Украины коснулось чумное дыхание «арабской весны». Хулиганство и революционный бандитизм на улицах Киева, Полтавы, Черкасс, Ивано-Франковска, Черновцов и других городов изображаются западными СМИ как «выступления оппозиции» и «народный протест». Так называемая европейская общественность полна решимости добиться своего. По отработанной технологии подстрекательства к уличному бунту развернулись действия по свержению власти. И если у власти не достанет решимости твёрдой рукой остановить начавшееся расползание зловещего хаоса, последствия будут трагическими…
Новая периферия для новой зоны
Некоторое время назад, под проект раздела мира на две зоны «свободной торговли» - трансатлантическую и транстихоокеанскую, в Вашингтоне задумали новую серию «цветных революций». В первую очередь для того, чтобы расширить пределы подконтрольной мировой периферии.
Ещё в 2007 году в печать просочились сведения об американских планах перекройки карты Северной Африки и Ближнего Востока. В них прямо говорилось, что подконтрольность этого региона зависит от успешной «смены режима» в Ливии, Алжире и Марокко. За счет большей части их территории предполагалось создать государство берберов вместе с мини-государством Нубия, вырезанным из Египта, и мини-государство Полисарио.
Где-то ничего не вышло, как в Марокко, где власти предусмотрительно бросили «кость» местным либералам в виде новой конституции, или в Алжире, где военные вовремя навели порядок. А где-то вполне получилось, как в Ливии и Тунисе. Где-то здоровые силы общества вовремя консолидировались и отыграли назад, как в Египте. Где-то удалось погрузить страну в обескровливающий её затяжной мятеж, как в Сирии.
Ливия «до» и «после»
На днях лидер партии "УДАР" Виталий Кличко, выступая на «евромайдане» перед толпой заполонивших Киев и набранных в Галичине протестующих, не постеснялся заявить, что Виктора Януковича может постичь судьба Муаммара Каддафи. Виталию Кличко, может быть, и невдомёк, как жила Ливия при Каддафи, а мы напомним.
К 2010 году в стране был самый высокий уровень жизни в Африке. ВВП в душевом выражении превышал 14000 долларов (почти в два раза больше, чем на Украине). Средняя зарплата составляла 1050 долларов. А поскольку половина доходов от экспорта нефти шла населению страны, к этой зарплате каждый работающий получал дополнительно еще 500 долларов.
На той же основе строилась разветвленная система пособий различным категориям населения. По уходу за родившимся ребенком – 7000 долларов. На приобретение жилья молодоженами – 64000 долларов. Для начинающего фермера – 20000 долларов. По безработице – 730 долларов в месяц.
Электроэнергия предоставлялась населению бесплатно. Квартплата отсутствовала. Кредиты банки выдавали без процентов. Литр бензина стоил 14 центов. Системы здравоохранения и образования были бесплатными. Средняя продолжительность жизни достигла 74 лет. Уровень грамотности составлял 89%.
А еще Муаммар Каддафи сотворил «Восьмое Чудо Света» - в Ливии была построена рукотворная река. По системе трубопроводов ежедневно на север страны перебрасывалось 5 млн. кубометров воды подземных озер Сахары. Стоимость кубометра воды – 35 центов. Пока ее не было, европейцы продавали Ливии воду по 3,75 доллара за кубометр.
Как же выглядит Ливия после того, как американцы и их союзники по НАТО принесли этой стране «свободу» и «демократию»? Сейчас это разодранная на части территория, охваченная войнами, которую ведут между собой различные банды. Фактически распад страны состоялся. Племена юга перестали подчиняться центру. Что там происходит, кто в кого стреляет, сколько людей убивают – никто толком не знает.
В ливийской столице похищают министров (один раз похитили для острастки премьера). Захватывают аэропорты и военные базы. Убивают высокопоставленных чиновников и иностранцев. Те, кто дома ничего захватить не успел, отправились разбойничать в соседние страны. Теперь французы, одни из инициаторов интервенции в Ливии, сталкиваются с вооружённым разбоем в Мали и Центральноафриканской Республике. Гибнут французские солдаты.
Экономика Ливии в полной в разрухе. Добыча нефти сократилась с 1,5 млн. до 250 тыс. баррелей в сутки. Страна, которая ещё недавно производила 12% нефти мира, теперь вынуждена импортировать дизельное топливо и мазут.
Сова Минервы над Египтом
Философ Гегель как-то заметил, что «сова Минервы вылетает лишь с наступлением сумерек», подразумевая, что человечество всегда запаздывает с осмыслением событий мировой значимости. Об этом вспоминаешь, когда думаешь о событиях в Египте.
Мне довелось быть свидетелем и падения режима Хосни Мубарака, и захвата власти «Братьями-мусульманами», и свержения исламистского режима «военно-народной революцией» во главе с генералом ас-Сиси, который решительно подавил уличных бунтарей и выступил как наследник великих традиций Гамаль Абдель Насера. Теперь генерал имеет 100-процентные шансы на успех на предстоящих президентских выборах.
Во времена Насера учились все. При Мубараке, проводившем либерализацию экономики, ситуация изменилась. Официально в стране 30% неграмотных. Египетские социологи утверждают, что таковых не менее половины, если не больше.
Мне приходилось встречать людей, и их было немало, у которых при упоминании о событиях на площади Тахрир в Каире загорались глаза, и они начинали кричать о том, как «весь египетский народ в едином порыве поднялся против тирании».
Совсем как участники киевского Майдана. Как и в Киеве, каирских революционеров на площади не только поили и кормили, но также одевали и оплачивали. По египетским меркам вполне прилично. Как говорится, каждая революция чего-то стоит.
Трупов на Тахрире было столько, что их не успевали увозить. Они так и лежали штабелями, обложенные крупными кусками льда из городского холодильника. Лед таял, растекалась вода, перемешанная с кровью. Эту смесь слизывали бродячие собаки. Над всем этим кружились полчища мух…
Спустя каких-то полгода глаза у людей уже не загорались. Жизнь «после революции» стала хуже. Многие предприятия остановились. В южных и западных провинциях, где к лету 2011 года начался голод, государство вынуждено было прибегнуть к «социальным лепешкам» - по цене в один египетский фунт выдавали 20 хлебных лепешек. Если бы эта помощь была адресной, вероятно, многим нуждающимся она бы помогла. Но в стране как нет списков избирателей, так нет и списков бедных. Лепешки продавались всем, возникали километровые очереди...
Сильно пострадала от революции и туристическая отрасль. Количество туристов уменьшилось почти на 40%. Между тем туризм при Хосни Мубараке давал не только 11,5% ВНП страны, но и обеспечивал работой около 14% трудоспособного населения.
После переворота только Хургаду покинули около 100 тыс. человек, потерявших работу в отелях. В перенаселенных и голодных деревнях южного Египта их появлению не обрадовались. Косвенно пострадали владельцы и работники многочисленных ресторанов и кафе, магазинов, экскурсоводы, водители автобусов и такси; производство сувениров, одежды, изделий из кожи и т.д.
Пар из «социального котла» выпускали привычным способом – натравливали арабов-мусульман на коптов-христиан. Коптов грабили, избивали, убивали, насиловали, их церкви сжигали.
«Международная общественность» ничего этого не видела, как не видит, что творится сейчас в Киеве. Банды «майдановцев» избивают прохожих, бравируют отвратительным антисемитизмом, врываются в квартиры. На Западе предлагают считать это выступлением оппозиции в защиту «европейских ценностей».
Генерал ас-Сиси спас Египет от полного краха и распада буквально в последний момент. Однако исламисты никуда не делись. Они ушли в подполье и, подкармливаемые извне, взяли на вооружение тактику террора и запугивания. На киевском «евромайдане» тоже поговаривают, что готовы к борьбе в подполье…
Владимир Нестеров, Фонд Стратегической Культуры