ли такая позиция может действительно стать основой для конструктивного диалога. Кроме того, отмечалось, что огонь будет прекращен не раньше чем через неделю и не больше чем на 5-7 дней после усиления контроля за границей. Наряду с этим Киев намерен предпринять меры, реализация которых приведет к сложно предсказуемым последствиям. В частности, СНБО прислушалось к пожеланиям Игоря Коломойского и поручило Кабмину разработать проект постройки «Великой украинской стены» – целого комплекса инженерных сооружений, призванных обнести строящийся на Украине «концлагерь» каменным периметром. Это будет, по-видимому, сопровождаться и односторонней демаркацией украинско-российской границы. Как это Киев будет реализовывать на практике, пока не понятно, но думается, что Запад на подобные проекты деньги даст. Об абсурдности данной идеи заявил бывший глава Службы внешней разведки Украины Н.Маломуж: «Даже если мы будем строить это заграждение, это 2300 км, нам нужно годами строить его. А нагрузка на бюджет колоссальная. Нам ничего не нужно строить больше, только заграждение? Никакие олигархи нам здесь не помогут. Это Китайская стена, которая требует колоссальных средств, колоссального времени и эффект очень небольшой. Тем более если бронетанковая техника будет использоваться». В этом же ключе на заседании СНБО обсудили и вопрос о запрете прохождения плавсредств из России в порты на Азовском море и установлении временного порядка пересечения украинско-российской границы в пунктах пропуска для железнодорожного и воздушного сообщения, предусмотрев в случае необходимости возможность приостановления работы этих пунктов пропуска. Эти и подобные действия Киева следует оценивать, видимо, не только как шаг вперед по эскалации ситуации, но и как попятный шаг относительно планов США и Киева спровоцировать Москву на более радикальные и быстрые действия. Хотя провокации продолжаются, однако темп их несколько снизился. Сейчас сложно сказать наверняка, почему США отказались от реализации сценария на активное провоцирование Москвы, но можно предположить, что на это существенно повлияло решение России перестать поставлять газ Украине в кредит, потребовав сначала оплатить долги, после чего поставлять газ лишь по предоплате. Газовый долг и нерешенность газового вопроса в целом висит тяжелым грузом на плечах новой украинской власти. Можно сколько угодно говорить о том, как Киев будет обрезать украинско-российское сотрудничество и контакты (кстати, по результатам этого заседания СНБО было принято и решение прекратить любое сотрудничество Украины с Россией в сфере ОПК), однако газ получать надо. Надежды на реверс газа из Европы весьма призрачны – Европа сейчас беспокоится о том, чтобы ей хватило газа и украинский кризис не повлиял на поставки из России. Несмотря на бравурные заявления Арсения Яценюка, что у Киева «очень и очень хорошие шансы» в судебном споре с «Газпромом», скорее всего – это блеф, иначе правительство Украины подало бы в суд еще 3-4 года назад. Даже сейчас иск Украины к «Газпрому» был ответным, а не инициативным. Ужесточение позиции Москвы по газовому вопросу явным образом остудило самые «горячие головы» и в Киеве, и в Вашингтоне. В США уже призвали Москву вернуться к газовым переговорам с Киевом: «Россия должна вернуться к переговорам на основе компромисса, предложенного Еврокомиссией», – заявила Д.Псаки. Продемонстрировав явно не дипломатичный тон и вмешательство в вопросы, которые США формально не должны касаться. Но это наглядно показывает, насколько Вашингтон обеспокоен срывом газовых переговоров. Можно предположить, что, помимо газового остужения, есть и другие причины. Ведь у Киева банально заканчиваются человеческие, материальные и финансовые ресурсы на проведение карательной операции. Хотя заявления делаются противоположные. Прежде всего, вопрос в людях. Киев уже подверг мобилизации почти всех, кого только можно. Новые призывы на службу идут тяжело. И призывники (а это далеко не только молодежь, но и люди с семьями и постоянной работой) массово уклоняются от такой сомнительной чести – воевать с согражданами. Ничуть не лучше ситуация в госструктурах. Например, 13 июня советник главы МВД Украины А.Геращенко на брифинге заявил, что идет просто поток заявлений на увольнение из органов внутренних дел, когда стоит вопрос отправки в зону проведения «антитеррористической операции». Да и материально-техническое обеспечение участников карательной операции оставляет желать лучшего: выделяемые правительством деньги не доходят до армии, с добровольными пожертвованиями также сложилась малопонятная история, которая чем дальше, тем больше обрастает признаками банальных растрат и воровства. США все время увеличивают объемы военной помощи Киеву, но, видимо, этого недостаточно. Соответственно, киевские власти хотят получить передышку, перегруппироваться и снова идти в наступление. Киеву требуется время, чтобы решить совокупность ключевых проблем, в первую очередь по линии газовых переговоров, оптимизации ресурсов для проведения карательной операции. Якобы миротворческая инициатива по прекращению огня – отличная для этого возможность. Нельзя исключать, что даже если о подобном режиме и будет достигнута договоренность между Киевом и представителями ДНР и ЛНР, то Киев использует эту возможность для безопасной переброски дополнительных сил в зону АТО. С тем, чтобы в момент завершения «временного перемирия» можно было предпринять более масштабную атаку на ополченцев. О вероятности этого сценария говорит и тот факт, что параллельно Киев усиливает контроль за границей, минимизируя возможности отхода ополченцев за границу и поставки населению Донбасса гуманитарной помощи. Впрочем, вряд ли должны быть иллюзии в отношении ухода ополченцев. Это в основном – местные жители, уходить им некуда. В целом же, видимо, текущую ситуацию стоит рассматривать именно с позиций временной передышки для Киева и перегруппировки его сил для дальнейшей реализации основного плана – полного силового подавления восстания на Донбассе с одновременным втягиванием России во внутриукраинский вооружённый конфликт. Судя по всему, нерасторопность официальных лиц в Киеве в этом смысле начинает утомлять США. Симптоматично здесь появление на первом плане в украинском кризисе Дж.Сороса, который прямо заявил, что при правительстве Украины уже создана некая стратегическая группа советников. В совокупности с ранее прибывшими во все украинские ведомства «советниками» из США можно лишь с весьма высокой условностью говорить об «украинской власти» в Киеве. В реальности США весьма жёстко держат в своих руках процесс принятия решений на верхних уровнях политической власти и государственного управления. То, что отложен вопрос о введении военного положения в стране (или в нескольких областях), говорит о неготовности Киева здесь и сейчас пойти на новое обострение отношений с основной массой населения всего Донбасса и с Россией. Провоцирование России на неадекватные действия продолжается (односторонняя демаркация границы или прекращение сотрудничества в сфере ВПК). Но пока в Киеве у власти реально находятся ставленники Вашингтона, курс на конфронтацию Украины с Россией будет идти по всем фронтам, это очевидная долгосрочная тенденция. Андрей НОВАЦКИЙ, ОДНА РОДИНА
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |