В то время, как в Киеве бушевал так называемый "евромайдан", жизнь в стране не остановилась. Местные органы власти продолжали выполнять свои функции, пенсии выплачивалась, заводы выпускали продукцию, в аэропортах взлетали и садились самолёты, а учащиеся посещали школы и институты. И только во Львове, Тернополе и Ивано-Франковске шли не в ногу: ректоры вузов, например, открыто вмешались в политику и отпустили своих студентов митинговать в поддержку европейской интеграции. Ряд местных советов и вовсе лишили полномочий областные государственные администрации. Нонсенс в государстве, которое считает девиз «Схід і Захід разом!» идеалом для потенциальной национальной идеи.
Эта ситуация в очередной раз продемонстрировала существование такой сложной, и, тем не менее, требующей незамедлительного решения проблемы как Галиция. Нет сомнений: за все годы независимости политика по отношению к Западной Украине была неэффективной и способствовала тому, что та стала своеобразным государством в государстве, на территории которого по факту не действуют общеукраинские законы и правила.
Конечно, ярые сторонники федерализма и регионализации мне сейчас ответят, что не стоит углубляться исключительно в Галицию, мол, разница между другими регионами также не менее существенна. Это правда, на этот счёт сказано немало. Отличающийся украинский язык, другая историческая память, религия, чужие ментально-культурные коды – это, к сожалению, действительно есть.
Но проблема ещё и в другом. Разница, скажем, между Донецком и Винницей огромна: здесь тоже говорят на разных языках, смотрят в сторону разных внешнеполитических блоков, посещают разные церкви. Но при этом оба региона входят в единое правовое украинское поле, ни у кого из указанных регионов, скажем, не хватит наглости отменять какие-то законодательные акты парламента или лишать государственные органы полномочий.
С Галицией дело обстоит иначе. Кардинально. Из-за вседозволенности, попустительства властей всех периодов, молчаливой и потакательной политики, Львов и сопредельные регионы превратились в автономию без автономии. И, пожалуй, ладно ещё, если бы проблема ограничивалась сугубо Галицией, так нет же – Западная Украина активно продвигает своё влияние и на другие регионы, пытаясь подчинить своей воле всю страну без исключения.
Чем это чревато, и говорить, наверное, не стоит. Гражданское противостояние, унификация регионов, полное переиначивание культурно-идентификационного кода украинцев. Чтобы было понятней, объясним на примере – поведение Галииции можно сравнить с тем, если бы, скажем, Чечня попыталась навязать свои ценности на остальную территорию России.
В украинском случае дело пока коснулось только Киева. Весь сегодняшняя столица нашего Отечества, несмотря на русскоязычность, ментально и культурно принадлежит к Западной Украине, хотя исторически у Киева гораздо больше общего с тем же Харьковым, Запорожьем, Донецком.
Относительно путей выхода из ситуации, то тут их может быть несколько. Лично я в вариант «федерализма» в случае с Галицией не верю, более того, считаю его пагубным и губительным для территориальной целостности Украины.
Посудите сами: если в условиях унитаризма, Львову, Ивано-Франковску и Тернополю удалось создать на своей территории «антиправовой анклав», позволяющий себе отменять законы украинского парламента и расформировывать госорганы власти по своему усмотрению, то, что произойдёт в случае наделения ещё большими полномочиями.
Сейчас ещё хоть какие-то формальные рамки принуждают фашистов из «Свободы» и их сателлитов из национал-либерального лагеря оглядываться на Киев и закон. Но в условиях федерации и абсолютной свободы ничто не помешает им, скажем, ввести штраф за использование русского языка. Привлекать к уголовной ответственности за отрицание роли Степана Бандеры в становлении украинской государственности. Лишать права голоса за ношение георгиевской ленточки на День Победы. И далее по списку.
Можно, конечно, оставить всё как есть. Тогда Галиция поглотит Украину, не только Киев, но сначала соседние области, а затем и всю Украины. И до Донецка дойдёт.
Второе – постепенное возвращение Галиции в правовое, культурное и политическое поле Украины. Для этого потребуются, в частности, огромные инвестиции в экономику западных регионов, условно говоря для того, чтобы «купить» местных жителей. Резкое повышение уровня жизни собьёт идеологический пыл галичан, однако ресурсов для такого хода событий у нашего государства сейчас определённо нет.
Наконец, силовой вариант. Под этим подразумевается, прежде всего, прямое президентское правление, а не какой-то гражданский конфликт. Пока что на данный момент именно к такому варианту всё и идёт. Для того чтобы таковой сработал успешно, необходимо несколько факторов.
Во-первых, Галиция, в виде местных неофашиствующих властей, должна серьёзным образом взбунтоваться, чтобы был повод навести там конституционный порядок. Например, Киев примет решение вступить в Таможенный и Евразийский Союз.
Во-вторых, действия Центра должны иметь подавляющую поддержку среди остальных регионов.
В-третьих, на местном уровне должна быть сформирована и подготовлена элита, готовая пойти на компромисс с властью (как в случае с чеченским конфликтом в России).
Конечно, самым печальным вариантом развития событий может быть открытый гражданский конфликт или вовсе отделение Галиции. Но чтобы не довести до этого, следует немедленно принимать хоть какие-то меры.
Президент Янукович, к примеру, не так давно заявил, что не допустит проявлений сепаратизма и правового нигилизма в стране и призвал правоохранительные органы незамедлительно реагировать на подобные ситуации. Это можно рассматривать как первый шаг к «восстановлению территориальной целостности».
Ведь в условиях полуразрушенной экономики, всесилья олигархии, отсутствия национальной идеи, неуверенности в завтрашнем днем, доставшаяся в наследство современным украинцам большая по европейским меркам территория - единственное, на данный момент, чем мы ещё можем гордиться. Посему никакие «государства в государстве» в данных условиях просто недопустимы.
Артём БУЗИЛА, УП