Версия для печати
ПОЛИТИКА
ФРАГМЕНТАЦИЯ УКРАИНЫ ВМЕСТО ЕЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
Я давно хотел изложить свою, отличную от общепринятой в среде пророссийских организаций, точку зрения по вопросу возможного вхождения Украины в Таможенный союз. Эта тема снова стала активно обсуждаться после провала подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли Украина–ЕС и последовавших вслед за этим московских договорённостей президентов Владимира Путина и Виктора Януковича. Как известно, Таможенный союз – это форма интеграции России, Белоруссии и Казахстана, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не используются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Стратегия Евразийского (Таможенного) союза для Украины – это провал Кремля и кажется, руководство России начинает это постепенно осознавать. Эта интеграционная стратегия хороша для Белоруссии, Казахстана, может быть для Армении, Абхазии, Приднестровья, но не для Украины. Как справедливо заметил львовский телеведущий Остап Дроздов, современная независимая Украина – это буферная зона, занимающаяся геополитической проституцией. Склеенное из антагонистических территорий, это антигосударство – набор репрессивного инструментария в руках ограниченного круга чиновников, рвущихся к бесконечному обогащению. В то же время публицист делает предсказание, что рано или поздно некапитализированные ресурсы Украины иссякнут, и недо-государственные недо-системы рухнут. Если Украина развернётся в сторону Таможенного союза, это станет ударом по национальным интересам России, которой в этом случае нужно будет выделить огромные ресурсы на модернизацию украинской экономики, вместо того, чтобы тратиться на освоение и обустройство Дальнего Востока. Украина – это не Белоруссия и не Казахстан, это страна с серьезным потенциалом, и, находясь внутри ТС, получила бы и много голосов, и много влияния, в том числе и на российскую политику, не только на внешнюю, но и на внутреннюю, в первую очередь – на экономическую. Тем более, что путинский реюнионизм предполагает тезис о многоуровневой и разноскоростной интеграции на постсоветском пространстве. Целиком всю Украину в её нынешних очертаниях втащить в Евразийский Союз не удастся. Слишком это антироссийский проект. Поэтому если жирный кусок нельзя проглотить сразу – его надо разрезать на маленькие кусочки. Курс на фрагментацию Украины – вот правильная интеграционная стратегия для Москвы. Как этого добиться? Путём экономического давления, торговых войн, шантажа, активной информационной и идеологической экспансии России на украинском направлении, отказа во внешней политике от принципа постимперской легитимности, а также создания прокремлёвских анклавов на недружественных территориях без учёта прежних государственных границ. И Крым в этом смысле больше всех должен быть интересен РФ и её руководству, как впрочем, и промышленно развитый Юго-восток Украины. Однако накануне победы Владимира Путина на президентских выборах в 2012 году риторика Бжезинского изменилась. Прогнозируя упадок Соединенных Штатов Америки в результате правления президента Барака Обамы, он заявил, что это может развязать руки России, которая, в первую очередь, попытается возобновить доминирование на постсоветском пространстве. По мнению Бжезинского, Россия также будет стремиться к контролю над Белоруссией и Украиной – как пояснил он речь идет о «возрождении имперских традиций». Поэтому, перефразируя оголтелого русофоба и ястреба неоглобализма, можно сформулировать следующий тактический план Кремля в отношении Украины: реинтеграция на постсоветском пространстве будет строиться против независимой Украины, за счёт независимой Украины и на обломках независимой Украины. Например, требованием проведения политической реформы, предполагающей приведение территориального устройства Украины к общеевропейским образцам с максимально возможным учетом прав и свобод человека и гражданина. Так, трансформация Украины из унитарного образования в конфедеративное явит Европе обновленное государство, полностью соответствующее европейским стандартам, что недавно было предложено первым крымским президентом Юрием Мешковым. Это даст старт приданию фактически существующим самостоятельным территориям государственного статуса республик. Мешков даже перечислил образования, которые могут появиться на территории Украины: Западно-Украинская Республика со столицей во Львове, в состав которой также должна войти Автономная Республика Русинов; Республика Новороссия со столицей в Харькове; Республика Крым со столицей в Симферополе и Центрально-Украинская Республика со столицей в Киеве. Самостоятельные республики заключают Договор о создании Украинской Конфедерации, призванный объединить субъекты государственной власти на территории Украины. Каждая республика принимает свою конституцию, закрепляет и подтверждает право выхода из состава Украинской Конфедерации в случае ущемления своих суверенных прав. Республики принимают Конституцию Украинской Конфедерации, в соответствии с которой обязанности президента будут осуществлять по одному году главы республик. При этом сам Мешков считает, что такой вариант может стать «мостиком, переброшенным через пропасть экономического и политического хаоса». Цель возможных переговоров – преодоление поразившего Крым за годы украинской независимости глубочайшего социально-экономического кризиса и предотвращение дальнейшего катастрофического падения уровня жизни жителей полуострова. В этом контексте фигура первого крымского президента, обладающего в определённом смысле достаточно весомой политической легитимностью, становится весьма значимой. В соответствии со ст.10 Конституции от 6 мая 1992 года Республика Крым самостоятельно вступает в отношения с другими государствами и организациями, осуществляет с ними на основе договоров и соглашений взаимовыгодное сотрудничество в экономике, культуре, здравоохранении, образовании, науке и других сферах. Согласно ст.125, Президент представляет Республику Крым в межгосударственных и международных отношениях, а также ведёт переговоры и подписывает договоры и соглашения с другими государствами, которые вступают в действие после их ратификации Верховным Советом Крыма. Напомню, 20 января 1991 года состоялся референдум о воссоздании Крымской АССР, как субъекта Союза и участника Союзного договора. Из принявших в нём участие 81% имеющих право голоса жителей полуострова (включая город-герой Севастополь) проголосовали «ЗА» 93% крымчан. Результаты этого референдума до сих пор так и не реализованы. После провала в Вильнюсе о кредитах МВФ и финансовой помощи ЕС не приходилось даже мечтать. Страна оказалась на пороге бюджетного кризиса и без кредитов её экономика, пребывающая в рецессии, была обречена, поскольку отсутствие дешёвых и длительных финансовых ресурсов – это приговор Киеву. Новый 15-миллиардный кредит и приемлемая для украинской промышленности цена на российский газ позволят Украине на какое-то время избежать дефолта и следующего за ним социально-экономического кризиса. Однако внутриполитическая ситуация в стране продолжает оставаться напряжённой. К тому же государство на Украине уже не является главным экономическим игроком, и по большому счёту все активы, которые у него остались, вряд ли тянут на те самые 15 миллиардов долларов. С помощью режима Януковича Кремлю удалось посадить Украину на кредитную иглу. Учитывая аппетиты т.н. Семьи и приближённых к ней олигархов понятно, что эти долги никто не отдаст. К недавнему долгу в 15 млрд. $ следует добавить штраф за недобор газа в 2012 году в 7 млрд. $. При этом если Газпром захочет применить санкции за недобор газа в 2010 и 2011 годах, то это ещё 9 млрд. $. По оценкам экспертов в 2013 году Украина недобрала газа на сумму 10 млрд. $. Итого – около 40 млрд. $. А вот аренда Крыма – это то, что в данном контексте вполне могли бы обсуждать руководители двух стран. Практика показывает, что государства берут в свои руки всю власть над арендуемой территорией раз и навсегда. Так, Договор аренды базы Гуантанамо, заключённый в 1903 году, является «бессрочным» и может быть расторгнут «только по обоюдному согласию сторон». Сдача полуострова в аренду является спасительной соломинкой для нынешнего руководства Украины и позволит ему на долгие годы предотвратить угрозу перманентного дефолта. Валерий Подъячий, ИА REX Комитет
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |