Версия для печати
ПОЛИТИКА
СТОИТ ЛИ УКРАИНСКОЙ ВЛАСТИ ОПАСАТЬСЯ САНКЦИЙ СО СТОРОНЫ США?
В первые же дни 2014 года оппозиционная украинская пресса заговорила о возможных и скорых санкциях Запада в отношении чиновников Украины. … Маловероятно, что санкции будут введены до весеннего саммита Украина-ЕС, поскольку они поставят на нем большой политический крест. Однако сразу после него Западу придется определяться в том, как будет развиваться украинская ситуация до самих президентских выборов в январе 2015 года. … И по-прежнему для В.Януковича единственным абсолютно надежным средством «снять» Украину «с крючка» глобальной атаки со стороны Запада является ускоренное сближение с Таможенным союзом, вплоть до вступления в него.
Итак, в первые же дни 2014 года оппозиционная украинская пресса заговорила о возможных и скорых санкциях Запада в отношении чиновников Украины. 2 января «Украинская правда» (с недавних пор «Европейская правда») разместила статью о готовности юридической базы для санкций США против Януковича. Автор с радостью рассказывает, что Виктора Януковича и его ближайшее окружение в скором времени может ожидать введение персональных санкций. По его мнению, американский политический истеблишмент уже психологически готов к такому шагу, и это вопрос ближайшего времени. Правда, все эти «страшные» санкции ограничиваются запретом на въезд определенных лиц на территорию США. Про блокировку банковских счетов речь пока не идет. 3 января стало известно, что канадская Группа способствования демократии на Украине обратилась к правительству своей страны с призывом применить санкции против украинского руководства: «Мы просим Канаду вместе с другими западными демократиями применить Международные стандарты борьбы с отмыванием денег и финансирования терроризма против представителей украинского режима, который попадает под положениях этих стандартов». Украинские оппозиционные СМИ с большим удовольствием перепечатали эту новость. Правда, при ближайшем рассмотрении выясняется, что эта «мощная организация» так и не смогла себе позволить обзавестись даже собственным сайтом (в наличии только блог на бесплатном стороннем ресурсе), а страничка этой группы в соцсети Facebook недоступна. Сложно выяснить и состав этой «группы». Зато есть интересный момент – эта группа свою деятельность начала сразу после заключения Юлии Тимошенко в тюрьму… 4 января стало известно, что состоялась встреча Виталия Кличко с вице-президентом Европарламента Д. Пителлой. В ходе этой встречи оппозиционер особо отметил, что украинской оппозиции надоела сугубо «моральная» поддержка со стороны Запада – хотелось бы чего-нибудь посущественней: «Сегодня нужно политическое растущее давление на режим Януковича. Это в первую очередь применение персональных санкций к чиновникам, которые виновны в нарушении прав человека и избиении мирных людей». В свою очередь Д. Пителла (в тот же день во время общей пресс-конференции с дочкой Юлии Тимошенко Евгенией) сказал: «Я буду призывать европейские институции найти иные пути, более решительные, чтобы остановить антидемократические действия на Украине. Мы найдем способ это остановить. Я обещаю, что эта проблема станет для нас ключевой». Заметим, что в тот же день якобы произошло еще одно событие, которое делает возможность введения санкций более реальной. По данным все той же «Украинской правды», 4 января в Белом доме состоялась встреча между помощником президента Б. Обамы, старшим директором по вопросам Европы в Совбезе США К. Донфрид и неназванными представителями украинской диаспоры. На этой встрече представители диаспоры призвали Белый дом ввести санкции против украинских чиновников, в частности А.Клюева, В.Захарченко, М.Добкина (главы Харьковской обладминистрации) и Г.Кернеса (мэра Харькова). Все они, по мнению диаспоры, причастны к расправам над активистами «евромайдана». Правда, «УП» не сообщает, какое отношение М.Добкин и Г.Кернес могут иметь к событиям, которые происходили в Киеве, кого это вообще волнует в украинской оппозиционной прессе? Между тем главный вопрос, который с завидной регулярностью ускользает от большинства журналистов и политических обозревателей, состоит в следующем: действительно ли украинская власть опасается возможных персональных санкций, стоит ли их ей вообще бояться? В то же время есть и вторая сторона проблемы: действительно ли Запад настроен идти на поводу у истерических требований украинских оппозиционных политиков и журналистов? Вопросов тут больше, чем ответов. * * * Санкции – это маркер того, что некий политический Рубикон перейден и дальше лидеры властной команды должны беспокоиться только об одном – как удержать власть, поскольку за санкциями может последовать попытка свержения режима всеми доступными и недоступными средствами. Дать сейчас такой сигнал официальному Киеву - значит вызывать два абсолютно ожидаемых процесса: процесс быстрого и эффективного разгона «евромайдана» (судя по форумам правоохранительных органов и персональным страничкам правоохранителей в соцсетях, они действительно ждут лишь команды к подобному и сделают это с большим удовольствием) и процесс стремительного и бесповоротного сближения с Россией и евразийским пространством вообще. Запад (речь идет о молчаливой его части, которая и принимает реальные решения) это отчетливо понимает и спешить в этом вопросе не будет. Хотя абсолютно не прореагировать на ситуацию уже тоже нельзя. Соответственно, частично санкции могут быть действительно введены. Например, такими мерами могут стать ограничения на въезд в США для некоторых чиновников. Однако их список может изрядно удивить многих оппозиционеров. Маловероятно, что они в нем увидят того же Сергея Левочкина, Николая Азарова или даже Андрея Клюева. Очевидно, там не будет никого из ближайшего окружения Виктора Януковича, в т.ч. его сына. Не исключено, что в список попадет В.Захарченко и ряд иных милицейских начальников. Впрочем, они от такого запрета сильно страдать не будут. Что касается санкций второго порядка – финансовых, то, думается, те, кто может от такого запрета пострадать, уже во многом позаботились об этой проблеме. Во-первых, введение таких санкций – это вопрос не быстрый и требует соблюдения определенной процедуры. Во-вторых, думается, что те, кому есть, что терять из активов, в последние месяцы позаботились о том, чтобы их обезопасить. Тем более что такие экзотически острова, как Мэн и Гернси, уже давно являются одними из ведущих мест, где хранят свои деньги украинские политические и экономические лидеры. * * * Вопрос санкций на сегодняшний день – это вопрос принципиального решения, которое должно быть принято Западом в отношении действующей украинской власти: либо ее будут свергать «здесь и сейчас», но тем самым могут погрузить страну в реальную гражданскую войну, либо все успокоятся, чтобы тихо и мирно дотянуть до 2015 года. А тогда спокойно и по всем законам жанра провести «нормальный» «цветной» государственный переворот. Украинская оппозиция настаивает на первом варианте, и это понятно. Ведь более чем годичная отсрочка может существенно поменять баланс во внутренних оппозиционных раскладах, существенно ударить по общественной поддержке, дать власти шанс найти эффективные меры по противодействию перевороту. И к тому же к осени может улучшиться общая экономическая ситуация - скажется российская помощь и активизация отношений с Таможенным союзом. Всё это, скорее всего, и является доминирующим аргументом в дискуссиях между украинскими оппозиционными политиками и их западными кураторами. Второй вариант – это схема работы всей американской машинерии по смене неугодных ей режимов. События должны быть тщательно подготовлены, все должны четко выполнять заранее написанные роли. Власть, вынужденная двигаться в рамках процедур избирательного и постизбирательного процесса, будет жестко связана в своих действиях и ее поведение будет легко предсказуемым. И самое главное – выборы как единая точка применения всех ресурсов является наиболее выгодной с точки зрения долговременного эффекта, поскольку потом не придется каждый раз доказывать, насколько новая власть легитимна. И такой вариант - это позиция всех тех, кто уже работает над формированием необходимых механизмов, кто ратует за «единого кандидата в первом туре» и т.д. Маловероятно, что санкции (любого уровня) будут введены до весеннего саммита Украина-ЕС, поскольку они (фактически) поставят на нем большой политический крест. Однако сразу после него Западу придется определяться в том, как будет развиваться украинская ситуация до самих президентских выборов в январе 2015 года. Какие зигзаги проделает мысль тех, кто принимает реальные решения на Западе, сказать пока сложно – много будет зависеть и от факторов, на которые Украина вообще не влияет и влиять не может (скажем, динамика глобального геополитического противоборства). Но именно они могут стать той доминантой, которая существенно повлияет на будущее действующей власти. И по-прежнему для Януковича единственным абсолютно надежным средством «снять» Украину «с крючка» глобальной атаки со стороны Запада является ускоренное сближение с Таможенным союзом, вплоть до вступления в него. Хотя понимание этого есть (что продемонстрировали встречи и соглашения в декабре 2013 года), но явной готовности пройти этот путь полностью все еще не наблюдается. Возможно, запуск реальных и совместных экономических проектов внесет в ситуацию свои коррективы.
Андрей НОВАЦКИЙ, ОДНА РОДИНА Комитет
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |