Версия для печати
ПОЛИТИКА
ОБАМА НАКЛАДЫВАЕТ КОСМЕТИКУ НА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ АНБ США
...Вряд ли кого-то убедят заверения Обамы на тот счёт, что американская разведка перестанет прослушивать иностранных лидеров, собирать колоссальные объёмы данных о гражданах других стран или вообще хоть в чём-то себя ограничит. Своим выступлением 17 января президент США это ясно показал. Правительствам стран, которые надеются остаться субъектами мировой политики, требуется очень серьёзно озаботиться проблемой информационного суверенитета. США идут на диалог исключительно при условии равенства силы и игнорируют любого, кто в их глазах недостаточно силён, чтобы утвердить свою волю на том или ином театре действий, в данном случае - информационном... 17 января 2014 года Барак Обама выступил с 40-минутной речью в Министерстве юстиции США. Основной темой выступления стала работа Агентства национальной безопасности (АНБ) и всего американского разведсообщества. Президенту США потребовалось 8 месяцев с момента первых разоблачений Эдварда Сноудена, чтобы ответить на брошенный вызов. Подобное выступление стало возможным лишь благодаря деятельности Э.Сноудена, а сам факт такого выступления является своеобразным признанием заслуг мировой общественности в борьбе с методами работы американских спецслужб. Правда, содержание выступления говорит о том, что никаких принципиальных изменений в работе американского разведсообщества не произойдёт. В своем выступлении Барак Обама сделал упор на двух моментах. Во-первых, шпионские возможности США обусловлены их же технологическим превосходством и было бы неразумно от этого отказываться. И, во-вторых, никто эти программы останавливать не собирается, поскольку нет доказательств, что они каким-то образом нарушают права американских граждан. Анализ речи Обамы подтверждает, что лишь эти аргументы важны для администрации США. 9-страничный документ, предложенный Обамой, имеет статус Президентской политической директивы (Presidential Policy Directive). То есть это, по сути, большое «пожелание», которое может быть реализовано в конкретных нормативно-правовых актах, а может и не быть реализовано. В самой директиве указывается, что её цель – поддержание разведывательной активности при сборе информации, а вовсе не решение проблем, порождённых нарушением законов в процессе сбора. Вводимые директивой ограничения могут считаться таковыми лишь с большой натяжкой. Например, почти целая страница текста выступления Обамы посвящена пафосным заявлениям о том, что США не будут собирать информацию о тех, кто критикует США или недоволен их политикой, а также не будут собирать данные по этническому, расовому, половому или религиозному критерию. То есть раньше такой сбор, скорее всего, проводился, а вот теперь (возможно) его не будет. Отмечается также, что «сбор иностранной частной коммерческой информации или торговых секретов возможен лишь для защиты национальных интересов США или его партнеров и союзников. Запрещено использовать такие данные разведывательных или контрразведывательных органов для придания преимуществ американским компаниям и американскому бизнес-сектору на коммерческой основе». Обама анонсировал «существенные» изменения в работе Федерального суда США по наблюдению за иностранной разведкой (The Foreign Intelligence Surveillance Court - FISC). Однако что это за изменения? Президент поручил директору национальной разведки (ДНР) совместно с генеральным прокурором проводить ежегодный обзор с целью рассекречивания будущих заключений Федерального суда, которые касаются «значительных объемов» нарушения приватности. Результатом таких «рассекречиваний» станут доклады президенту США и конгрессу. Вероятность того, что эта норма будет эффективно работать, весьма сомнительна, поскольку ДНР в первую очередь предан интересам разведсообщества. (Как известно, одним из основных лоббистов модернизации Закона о надзоре за иностранными разведками при Дж.Буше был как раз тогдашний ДНР М.Макконел). Человек, занимающий этот пост, не станет привлекать излишнее внимание к своим инициативам. И потом, даже если случится, что ряд этих инициатив попадет на рассмотрение президенту США или конгрессу, это вовсе не означает, что граждане о них узнают. Другой блок изменений касается так называемого Раздела 702 Закона о надзоре за иностранными разведками. Данный раздел запрещает американским разведорганам собирать данные о гражданах США, но при этом развязывает руки в слежке за иностранцами. Одна из претензий к практике американского шпионажа после разоблачений Сноудена состояла в том, что разведорганы, собирая данные об иностранных гражданах, могут получать данные и об американцах, которые в личном или деловом плане пересекаются с этими иностранцами. И тут Обама проявил «готовность» отреагировать – поручил всё тому же ДНР совместно с генеральным прокурором рассмотреть «возможности» не допустить сбора подобной информации. При этом в самой Президентской политической директиве Раздел 702 вообще не упоминается, а в Законе о надзоре за иностранными разведками он упомянут всего дважды и то лишь в примечаниях. Ещё один блок, который якобы должен быть изменен, – Раздел 215 Патриотического Акта. Он в основном касается сбора разнообразных метаданных. Президент США прямо заявил, что считает эту деятельность полезной, и никто не свернёт её полностью, хотя не исключено, что за этим процессом установят несколько больший надзор. Вероятно, это произойдёт до конца марта, однако, судя по обозначенным контурам изменений, это тоже лишь косметический ремонт. Обама готов предпринять ряд шагов для повышения доверия к действиям США за рубежом. Президент собирается поручить ДНР и генпрокурору рассмотреть возможность распространения на иностранных граждан той же юридической защиты в области сбора их персональных данных, которая есть у американцев. «Люди во всем мире – независимо от их национальности – должны знать, что США не шпионят за обычными людьми, которые не представляют угрозы нашей национальной безопасности, и мы принимаем проблемы их приватности во внимание», - сказал Обама. Мило прозвучало уточнение о том, что это касается и государственных лидеров: «Мы не будем следить за коммуникацией глав государств и правительств наших близких друзей и союзников». И тут же добавил: «Наши спецслужбы будут продолжать собирать информацию о намерениях правительств - в отличие от рядовых граждан - по всему миру, то есть делать то же самое, что делают спецслужбы любой другой страны, и мы не будем извиняться, если наша работа будет более эффективной». Другие инициативы касаются введения специальных уполномоченных в Администрации президента США и Госдепартаменте США, задачей которых будут: а) координация деятельности правительственных структур и б) реализация гарантий конфиденциальности для американских граждан. Резюмируя, приходим к выводу: правительство США не собирается и не будет сворачивать свои разведывательные программы, считая их техническую осуществимость достаточным основанием для их осуществления. Никто в США не собирается оценивать их избыточность с точки зрения реальных потребностей разведорганов. Точно так же нарушения законодательства других государств или международного права ни в какой мере не беспокоят правительство США – это правительство считает, что у него есть право так поступать по «праву сильного». Вряд ли кого-то убедят заверения Обамы на тот счёт, что американская разведка перестанет прослушивать иностранных лидеров, собирать колоссальные объёмы данных о гражданах других стран или вообще хоть в чём-то себя ограничит. Своим выступлением 17 января президент США это ясно показал. Правительствам стран, которые надеются остаться субъектами мировой политики, требуется очень серьёзно озаботиться проблемой информационного суверенитета. США идут на диалог исключительно при условии равенства силы и игнорируют любого, кто в их глазах недостаточно силён, чтобы утвердить свою волю на том или ином театре действий, в данном случае - информационном…
Борис КАЗАНЦЕВ, "Фонд стратегической культуры" Комитет
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |