Версия для печати
БИЗНЕС
ЭКОНОМИКА УКРАИНЫ: ОТ ПРОБЛЕМ 2013-ГО К ПЕРСПЕКТИВАМ 2014-ГО
Актуальной остается проблема формирования и эффективного выполнения бюджета-201… Но «фантастические» 5% роста ВВП в 2014 году – это не такая уж огромная цифра. Если мы будем рассматривать ее не в контексте упадка экономики ЕС, а в контексте возможного получения суммарного позитивного эффекта от а) усиления кооперации между Украиной и Россией и б) выполнения подписанных документов в Москве, в том числе дорожной карты об урегулировании торговых ограничений в двусторонней торговле. В потенциале позитивный эффект тут может оказаться даже выше... 2013 год закончился для Украины в экономическом плане относительно спокойно, хотя у многих были сомнения, что правительству удастся решить те существенные проблемы, которые системно потрясают экономику государства. Бюджет 2014 года все еще находится в процессе рассмотрения, имеет сложности, многие из которых «родом» из 2013 года, и Верховная рада приступит к нему только 16 января. Как сообщил 5 января 2014 года экс-министр финансов Украины В. Пинзеник, «доходы общего фонда государственного бюджета Украины в 2013 году, по оперативным данным, составили 291,5 млрд грн, что всего на 1% превышает показатель 2012 года». При этом он напомнил, что «плановый показатель доходов общего фонда госбюджета-2012 составлял 323,9 млрд грн, и лишь 19 декабря Верховная рада понизила его до 304,5 млрд грн». Падение доходов было компенсировано привлечением российского кредита в $3 млрд., договоренность о котором была достигнута президентами двух стран 17 декабря. Сама возможность выполнения бюджета-2013 появилась только благодаря финансовой помощи со стороны Российской Федерации. Позиция ЕС, который категорически отказывал Киеву в кредитовании, выглядит ныне уже несколько иначе, чем просто забота о «внедрении европейских стандартов», а именно как попытка сознательно подставить власть перед ее народом и тем самым ускорить ее уход с политической арены. Об этом косвенно говорит в своем недавнем интервью и правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с РФ, государствами-участниками СНГ, ЕврАзЭС и иными региональными объединениями В.Мунтиян: «Экономика Украины вошла в преддефолтное состояние. На момент подписания российско-украинских соглашений почти не оставалось времени… На Западе Украина не получила международной финансовой помощи. Наибольшей проблемой тут было соглашение standby МВФ, от которого мы надеялись получить 15 млрд долл. Однако фонд поставил невозможные условия. Он требовал мгновенной девальвации гривны на 25%, а это гарантированный обвал монетарной системы, не говоря уже про потери населения. Мы должны были повысить внутренние цены на газ на 80%, в том числе на 40% сразу, заморозить социальные выплаты, пенсии и зарплаты для балансирования бюджета. Существовала целая группа «маячков», которые мы не могли выполнить физически». Если проблема бюджета-2013 была все же более или менее решена, то актуальной остается проблема формирования и эффективного выполнения бюджета-2014. И, похоже, что судьба этого документа более чем зависит от того, как украинская сторона намерена выполнять те соглашения, которые были подписаны 17 декабря 2013 года. Оговоримся, что речь идет не о неких «ультиматумах» с российской стороны, которыми так пугают украинцев разнообразные прозападные «эксперты». Но стоит отдавать себе отчет, что без уменьшения цены на газ, о которой договорились два президента, и без заявленных кредитных линий возникают большие сомнения в том, что проектные показатели госбюджета-2014 могут быть реально достигнуты. Некоторые положения этого бюджета говорят о том, что украинское правительство делает основную ставку все же не на эти существенные экономические послабления и экономическую помощь, которую ей оказывает РФ, а на усиление кооперации между Украиной и Россией и дальнейшую интеграцию в евразийское пространство. Некоторые эксперты из тех, кто уже взялся за рассмотрение показателей бюджета-2014, отметили, что в них заложен «фантастический» показатель роста ВВП – 5%. Прозападные комментаторы в отношении данного показателя говорят, что «подобные темпы сейчас, в ходе длящегося уже более 5 лет глобального кризиса, с огромным трудом способны генерировать даже динамичные экономики Азии, наподобие Китая. В Евросоюзе сейчас и 1% считается большой удачей, США довольствуется 2-3%, да и то – за счет наличия глобального долларового печатного станка. Поэтому планы о 5% росте являются утопией. К тому же это только планы…» Сложно не согласиться, что находящаяся в состоянии стагнации экономика ЕС, в принципе, сегодня не в состоянии обеспечить подобных темпов роста ни для себя, ни уж тем более для таких стран, как Украина. Но «фантастические» 5% роста ВВП в 2014 году – это не такая уж огромная цифра. Если мы будем рассматривать ее не в контексте упадка экономики ЕС, а в контексте возможного получения суммарного позитивного эффекта от а) усиления кооперации между Украиной и Россией и б) выполнения подписанных документов в Москве, в том числе дорожной карты об урегулировании торговых ограничений в двусторонней торговле. В потенциале позитивный эффект тут может оказаться даже выше. Весьма показательным на этом фоне было заявление украинского Минэкономразвития, которое, подводя итоги 2013 года, отметило, что «на Российскую Федерацию припадает практически треть всего украинского экспорта – 27,1% по итогам января-сентября 2013 года. Для сравнения: на Евросоюз, а это 28 стран – 26%». По данным министерства, «безусловно, можно ожидать увеличения объемов инвестиций в общие украинско-российские проекты. Насколько значимым может быть увеличение, зависит от ряда факторов, в частности от политической стабильности на Украине, возвращения к нормальному функционированию экономики страны, бюджетоформирующего процесса, устранения существующих сегодня политических рисков и тем самым восстановления доверия инвесторов». При этом улучшение экономических отношений с РФ уже сейчас позволяет правительству Украины усиливать социальные инициативы. Например, еще в конце 2013 года Кабмин принял постановление, согласно которому появилась возможность понизить для бюджетных структур тарифы на газ. Кроме бюджетных организаций цена газа уменьшится и для промышленных предприятий, что будет способствовать повышению их конкурентоспособности и экспортного потенциала. Вице-премьер-министр Ю.Бойко прямо сказал, что это постановление «является прямым следствием договоренностей, которые были достигнуты между президентами Украины и Российской Федерации». Чуть ранее Н.Азаров также поспешил расстроить сторонников разнообразных «алармистских» идей в отношении кредита, полученного Украиной от России, заверив, что эти деньги не планируется «проесть»: «Тот кредит, который мы получили, создает «валютную подушку» и открывает возможность кредитовать предприятия в гривнах для модернизации или строительства новых предприятий под нормальные проценты и на хороших условиях». Перспективы бюджета-2014 все еще остаются весьма неоднозначными, однако после декабрьских соглашений у Украины появились реальные шансы не просто выполнить предполагаемые показатели, но сделать задел для эффективной перестройки украинской экономики. Безусловно, все это явно не в интересах украинской оппозиции, не говоря уже о США и ЕС. Тем паче в канун президентских выборов на Украине. Ведь что в электоральном смысле будет означать, если Украина и Россия действительно начнут наращивать двухстороннее сотрудничество, восстанавливать кооперационные связи и формировать новые (а это – новые рабочие места)? Это практически гарантированная победа Виктора Януковича на выборах, без всяких попыток задействовать «неспортивные» методы борьбы. Соответственно, можно предположить, что и ЕС, и США постараются приложить максимум усилий для того, чтобы «раскачать лодку» украинской экономики любыми путями, не давая нашим странам наладить эффективное сотрудничество. Одним из направлений деятельности «оппозиции» может стать искусственное наращивание давления на бюджет путем увеличения социальных программ или финансирования неэффективных отраслей, пытаясь заставить «проесть» полученные от России деньги. Вторым направлением может стать попытка внешних игроков надавить на Украину по линии ее долговых обязательств. Вряд ли случайно, что США руками Фонда Franklin Templeton выкупили существенную часть долгов Украины, именно США попробуют первыми «выкрутить руки» украинскому руководству. Можно предположить, что 2014 год действительно окажется для Украины сложным. Не только из-за политической предвыборной борьбы и явно неэффективной экономической модели (о чем в уже упомянутом интервью откровенно говорил В. Мунтиян), но и по причине возможного усиления внешнего экономического давления со стороны таких игроков, как ЕС и США, пытающихся не допустить усиления России и лишить Украину субъектности во внешней политике. Виктор КОСТЕНКО, ОДНА РОДИНА Версия для печати Обсудить на форуме (0) |