Версия для печати
ПОЛИТИКА
ВЛАСТИ УКРАИНЫ ДЕЛАЮТ ЕЕ СЫРЬЕВЫМ ПРИДАТКОМ ЗАПАДА
Не прошло и двух месяцев после появления нынешнего киевского правительства, но «экономических успехов» уже хоть отбавляй. Девальвация гривны почти на 65 %, повышение цен на газ для населения, рост тарифов на услуги ЖКХ. Открытие собственного рынка для беспошлинной торговли для европейских товаров и… временное открытие европейского рынка для товаров отечественных, но не для всех, а только тех, которые соответствуют стандартам качества ЕС, так как остальные туда просто никто не пропустит. Но не эти «достижения» являются основными. Целый ряд мер, принимаемых нынешним правительством под лозунгом «борьбы с кризисом», четко укладываются в схему формирования из Украины сырьевого придатка Запада путем уничтожения малого и среднего отечественного бизнеса, работающего на внутренний рынок и пытающегося выйти на рынок внешний. Кроме того, ликвидация мелкого и среднего бизнеса в условиях необходимости проведения резкой бюджетной децентрализации и передачи множества полномочий властям на местах оставит региональные бюджеты без денег. В этом случае, несмотря на обещания по наделению общин большими полномочиями, дальше заявлений дело не пойдет. Даже в том случае, если областям, городам и районам формально и отдадут часть полномочий центра, но без финансового обеспечения таковых регионы снова останутся бесправными и зависимыми от финансирования из Киева. Почему? Да потому что именно малый и средний бизнес за счет своей деятельности формирует базу для местных бюджетов. На данный момент можно назвать шесть (как минимум) шагов правительства, которые направлены на борьбу с малым и средним бизнесом: - снижение покупательной способности украинских потребителей путем «замораживания» социальных стандартов, в первую очередь прожиточного минимума, от размера которого ведется расчет зарплат как в госсекторе, так и в коммерческих предприятиях; введение прогрессивной шкалы налогообложения зарплат, что делает нерациональным и невыгодным их повышение (тем самым идёт еще и стимулирование коррупции и теневого рынка); - повышение уровня фискальной нагрузки. Больше всего возросли акцизы и сборы на продаваемые внутри страны товары. В первую очередь это ударило по розничным продажам; - снижение размера стоимости безналогового провоза/пересылки товаров из-за границы для частных лиц с 300 до 150 евро; - введение штрафов для предпринимателей за создание препятствий в осуществлении государственного рыночного надзора; - существенное ограничение возможности привлекать внешнее финансирование в виде кредитных ресурсов, поскольку резкое повышение учетной ставки НБУ почти на 50 % (с 6,5 % до 9,5 %) приведет к удорожанию денег, которые можно занять у украинских банков; - предоставление банкам значительного объема денег для проведения финансовых спекуляций и возможности зарабатывать на высокой волатильности курса доллара, дестабилизируя национальную валюту. Объем рефинансирования, выданного украинским банкам, превысил 105 млрд. гривен. Среди крупнейших получателей средств, согласно данным на 1 апреля с.г., - «ПриватБанк», получивший 12,6 млрд. гривен, «Дельта Банк», которому НБУ выдал порядка 9 млрд. гривен рефинансирования, «Укрэксимбанк», получивший 7,6 млрд. гривен. Каждая из выше приведенных мер уже сама по себе является прокризисной, а некоторые из них являются к тому же еще и коррупционными. Их сочетание однозначно указывает на скоординированную позицию правительства и НБУ, направленную на люмпенизацию населения и ликвидацию отечественного малого и среднего бизнеса к моменту полномасштабной реализации программы сотрудничества с ЕС, согласно подписанному соглашению об ассоциации. Напомню, что 3 апреля Европарламент поддержал решение Еврокомиссии от 11 марта о том, что около 98 % таможенных пошлин на украинское железо, сталь, сельскохозяйственные продукты и оборудование, за которое ранее экспортеры обязаны были платить на границах ЕС, должны быть отменены. Через 12 дней, 15 апреля, НБУ приял решение о повышении учетной ставки. Этим шагом Нацбанк усложнил жизнь не только будущим, но и нынешним заемщикам. Согласно законодательству, пеня за нарушение денежных обязательств устанавливается в размере, не превышающем двойную учетную ставку НБУ, действовавшую в период, за который уплачивается пеня. То есть раньше это было 13 %, то теперь будет 19 % штрафа. Директор департамента организации, стратегии и PR ПАО «Кредобанк» Роман Лепак пояснил, что повышение Нацбанком учетной ставки приведет к подорожанию кредитов в Украине. По словам эксперта, это связано с тем, что регулятор опирается на данную ставку при определении цены рефинансирования для банков (от которой, в свою очередь, зависит стоимость выдаваемых ими кредитов). С проблемой роста стоимости денег столкнутся исключительно представители мелкого и среднего бизнеса, а также население, использующее потребительские кредиты. Крупные компании имеют возможность кредитоваться за рубежом, для них внутренние ресурсы уже давно не интересны. Таким образом, внедрение «антикризисных мер» приведет к следующему замкнутому кругу: бизнес не может взять кредитов для производства, а население – купить у них дорогой отечественный товар; предприятия вынуждены экономить и, в первую очередь, за счет сокращения персонала и снижения зарплат – покупательная способность падает за счет роста безработицы и уменьшения доходов населения; мелкий и средний бизнес не выдерживает конкуренции ни с крупным отечественным, ни с мелким и средним зарубежным, которым доступно кредитование под 3-5 % и для которого украинский рынок является не основным, а экспериментальным. Штрафы для рыночников и ограничения на безналоговый провоз товаров как нельзя лучше вписываются в эту схему. Вместо рынков, которые и так последовательно уничтожаются, придут торговые сети. Местные мелкие производители для них не интересны. Потеряв возможность продавать свои товары, они или разорятся, или будут вынуждены продать бизнес крупным компаниям. Но это касается фермеров, а вот обычные крестьянские хозяйства просто лишатся источника к существованию. Введение же ограничения на стоимость безналогового провоза и пересылки товаров делает малорентабельными покупки за рубежом напрямую для частных лиц. Это создает дополнительную возможность для заработка именно крупных сетей, так как 150 евро – это цена 1/3 современного мобильного телефона. К товарным партиям такие суммы вообще не применимы. Введенное ограничение направлено именно на улучшение положения спекулянтов на потребительском рынке Украины, за счет снижения уровня диверсификации покупок для частных лиц. Особенно если учесть, что цены на продукты и товары народного потребления на Украине выше, чем в соседних европейский странах (разве что водка и сигареты в ЕС дороже). Получив возможность беспошлинной торговли на Украине (притом, что даже с украинцев-покупателей европейских товаров будут брать налоги при пересечении границы), иностранный бизнес получит фантастическое преимущество перед отечественным бизнесом. Налоги-то европейцы будут продолжать платить у себя. А там они и ниже, и платить их проще, да еще и НДС им будут возмещать за экспорт. Возмещать там же – у них дома, в ЕС. Резкая же девальвация гривны выгодна украинским экспортерам. Поскольку экспортно ориентированные предприятия не продают свою продукцию внутри страны и не используют для развития бизнеса дорогих внутренних денег, то они получат дополнительную возможность за счет низких расходов на зарплаты увеличить свою конкурентоспособность. Рост же учетной ставки НБУ их не волнует в силу использования иных финансовых ресурсов. Снижение же зарплат будет происходить как за счет изобильного предложения рабочей силы, готовой трудиться на откровенно грабительских условиях, так и за счет девальвации гривны, обесценивающей их работу еще больше. Но воспользоваться преимуществами девальвации они смогут не сразу, а примерно через полгода, когда осенью будут заключать новые контракты на будущий год. И… именно для них с 1 ноября начинает действовать упрощенная схема торговли с ЕС в соответствии с положениями о создании зоны свободной торговли. Так что так называемая борьба с кризисом направлена на люмпенизацию населения и фиксацию статуса Украины в роли сырьевого придатка Запада. Вот такие перспективы ожидают Украину при продолжении «антикризисной борьбы». Юрий ГАВРИЛЕЧКО, ОДНА РОДИНА
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |