Версия для печати
ПОЛИТИКА
ОБСЕ НА УКРАИНЕ: КАК СДЕЛАТЬ ИЗ СТРАНЫ В ЕВРОПЕ НОВЫЙ АФГАНИСТАН
Чиновники Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, скромно молчавшие во время государственного переворота на Украине, не сказавшие ни слова по поводу трагедий в Одессе и Мариуполе, начали развивать бурную активность вокруг «дорожной карты» по Украине. Некоторые пункты этого документа (широкой публике он не представлен, в чём, по оценке Сергея Лаврова, вина Киева и Вашингтона) обсуждались во время переговоров президента Швейцарии, председателя ОБСЕ Дидье Буркхальтерас Президентом России Владимиром Путиным в Москве 7 мая. Однако 11 мая в Донецкой и Луганской областях состоялись референдумы, подтвердившие выбор народа в пользу государственного суверенитета этих республик. Возникла принципиально новая политическая ситуация… Комментируя результаты народного волеизъявления, Министерство иностранных дел России подчеркнуло необходимость полноценного диалога между Киевом, Луганском и Донецком, а также необходимость реальных действий со стороны киевских властей по налаживанию диалога с регионами. При этом, как отметил 12 мая Сергей Лавров, «без подключения оппонентов режима к прямому разговору по выходу из кризиса ничего не получится». Однако позиция Киева, упорно отказывающегося разговаривать с гражданами на Юго-Востоке, не меняется ни на йоту и, что самое странное, находит понимание у посредников из ОБСЕ. Упомянутая «дорожная карта» предусматривает четыре блока (воздержание от насилия, разоружение, национальный диалог, выборы) и направлена «на поддержку усилий украинского правительства в обеспечении благоприятных условий для проведения справедливых и свободных выборов президента Украины, намеченных на 25 мая». «В настоящее время совместно с украинскими властями разрабатываются способы поддержки ОБСЕ в проведении круглых столов и национального диалога. Миссия наблюдателей ОБСЕ продолжает расширять и укреплять свой потенциал в деле содействия, посредничеству, а также поддержки в разоружении. Создаются команды быстрого реагирования Миссии наблюдателей, а также горячая линия для оповещения Миссии наблюдателей. Также создается доверительный фонд программы разоружения», - говорится в сообщении на сайте ОБСЕ. Между тем, в пресс-секретариате Кэтрин Эштон заявляют, что не располагают данными относительно конкретных шагов по выполнению «дорожной карты ОБСЕ». Так называемые «круглые столы национального единства» рекламируются Турчиновым и Яценюком и предусматривают «диалог» исключительно с силами, подконтрольными хунте, под присмотром не разоружившихся боевиков «Правого сектора», что лишает их всякого смысла. Особенно на фоне последних заявлений Турчинова и его подельников о том, что «антитеррористическая операция» будет продолжена – и соответствующих практических действий. Господин Буркхальтер, зачем-то поспешивший назвать референдумы на Донбассе «незаконными» (хунту, пришедшую к власти в результате вооружённого мятежа, он видимо, считает «законной»), ссылается на поддержку его «инициатив» в том числе в Москве, но при этом возглавляемая им организация считает Россию виновником всех бед на Украине. Доклад Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Верховного комиссара по делам национальных меньшинств возлагает вину за события на Юго-Востоке на «жестокие организованные группы», которые якобы начали прибывать туда с февраля. Ссылаясь на некие «достоверные источники», авторы документа утверждают, что «многие из этих людей пришли из соседних небольших городов или из-за границы Российской Федерации». Ещё доклад БДИПЧ содержит утверждения о «нарушениях прав журналистов» и проклятия в адрес коррупции эпохи Януковича при полном игнорировании ключевой роли в развязывании кризиса «майданных» олигархов - Порошенко, Коломойского и других. В докладе также говорится об ухудшении прав человека в «Крымском регионе Украины» после «российского вторжения», особенно в том, что касается крымских татар. «В Украине произошло значительное количество таких серьезных нарушений, как убийства, физические нападения, а также запугивание и похищения. Жертвами становились преимущественно активисты, выступавшие за Евромайдан, и журналисты, а в оккупированном Россией Крыму – украинские военные и крымские татары», – говорится в подготовленной ОБСЕ бумаге. О деятельности террористических банд, поощряемых официальным Киевом и его ставленниками на местах, в этом документе ни слова. Ни Крымского референдума, предотвратившего кровавый конфликт на полуострове, ни массовых убийств в Одессе и Мариуполе, ни применения карательными войсками хунты тяжелого вооружения в районе Славянска и Краматорска – ничего этого для функционеров ОБСЕ не существует в принципе. Американский представитель при ОБСЕ господин Баер, горячо поддерживающий пафос доклада, отмечает его роль в контексте облегчения «полного доступа международных наблюдателей», призванных проследить за «соблюдением прав человека» в Крыму. Тут можно вспомнить настойчивые попытки проникновения неких людей с мандатами миссии ОБСЕ на территорию Крыма в начале марта, а также их контакты с вождями меджлиса. Тогда появление этих провокаторов удалось предотвратить, но их задуманная «миссия» на территории Донецкой и Луганской народных республик может натворить немало бед. Достаточно вспомнить историю с недавним задержанием ополченцами Славянска 11 «наблюдателей ОБСЕ», оказавшихся офицерами стран НАТО. Широко известная деятельность «миссий ОБСЕ» (фактически передовых разведывательных групп) в Косове, Южной Осетии и других конфликтных точках не оставляет почвы для оптимизма в этом вопросе. Намерение ОБСЕ развернуться на Украине «по полной программе» создаёт ощущение, что это может стать путём к новым трагедиям наподобие одесской и мариупольской... Вызывают недоумение и последние заявления генерального секретаря ОБСЕ Ламберто Дзанньера. Поприветствовав «стремление украинской власти вести диалог с Россией» (интересно, где в ОБСЕ увидели это стремление?), господин Дзанньер пустился в подробные рассуждения о предстоящих 25 мая «выборах президента Украины» и назвал их «важным шагом в преодолении кризиса», «крупнейшей операцией в истории ОБСЕ». Для целей их «мониторинга» будут привлечены сотни «наблюдателей», среди которых, очевидно, найдутся и сослуживцы тех, кто были выдворены из Славянска. Выборы, по итогам которых главой государства, скорее всего, будет объявлен Петр Порошенко, не приведут к решению проблем, раздирающих Украину на части. Напротив, они могут только разжечь кризис – достаточно вспомнить хотя бы недавнее заявление Юлии Тимошенко о её готовности идти до конца, если победит на выборах не она. В этих условиях референдумы о независимости Донецка и Луганска – вполне понятный, естественный акт самосохранения, попытка выстроить новые государственные структуры (включая силы обороны), защищающие от нарастающего на Украине хаоса, разрушения инфраструктуры, всевластия местных феодалов и «частных» разбойничьих банд, подобно тому, как это имеет место в Афганистане или оккупированной боевиками части Сирии. Глава администрации киевской хунты Пашинский (автомобиль которого был замечен в свое время за вывозом снайперских винтовок с майдана) заявил, что при организации выборов 25 мая будет использован афганский опыт. Заметим, многие атрибуты этого опыта уже имеются в наличии, только роль талибов играют боевики «Правого сектора», о разоружении которых в рекомендациях ОБСЕ даже речи не идёт, и американские наёмники из частных военных компаний. Кстати, в «дорожной карте» ОБСЕ упоминается некая мутная структура под названием «доверительный фонд программы разоружения» - и кто бы пояснил, что это такое? Будет ли этот фонд способствовать возвращению, скажем, вооружений с разграбленных в феврале складов на Западной Украине, либо речь идёт об одностороннем разоружении сил обороны Донецкой и Луганской народных республик? Словом, вопросы, вопросы… Если уважаемая европейская организация с упорством, достойным лучшего применения, будут затягивать Украину в светлое «афганское» будущее – её «миссию» в этой стране ждет сокрушительный провал. А те, кто не пожелает своим регионам превращения в «дикие земли» наподобие сирийских «эмиратов» либо афганских «племенных зон», скорее всего, последуют вслед за Донецком и Луганском. Андрей АРЕШЕВ, "Фонд стратегической культуры"
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |