Версия для печати
БИЗНЕС
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ УКРАИНСКОЙ ОППОЗИЦИИ И ЕВРОСОЮЗА
Оппозиция уже назначила гражданам Украины… цену за вхождение в «европейский рай». … Это цена за разрыв кооперации с РФ и деиндустриализацию юго-востока Украины. Очевидно, что с такой программой Запад, в принципе, не может выступать посредником в урегулировании политического кризиса в Украине, а нынешняя украинская оппозиция принципиально не может быть допущена к формированию нового правительства, а также не должна получить значимый результат в ходе каких бы то ни было выборов. 10 февраля Совет ЕС заявил… о готовности подписать Соглашение об ассоциации с Украиной сразу, как она к этому подготовится.
В развитии политического кризиса на Украине на первый план выходит ряд внешнеэкономических факторов: с одной стороны – торгово-экономическая кооперация Украины с РФ и странами ТС в целом, что позволяет развивать экономику страны, с другой – отсутствие у ЕС и США свободных средств и долгосрочных программ финансово-экономической помощи Украине. В связи с этим вызывает интерес проект программы развития «Восточного партнерства», подготовленный для обсуждения 10 февраля Советом ЕС. В документе «20 тезисов «Восточного партнерства» после Вильнюса» отмечается необходимость сотрудничать с Киевом «в широком политическом спектре» и проводить политику в соответствии с развитием событий в Украине, где продолжается кризис, начавшийся после отказа Киева подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. В документе всем участникам предлагается, кроме подписания соглашений об ассоциации с ЕС, обсудить «Европейский пакет», в котором речь идёт о свободе передвижения и визах, студенческих обменах, двусторонних программах и расширении участия в общественных программах Евросоюза. Предлагается также продолжить открытый диалог с Россией относительно интеграционных процессов в Европе, но одновременно подчеркнуть, что карательные меры в отношении членов «Восточного партнерства» неприемлемы. Фактор тесной украинско-российской экономической кооперации и критическая зависимость украинской экономики от доступа на рынок ТС с учётом того, что экономические отношения с ЕС не являются для Украины столь же важными, лишают посредничество Запада в украинском кризисе убедительности и перспективы. Видимо, этим и обусловлена разработка нового плана по нейтрализации сближения Украины и РФ. Примечательны здесь новые акценты, касающиеся отношений с РФ. Брюсселю предлагается некая форма осторожного дипломатического давления на РФ в связи с её законными защитными мерами собственного рынка от вызовов, обусловленных возможной ЗСТ Украины с ЕС. * * * Но стремление Запада доминировать на Украине а) не подкреплено экономическими возможностями помощи по преодолению в стране экономического кризиса и б) является источником рисков и угроз украинской государственности. Так, взятие власти оппозицией (в том числе и досрочное), что в принципе поддерживается Западом, предполагает, что новая власть подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС. Но это автоматически ставит вопрос о судьбе российского облигационного кредита и кооперационных проектов с украинскими предприятиями, которые являются спасением украинской экономики и стали возможны как раз в результате отказа официального Киева от соглашения об ассоциации. Оппозиция, а также Запад, который сейчас позиционирует себя в роли посредника в урегулировании внутриполитического кризиса в Украине, озвучивая перед украинскими властями политическую программу оппозиции, в полной мере это понимают. Отсюда и заявления Яценюка на конференции по безопасности в Мюнхене о некоем украинском аналоге плана Маршалла в размере 15 млрд. долл. Привязка именно к этой сумме объяснима тем, что западная помощь должна предоставляться взамен российской, и она не может быть ниже той планки, которую установила Россия. Для оппозиции и Запада ограничение власти действующего президента возвращением Конституции Украины 2004 года с «сильным» главой правительства является непременным и логичным условием вхождения оппозиции в Кабмин – оппозиционный премьер-министр должен реально влиять на экономическую ситуацию и показывать избирателям её улучшение. Так, 3 февраля на брифинге в Брюсселе пресс-секретарь Верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Майя Косьянчич заявила, что Европейский союз обсуждает план помощи Украине, который должен включать в себя политическое урегулирование и экономическую поддержку. Однако Косьянчич не уточнила ни возможный размер помощи, ни других деталей, отметив, что это предложение сейчас обсуждается. Политическое урегулирование должно включать в себя возврат к Конституции 2004 года, а также проведение досрочных выборов. Что касается экономической части, то, по словам Косьянчич, речь идет о помощи на краткосрочную перспективу. Верховный представитель ЕС по иностранным делам Кэтрин Эштон ранее заявила, что Евросоюз и США работают над крупным планом финансовой помощи Украине именно в переходный период, когда временное правительство может начать политические и экономические реформы перед президентскими выборами 2015 года. Арсений Яценюк по итогам Мюнхенской встречи пояснил, что Украина получит пакет экономической помощи только после проведения конституционной реформы: «Мы обсудили очень серьезный экономический пакет с нашими западными партнерами, который может быть предложен только новому украинскому правительству, в случае если украинская оппозиция после проведения реформы получит всю полноту власти». При этом Яценюк подчеркнул, что в случае формирования правительства оппозицией первоочередными реформами будут реформы в области демонополизации экономики и в сфере энергетики, чтобы снизить зависимость от импортных энергоносителей. Нахождение такой (нужной) суммы кредитной помощи – это и есть главная проблема Запада. Пока США ведут консультации с Европейским союзом и другими партнерами о возможной поддержке Украины. * * * Что привлекает внимание? Яценюк и его западные кураторы говорят исключительно о помощи по линии МВФ и других международных институтов, которая может предоставляться лишь после выполнения определённых, крайне опасных для украинской экономики условий. Не упоминаются реформы в реальном секторе экономики, в частности в промышленности, нет реакции на необходимость выполнения принятой Кабмином Азарова программы активизации развития экономики. А эта программа обозначила приоритеты экономических реформ, связанных, прежде всего, с повышением реальной экономической конкурентоспособности Украины. Речь в программе идёт о модернизации производства ведущих отраслей индустрии, повышении производительности труда в обрабатывающих секторах промышленности, развитии наукоёмких и высокотехнологичных производств. Яценюком также ничего не сказано о развитии производственной кооперации с РФ, которая является непременным условием выполнения этой программы и мерой вывода экономики Украины из кризиса. В заявлениях оппозиции и представителей ЕС отсутствует анализ наиболее вероятного сценария развития ситуации в случае прихода оппозиции к власти и продолжения курса на подписание СА с ЕС: возобновление РФ и ТС в целом мер по защите собственного рынка и производителей от рисков и угроз ЗСТ Украины с ЕС. Видимо, в этой ситуации все меры западной помощи, если даже таковые и найдутся в необходимом объёме, не сработают. Поэтому в «20 тезисах» авторы документа, скорее всего, уходят от экономики и делают упор на упрощение безвизового режима и обменных контактов, а также на участие Украины в «общественных программах ЕС». * * * Следовательно, в долгосрочном плане ни оппозиция, ни Запад не планируют сохранять и развивать промышленный сектор экономики Украины в принципе, включая обрабатывающие отрасли и высокотехнологичные производства, которые как раз сосредоточены на юго-востоке страны. Избавившись от наиболее конкурентоспособных и потенциально перспективных отраслей украинской экономики, оппозиционные политсилы, придя к власти, избавятся и от кооперационных связей украинской экономики с российскими предприятиями, решив таким образом проблему рисков на российском направлении в случае СА и ЗСТ с Евросоюзом. Быстрая деиндустриализация Украины отвечает экономическим и геополитическим интересам Большого Запада, вполне соответствует духу и букве Соглашения об ассоциации с ЕС, которое не было подписано в ноябре прошлого года. Речь идёт о фактическом согласии будущих премьеров из оппозиционного (и полуоппозиционного) лагеря на включение Украины в евросоюзовское разделение труда на положении аграрно-сырьевого придатка и источника дешёвой рабочей силы. Собственно, под эту программу Яценюк и выбивает деньги у ЕС. А обменные и прочие неэкономические программы из «20 тезисов» являются на этом фоне новой формой агитпропа среди целевых групп украинского населения по продвижению идеи евроинтеграции. Поэтому заявление Петра Порошенко в отношении программы развития «Восточного партнерства» после Вильнюса выглядит явным издевательством над здравым смыслом: «...эти действия свидетельствуют о том, что европейцы являются нашими надежными партнерами и Соглашение об ассоциации, которое было запланировано к подписанию, давало реальные аргументы того, что в ЕС настроены не словом, а делом демонстрировать поддержку украинской экономики». * * * Оппозиция уже назначила гражданам Украины в целом и тем миллионам, которые трудятся на промышленных предприятиях юго-востока страны, в частности цену за вхождение в «европейский рай»: обвальная безработица, люмпенизация и обнищание населения, деградация профессиональных умений, ликвидация инженерно-технического образования, общая примитивизация экономики и образа жизни, превращение страны в застойную периферию ЕС, источник дешёвой и неквалифицированной рабочей силы, полностью подчинённое обслуживание интересов Брюсселя. Это цена за разрыв кооперации с РФ и деиндустриализацию юго-востока Украины. Очевидно, что с такой программой Запад, в принципе, не может выступать посредником в урегулировании политического кризиса в Украине, а нынешняя украинская оппозиция принципиально не может быть допущена к формированию нового правительства, а также не должна получить значимый результат в ходе каких бы то ни было выборов. * * * Как и следовало ожидать, 10 февраля в рамках заседания Совета ЕС в Брюсселе было заявлено, что финансовая помощь Украине со стороны ЕС и международных финансовых институтов будет предоставлена в случае проведения реформ новым правительством страны: «Евросоюз по-прежнему привержен поддержке курса реформ в Украине. На основании достижений нового украинского правительства в сфере экономических и политических реформ ЕС будет готов продолжить свои усилия с международным сообществом и международными финансовыми институциями для оказания Украине помощи в соответствии с четко установленными условиями, чтобы найти выход из этой сложной экономической ситуации». Совет ЕС заявил также о готовности подписать Соглашение об ассоциации с Украиной, сразу как она к этому подготовится. Виктор ПИРОЖЕНКО, ОДНА РОДИНА Версия для печати Обсудить на форуме (0) |