На недавно состоявшемся срочном саммите Украина – ЕС было принято решение, по словам главы Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу, выделить Украине 15 млрд. долларов финансовой помощи. И помощь эта будет растянута до 2020 года. А за это время в Украине должны будут пройти и реформы, и адаптация к европейским рынкам. «Цель состоит в том, чтобы помочь стране стабилизировать экономику и финансы и работать в направлении политических и экономических реформ», – заявил Баррозу. Особо подчеркнув, что без этой помощи Украине – кырдык. Финансовый.
«Эксперты предсказывали, что Украина не сможет выполнить долговые обязательства по миллиардным долгам. Страна должна примерно 13 миллиардов долларов. …Презентацию Еврокомиссией пакета помощи Евросоюза приветствовали все главы государств», – сообщают и другие СМИ. Выделение 1 млрд. долл. помощи пообещали и даже проводят по своим необходимым инстанциям США
И, с одной стороны, новым украинским властям вроде бы есть чему радоваться: Запад фактически «перекупил» Украину у России, которая вдруг резко притормозила со своим военным «экспансионизмом», так напугавшим официальный Киев. Многие задумались: почему тормознула Россия?
А ответ может быть в другой стороне медали западной помощи. У помощи этой есть, как минимум, два очень спорных и непредсказуемых по последствиям обстоятельства. Во-первых, условием помощи является продолжение интеграционных процессов в западном направлении. На основании Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, отказ от которого вызвал и «евро майдан», и ставший его результатом государственный переворот.
Новый министр экономического развития и торговли Павел Шеремета на своей странице в Facebook сообщил, что украинское правительство возобновило работу над подготовкой этого документа к подписанию. А ЕС, по словам главы представительства ЕС в Украине посла Яна Томбинского, не планирует вносить изменения в текст соглашения об ассоциации с Украиной, ведь соглашение уже парафировано.
«Это было парафировано, принято на уровне Европейской комиссии и украинского правительства. Открывать сейчас переговоры по существу этого договора – это было бы сложно, и надо было бы снова пройти многолетнюю процедуру», – сказал он.
Причиной же остановки западной интеграции в ноябре прошлого года, как известно, стало то, что тогдашние украинские власти поняли: выполнение условий «ассоциативного соглашения» может нанести невосполнимый вред украинской экономике, фактически «убив» целиком некоторые отрасли. Это рост безработицы, социальной напряженности, голодные бунты и т. д. и т. п.
Во-вторых, предоставление западной помощи обусловлено возобновлением сотрудничества с МВФ. А Фонд выдвинул свои условия-требования.
Вот они:
1. Повысить пенсионный возраст – на два года для мужчин, на три – для женщин. Ликвидировать право на досрочный уход на пенсию и принцип считать год за два на опасных предприятиях.
2. Ликвидировать институт специальных пенсионных пособий, которые выделяются ученым, государственным служащим, управляющим государственных предприятий. Ограничить пенсии работающим пенсионерам. Установить пенсионный возраст офицерам армии в 60 лет.
3. Повысить цену на газ для муниципальных предприятий на 50%, в два раза для частных потребителей. Увеличить стоимость электричества на 40%. Разрешить установление цен ЖКХ. Допустить рост цен в соответствии с ростом цен на газ. Увеличить акциз на бензин на 60 евро.
4. Отменить льготы и повысить налоги на транспорт на 50%. Не повышать прожиточный минимум, балансировать социальную ситуацию за счет точечных субсидий.
5. Приватизировать все шахты и отменить все субсидии. Отменить льготы для предприятий ЖКХ, транспорта и прочего. Отмена государственной поддержки родов, бесплатного питания, учебников.
6. Ограничить практику упрощенного налогообложения. Отменить практику льгот по НДС в сельской местности. Обязать аптеки и фармацевтов платить НДС.
7. Отменить мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Отменить субсидии для производителей свинины и курятины.
8. Сократить состав министерств до 14. Оставить лишь одного вице-премьера. Отменить должность министра Кабинетов министров. Ликвидировать шесть министерств. Подчинить все государственные органы министерствам. Налоговая администрация, таможня, Фонд госимущества должны войти в Министерство финансов.
9. Ограничить излишнюю оплату труда государственных лиц.
10. Пособия по безработице должны начисляться только после минимального периода в шесть месяцев работы. Оплачивать больничные на уровне 70% от заработной платы, но не ниже прожиточного минимума. Оплачивать больничный, начиная только с третьего дня болезни.
Новый премьер-министр Украины Арсений Яценюк вроде бы согласился на все эти условия. Несмотря на то, что они по мере выполнения тоже резко понизят жизненный уровень большинства населения и чреваты социальными бунтами.
И в первую очередь эти социальные неурядицы коснутся юго-востока Украины, где сосредоточена отданная на заклание евроинтеграции и МВФ украинская индустрия. И именно о последствиях того, что может быть с Украиной, когда «поднимется тяжелая рабочая рука», говорил и предупреждал Виктор Янукович на своей пресс-конференции в Ростове-на-Дону.
Сейчас все носятся с аналогиями 1917 года, когда Российскую империю «порвали» две революции – февральская и октябрьская. И вот в Украине 2014 года с февральской «фейковой» более-менее все ясно – буржуазно-олигархический переворот. А вот октябрьская – вполне может стать если и не социалистической, то уж точно социальной. И далеко не фейковой. Когда за свои права начнут бороться миллионы трудящихся и соединят свои нынешние требования – политические, культурные, языковые – с социальными.
А социальной революции современная Украина может и не пережить. Она развалится, и в Украине нет никакой силы, чтобы предотвратить такое развитие событий. Но за пределами такая сила есть – Россия.
Именно к ней будут стремиться и на ее помощь уповать регионы украинского юго-востока. Они падут к ногам России готовенькими и уже «очищенными» от украинского присутствия и зачищенными от украинских же военных и силовиков. Их сметут и перемелют восставшие обездоленные и обнищавшие жители юго-востока.
И, может быть, поэтому президент России Владимир Путин и не спешит с юго-востоком Украины. В Крыму он «отрабатывает» так называемый «пилотный проект», чтобы показать, как все это может быть при желании. Москвы, разумеется. Но на остальной юго-восток не суется. Ждет, когда он приползет сам. А он может приползти. Если ему поможет Киев. Своими непродуманными и непросчитанными решениями по «убийству» украинской экономики, которая и «кормит» «непьемонтскую» часть страны.
Конечно, Путина можно обвинить в бессердечии: дескать, мог бы помочь «братьям», раз так их называет.
Но, во-первых, Путин – президент России, и заботиться ему надлежит в первую очередь о гражданах своей страны, а не Украины.
Во-вторых, если он начнет помогать, то его же и обвинят в «агрессии» и «экспансии» в отношении Украины. В расколе ее на российские деньги и при помощи российских же штыков. Как это есть и сейчас, когда Путина обвиняют в «удушении Украины».
В-третьих, российский президент уже помогал легитимной власти в Украине. И помогал без всяких дополнительных политических и экономических условий (в отличие от того же МВФ). Но власть ту незаконно свергли и опять устремились «гэть вид Москвы». Так зачем же Путину «корячиться»? Лучше затихариться и подождать…
…А Украина в своих метаниях по этим геополитическим раскладам сильных мира сего опять может оказаться «крайней». Понятно, что за ее территорию продолжается схватка между Западом и Россией. Но невольно Украина может стать ареной и более глобальных боев, чреватых вообще уничтожением человечества, которое может начаться с украинских степей.
Владимир Скачко, Версии
Комитет