Версия для печати
БИЗНЕС
ПРОКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА УКРАИНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Между прочим, ни копейки «финансовой помощи» Украина не получила и не получит. Ей только обещают выделить кредитные ресурсы. Мало того, МВФ не собирается реструктуризировать предыдущие долги. Новые же кредиты даст на 2 года. В результате большая часть нового кредита пойдет в счет уплаты по старым долгам. По сути, каждый новый транш будет перекрывать предыдущий с процентами за использование. Итогом станет возросший внешний долг и дальнейшее падение экономики. Такая программа приведет к экономической дестабилизации за счет снижения уровня жизни большей части населения при росте цен и тарифов и полном отсутствии социальной справедливости.
Спустя месяц после формирования новое украинское правительство представило в Верховную раду изменения в госбюджет-2014. Для его наполнения вместо ожидаемых от новой власти шагов по возврату украденных и выведенных за рубеж средств, ликвидации коррупционных схем, национализации приватизированных в результате рейдерства предприятий и принуждения олигархов к уплате налогов Кабмин обнародовал «антикризисную программу», наполненную ростом налогов и снижением социальных гарантий малоимущим. Почти что реалистичный бюджет Поданный правительством в Верховную раду проект секвестра госбюджета очень неоднозначен. С одной стороны, в нем заложены более или менее реалистичные макропоказатели, исходя из тяжелейшей экономической ситуации на Украине: - ВВП Украины в этом году снизится на 3 % по отношению к 2013 году; - инфляция составит 12 %; - индекс цен производителей промышленной продукции по прогнозам возрастет на 12,3 %; - фонд оплаты труда и других оплат, связанных с трудовым наймом, – 486,6 млрд. гривен, в том числе фонд оплаты труда наемных работников и денежного обеспечения военнообязанных – 459,8 млрд. гривен; - среднемесячная заработная плата – 3 379 тыс. гривен (сейчас этот показатель составляет 3 189 грн.); - уровень безработицы – 8 %; - отрицательное сальдо торгового баланса – 12,604 млн. долларов США (экспорт товаров и услуг – $82,711 млн., импорт – $95,315 млн.). С другой стороны, оценки глубины финансовой пропасти хоть и адекватны, но включают в себя настолько разные параметры, что их никак нельзя объединять в единое целое. Так, 27 марта, выступая в парламенте, Арсений Яценюк заявил, что Украина находится на грани экономического и финансового банкротства, а объем фискального разрыва составляет 289 миллиардов гривен. По словам Яценюка, цифра складывается из нескольких показателей: дефицит госбюджета 2014 г. – 71,6 млрд. грн., «надутые» доходы государственного бюджета Украины – 34 млрд. грн., потери социальных фондов из-за неправильно определенной макроэкономической базы – 2,9 млрд. грн., авансовые платежи налогов в бюджет, которые не позволяют в этом году выполнить их сбор, невозмещенный налог на добавленную стоимость – 21,6 млрд. грн. и находящиеся в судах дела на дополнительные взыскания из госбюджета еще около 30 млрд. грн. НДС, объем текущего дефицита бюджета «Нафтогаза» – 33,4 млрд. грн., несбалансированность местных бюджетов – 9,2 млрд. грн. Программа по углублению кризиса Наполнять бюджет украинское правительство будет по методам, составленным из рецептов Международного валютного фонда. Вместо повышения эффективности работы экономики основой «антикризисных мер» является повышение ставок существующих налогов и сборов, введение новых, замораживание социальных стандартов (до конца года прожиточный минимум пересматривать не будут) и ликвидация льгот малоимущих. Принятый Верховной радой закон «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине», в частности, постулирует: - ввести на постоянной основе применения основной ставки налога на прибыль предприятий на уровне 18 процентов и налога на добавленную стоимость на уровне 20 процентов (то есть поднять на 3 % против действующих ставок); - снизить размер социального пособия родителями по рождению ребенка до 41 280 грн. и распределить эту сумму на 36 месяцев выплат; - ввести налогообложение НДС по ставке 7 % на операции по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения (импорт и поставки производителем); - установить прогрессивную шкалу налогообложения налогом на доходы физических лиц по ставкам 15 %, 17 %, 20 %, 25 %, 30 %; - льготы на проезд, оплату услуг ЖКХ и т.д. для военнослужащих, медработников в сельской местности, специалистов по защите растений, живущих в сельской местности, и таких же «суперобеспеченных» категорий граждан предлагается оставить только в том случае, если совокупный доход семьи в расчете на одного члена за последние 6 месяцев не превышал размера… прожиточного минимума! То есть для тех, чей доход был выше 1176 грн. в месяц, льготы не предусмотрены. Едва ли не единственным рациональным моментом в данной программе являются: ликвидация выплат чиновникам, уходящим на пенсию, и сокращение числа чиновников и милиционеров. В частности, предполагается сократить общую численность МВД на 79400 человек (с 324400 до 245000), СБУ на 3350 человек (с 33500 до 30150), Управление госохраны на 299 человек (с 2993 до 2694) и прокуратуры - на 2263 человек (с 22630 до 20367). Но и тут не все однозначно. Так, размер денежной помощи, выплачиваемой государственным служащим, работникам органов местного самоуправления, составляет от 12 до 51 тыс. гривен, прокурорам и следователям – от 130 до 300 тыс. гривен, размер выходного пособия судьи, который вышел в отставку, – от 164 до 228 тыс. гривен в местных и апелляционных судах и до 400 тыс. гривен в высших судах. Отменяя выплаты, в одну кучу смешали клерков в райадминистрациях, получающих зарплату размером чуть выше минимальной, и прокуроров или судей, живущих на оклад в десятки минимальных зарплат. Проводить же механическое сокращение в МВД, СБУ и т.д. (а ничего иного пока не видно) тоже не вариант. Поскольку вполне может так случиться, что под сокращение попадут те, кто работает «в поле» - оперативники, сотрудники патрульно-постовой службы ГАИ. А вот столоначальники и их подчиненные останутся на своих рабочих местах. Кроме вышеперечисленных мер, украинцев ждет повышение цен на газ дня населения и тарифов на ЖКХ уже в мае этого года, как раз перед президентскими выборами, назначенными на 25 мая. Какого экономического эффекта ожидает правительство от «антикризисных мер»? Если исходить из цифр, приведенных в пояснительной записке к законопроекту, то рост поступлений в бюджет, как и экономия денег, будут до смешного малы. Предполагается, что сокращение чиновников и милиции даст возможность начиная с 2015 года ежегодно экономить бюджетные средства в сумме около 1,35 млрд. грн. И в 2014 году экономия средств будет незначительной в связи с необходимостью проведения расчетов с освобожденными лицами и их содержанием до конца года. Установление единого размера помощи при рождении ребенка и отмена пособия по уходу за ребенком до 3 лет позволит сэкономить около 3,5 млрд. грн. Исполнение закона позволит увеличить в 2014 году собственные поступления Пенсионного фонда на 3,447 млрд. грн. и Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 470,1 млн. гривен, сократить расходы на выплату пенсий до конца 2014 года на… 10,7(!) млн. грн., уменьшить расходы Пенсионного фонда Украины на 1 358 млрд. грн. в этом году. То есть предполагаемая экономия на социалке и зарплатах составит около 9 млрд. грн. в текущем и 10,5 млрд. грн. в будущем годах. Между прочим, это в 14 раз меньше, чем «отмыли» и вывели из Украины в прошлом году разного рода олигархи, а также подконтрольные им фирмы и банки. На фоне недостающих 289 млрд. грн. сэкономленные 10 млрд. вообще как-то не смотрятся. Пояснить подобные меры можно разве что требованиями МВФ. Потому как никакому иному логичному пояснению они не поддаются. Напомню основные требования МВФ: - принятие реальной программы деятельности правительства; - реформа законодательства о государственных закупках; - реформа энергетического комплекса страны, в частности «Нафтогаза»; - реформа финансового сектора, а точнее ликвидация банков-помоек, через которые шло отмывание средств; - программа по сокращению бюджетных расходов. Помимо повышения тарифов (что будет достаточно болезненным ударом по позициям власти в предвыборный период), МВФ и ЕС требуют приватизировать и разделить НАК на добывающую, продающую и транзитную составляющие. Правительство начало с программы сокращения бюджетных расходов, и… под сокращение почему-то попали не дотации олигархам и поддержка частного бизнеса за счет бюджета (13 млрд. грн. – угольным олигархам, от 7 до 15 млрд. – владельцам предприятий ТЭК и ЖКХ и др.), а бюджеты малоимущих. Пенсионеров и семей с детьми. Как и когда будут выполнены остальные требования – неясно, хотя подготовка к приватизации «Нафтогаза» идет полным ходом. Между прочим, ни копейки «финансовой помощи» Украина не получила и не получит. Ей только обещают выделить кредитные ресурсы. Мало того, МВФ не собирается реструктуризировать предыдущие долги. Новые же кредиты даст на 2 года. В результате большая часть нового кредита пойдет в счет уплаты по старым долгам. По сути, каждый новый транш будет перекрывать предыдущий с процентами за использование. Итогом станет возросший внешний долг и дальнейшее падение экономики. Такая программа приведет к экономической дестабилизации за счет снижения уровня жизни большей части населения при росте цен и тарифов и полном отсутствии социальной справедливости. Между прочим, именно этот фактор был одним из основных в появлении майдана-2013. Так что Кабмин своими руками готовит почву для майдана-2014, который будет требовать уже его отставки. Юрий ГАВРИЛЕЧКО, ОДНА РОДИНА Версия для печати Обсудить на форуме (0) |