Версия для печати
ПОЛИТИКА
УКРАИНСКАЯ КАТАСТРОФА: КТО СТАНЕТ СЛЕДУЮЩЕЙ ЖЕРТВОЙ ПОБЕДИТЕЛЕЙ В «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ»
Ряд экспертов небезосновательно заявляют об очередной гуманитарной катастрофе Украины, указывая на кредо захвативших власть в Киеве. Стремление сохранить любой ценой единство де-факто давно расколотой Украины будет способствовать трансформации старых конфликтных процессов и появлению новых. Очевидно, нивелирование резкого контраста между западными и юго-восточными регионами новыми киевскими властями будет осуществляться в сжатые сроки и жесткими мерами. Несомненно, идейные наследники Степана Бандеры будут не менее последовательны и принципиальны, нежели большевики с их политикой "украинизации".
В ходе предыдущих этапов политического кризиса на Украине оппозиционерам удалось выстоять в противостоянии с правительством и, фактически, захватить власть. В настоящее время продолжается оформление нового политического руководства Украины. Последующими этапами станут замирение юго-восточных регионов, передел сфер влияния и собственности, признание новых властей Западом (легитимация извне) и форсирование курса на "евроинтеграцию" любой ценой.
Евросоюз признал избранного оппозиционерами председателем Верховной Рады Александра Турчинова легитимным главой государства, Россия пока воздерживается от признания мятежников законными властями. Созданная в поддержку Виктора Януковича номенклатурная "Партия регионов" переживает кризис. За период кризиса её ряды сильно поредели. Парламентская фракция партии после захвата Киева устранилась от принятия решений в Верховной Раде, которой фактически правят представители оппозиции, а затем признала победу "евромайдановцев" и частично вернулась в зал заседаний, но уже в статусе парламентского меньшинства.
Есть сомнения в том, что данная партия сохранит хотя бы половину своего прежнего влияния - сегодня решается вопрос о том, сохранится ли она как таковая в партийной системе.
После отказа западных регионов подчиняться центральной власти была возможность реализации идеи федерализации, однако после захвата Киева, по мере формирования новых властей центра без эффективного противодействия юго-восточных регионов воплощение федералистского проекта (который так и не оформлен) с каждым днём теряет свою актуальность.
Тем более, что многие представители юго-восточных регионов на массовых мероприятиях (Харьковский съезд, локальные "антимайданы") и в прессе прямо заявляют о необходимости сохранения территориальной целостности Украины как унитарного государства с особым статусом Крыма. В самом Крыму, около полувека назад отторгнутом от РСФСР и "подаренным" УССР, развеваются российские триколоры.
Эта же схема перераспределения сохранится в дальнейшем вне зависимости от того, кто будет диктовать свою волю от имени центрального правительства. Поток дотаций может быть откорректирован или кардинально перераспределён в случае федерализации, формировании конфедерации или полного раздела Украины.
Такой вариант развития событий теоретически возможен при выполнении ряда условий, ключевым из которых является консолидация юго-востока в самое ближайшие время на чёткой идеологической платформе с эффективным руководством.
Реализация такого сценария гипотетически возможна лишь в условиях открытого вооруженного конфликта по "югославскому сценарию", с участием подразделений Минобороны, МВД и СБУ. В такой ситуации неизбежна вооруженная интервенция тех, кто в своё время давал постсоветской Украине гарантии невмешательства в её внутренние дела и территориальной целостности.
Ввод контингента стран НАТО и "голубых касок" ООН не сможет погасить пожар гражданской войны, которая будет вестись партизанскими методами с кровавыми методами в духе УПА. Нынешний накал политического противостояния свидетельствует о том, что любой финал конфликта предполагает политические репрессии - вопрос лишь в том, кто их будет осуществлять, в каких масштабах и формах.
Для этого есть лишь два источника: изъятия у восточных регионов, формирующих львиную долю ВВП, а также направление финансовых потоков, сформированных из внешних заимствований. Выплата внешних долгов станет "общенациональным делом". В настоящее время обсуждаются размеры и условия предоставления кредитов, а также время их предоставления - сильны позиции тех, кто считает, что новые программы сотрудничества следует реализовывать после оформления ассоциации Украины с Евросоюзом и запуска механизмов зоны свободной торговли с ЕС.
Тем не менее, украинцев посредством СМИ заверяют: Евросоюз их не бросит в беде и окажет масштабную помощь. Тиражируются заявления депутатов Европарламента, неких консультантов и других лиц, не принимающих решений, о том, что им "кажется" возможным получение новым правительством Украины в самое ближайшее время финансовой помощи в неопределённом, но весьма значительном размере.
Наиболее часто называются цифры $20 и $35 млрд (на 2014-2015 гг.) которые ЕС, США, МВФ, а также другие страны и международные финансовые организации якобы готовы выделить новым властям постсоветской республики. Официальные представители предполагаемых доноров не считают нужным комментировать подобные заявления.
Примечательно: среди первых шагов новых киевских властей стала отмена закона о региональных языках, позволявших русскоязычным использовать родной язык в ряде регионов, а также заявление по-прежнему забаррикадировавшегося на "евромайдане" заявление "Правого сектора" о "справедливости и необходимости дерусификации".
Многое указывает на то, что и языковой, и конфессиональный вопросы будут решаться новыми киевскими властями комплексно. В Верховной Раде рассматривается законопроект праворадикальной партии "Свобода" о запрете вещания российских телеканалов и радиостанций, которые, по мнению необандеровцев, неправильно освещают события на Украине.
Политическое руководство России, усиленно делавшее вид, что украинский кризис его не касается ("внутреннее дело Украины"), потерпело очередное поражение. Зона геополитического влияния России сжалась. В случае оформления двух государственных образований на территории нынешней Украины возможна постановка вопроса о новой зоне геополитической ответственности Москвы и новой зоне ответственности Брюсселя (вероятно, под кураторством Варшавы).
Вполне вероятно, что отделившийся Крым не получит возможности воссоединения с Россией и не получит широкого международного признания, но сможет находиться под протекторатом России - как Южная Осетия.
Контент-анализ показывает, что под "евроинтеграцией" в украинских масс-медиа подразумевалось подписание соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом, а между данным соглашением и вступлением Украины в ЕС слишком часто ставился знак равенства. Выгоды Украины от подписания соглашения "Украина-ЕС" слишком преувеличивались, а о плюсах от членства в Таможенном союзе и ЕЭП или говорилось вскользь, или не говорилось вовсе.
Во многом это личная вина Виктора Януковича, обещавшего "европейские зарплаты" и "безвизовое пространство" с ЕС. Накануне ноябрьского саммита в Вильнюсе президент Украины заявил, что соглашение с ЕС подписано не будет, и не подписал его, а в декабре договорился с Владимиром Путиным о выделении $15-миллиардной финансовой российской помощи. Разочарование от неподписания столь широко разрекламированного соглашения об ассоциации с ЕС дополнились обвинениями в торговле национальными интересами, "продажности" правительства Николая Азарова.
"Семья Януковича" погрязла в коррупционных схемах, роскошь и вседозволенность олигархов резко контрастировала с бедностью и нищетой подавляющего большинства населения, которому оказались недоступны элементарные социальные блага и правовые гарантии.
Кроме того, Янукович испортил отношения с некоторыми олигархами и совершил немало других ошибок. Наконец, Янукович принял непосредственное участие в порождении мифа о "евроинтеграции", по которому сам же и нанёс удар, не посчитав нужным обстоятельно объясниться с общественностью.
Т.н. евромайдан начался как фальстарт правой прозападной оппозиции, добивающейся отстранения Януковича от власти, и почти сразу же нашел отклик в широких массах униженного и обнищавшего населения, потерявшего надежду на скорые перемены к лучшему в условиях затянувшегося периода постсоветской деградации.
Все без исключения правители постсоветских лимитрофий не желают расставаться с личной властью, изыскивают возможности лавировать между акторами геополитических процессов, выторговывая себе гарантии и пресловутые "печеньки".
Самодостаточными и самостоятельными могут быть лишь большие пространственные организмы, а лимитрофы обречены пресмыкаться, доказывать свою востребованность в часто ими же инициированных конфликтах, довольствоваться подачками и постоянно маневрировать, дабы не оказаться между молотом и наковальней.
В случае преждевременного ухода Нурсултана Назарбаева с политической сцены будущее формируемого Евразийского союза окажется под большим вопросом. Евросоюз решительно намерен пережить своего едва встающего на ноги оппонента, которому самой судьбой уготовлена участь конкурента. Комитет
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |