МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати ПОЛИТИКА
МОСКВА – ДАМАСК: ДЕКАБРЬ 1943-ГО…

СССР стоял у истоков независимости Сирии и Ливана

 

В Ливане День независимости официально отмечается с 22 ноября 1943-го. Через месяц того же года, 23 декабря, Франция предоставила полное внутреннее самоуправление Сирии (обе страны были французским протекторатом Левант после распада Османской империи). Но едва ли не решающую роль в обретении Ливаном и Сирией независимости сыграл СССР.

Таким образом, даже в годы Великой отечественной войны наша страна помогла предотвратить интервенцию союзных с СССР держав в некоторые их колонии и протектораты, способствуя, тем самым, соблюдению права народов на самоопределение и независимость.

Хотя США, Великобритания, другие страны полагали, что борьба с фашистской Германией и ее сателлитами не позволит СССР проводить активную внешнюю политику. Тем более - препятствовать военно-политическим акциям союзников не в прифронтовых регионах мира. Реалии оказались другими.

Скажем, в середине декабря 1942 г., – в то самое время, когда развивалось советское контрнаступление под Сталинградом, - НКИД СССР выступил с заявлением в поддержку независимости и территориальной целостности Албании, в связи с британскими планами ее раздела между Грецией и Югославией, включая получение Лондоном военных баз в албанских адриатических портах.

А установление дипломатических отношений СССР в военный период с такими, например, странами, как Ирак, Египет, Сирия, Ливан, Эфиопия, Куба, Чили показывало, что Советский Союз по-прежнему проводит внешнюю политику, что называется, по всем азимутам. И отнюдь не намерен ограничивать сферу своих геополитических интересов. Тому подтверждением, повторим, - сирийско-ливанский кризис в ноябре-декабре 1943 года.

После распада Османской империи (1918-1919 гг.) Ливан вместе с Сирией стали французским протекторатом под названием «Левант». Однако движение за независимость там постоянно нарастало.

В середине июня 1941 года генерал Жорж Катру от имени деголлевской «Сражающейся Франции» провозгласил отмену режима французского протектората в отношении Сирии и Ливана. Но в связи с продолжением войны здесь были оставлены деголлевские и британские войска, а также французская администрация (хотя ее полномочия с июня 1941-го были ограничены).

К этому же времени прогерманские власти и войска Леванта, подчиненные маршалу Петэну, главе прогерманского «правительства» Виши, капитулировали перед войсками Великобритании и «Сражающейся Франции». Тем самым был сорван германско-итальянский план 1940 года по созданию крупного ближневосточного плацдарма в составе Турции и Леванта для военно-политических операций на Ближнем и Среднем Востоке против антифашистской коалиции.

5 ноября 1943 г. правительство Ливана внесло в национальный парламент на обсуждение законопроект, предусматривавший провозглашение полного суверенитета Ливана. Этот документ был поддержан сирийской стороной. Предусматривалось, например, исключительное право президента Ливана на заключение международных соглашений; создание национальной армии; отказ от признания французского языка «единственно государственным»; на введение национальной валюты и т. п. Ливанский парламент 8 ноября подавляющим большинством голосов одобрил законопроект.

По аналогичному пути пошли и в Сирии. Можно сказать, на основе ливанского опыта 28 ноября 1943 г. сирийский парламент приступил к обсуждению об исключении из Конституции страны статьи 116, по которой французские власти имели право распускать парламент, менять правительство и приостанавливать действие Конституции.

Вскоре парламент Сирии утвердил исключение этой статьи, и Франция, представленная деголлевскими властями в Дамаске, 23 декабря 1943 г. передала правительству страны большинство административно-управленческих функций.

Некоторые турецкие и ближневосточные СМИ небезосновательно отмечали, что в Леванте стремятся ускорить получение независимости, пользуясь растущим авторитетом СССР, разногласиями между де Голлем и Черчиллем, а также ослаблением международных позиций Франции.

Но французская сторона сперва не пошла на уступки. 11 ноября 1943 г. генеральный делегат (эмиссар) Франции в Сирии и Ливане генерал Элле по указанию де Голля объявил Ливан на военном положении, распустил парламент и правительство, арестовал ливанского президента Бишара аль-Хури, премьер-министра Риада ас-Сольха, ряд влиятельных министров (Пьера Жмайеля, Камиля Шамуна) и парламентариев.

Важное стратегическое положение Ливана, в частности, наличие там крупных транзитных портов, контролируемых в тот период Францией, не позволяло Парижу одновременно «уходить» из Сирии и Ливана, то есть из Восточного Средиземноморья. Тем более, что к некоторым ливанским портам планировалось подвести в 1944-1947 гг. новые транзитные нефтепроводы с Аравийского полуострова, из Ирака и британского (до июня 1961 г.) Кувейта.

Между тем, в Ливане из-за упомянутых действий французской стороны начались массовые беспорядки, которые стали распространяться в соседние районы Сирии, включая столицу. Причем с некоторыми антифранцузскими группами в этих странах установили связи британская и турецкая разведки. В контексте данных тенденций в ходе бесед в НКИД СССР с деголлевскими представителями в Москве в тот период (Роже Гарро, Раймоном Шмиттленом) советская сторона отметила неприемлемость таких действий в Ливане, было заявлено, что ситуация может быстро перекинуться на Сирию.

Такое развитие событий, по мнению Москвы, серьезно ослабит не только южный фланг антигитлеровской коалиции, но и в целом роль Франции в завершающем периоде мировой войны. Кроме того, французской стороне было известно о планах Вашингтона и Лондона полностью вытеснить Францию с Ближнего и Среднего Востока, да и из числа мировых держав.

Уже в середине ноября 1943 г. британский посланник в Бейруте вручил генералу Элле (тоже в Бейруте) совместный протест Великобритании и ее доминионов против действий Франции в Ливане. Одновременно госдепартамент США вручил аналогичный протест представителям де Голля в Вашингтоне. Такие «ходы», естественно, вынудили Францию не только пойти на уступки в Ливане, но и не позволили ей действовать столь же агрессивно в Сирии в 1943-1944 годах.

Однако если Вашингтон и Лондон в основном протестовали против французских действий в этом регионе, то Москва, подчеркнем, делала акцент на поддержке стремления Ливана и Сирии к независимости.

Так, НКИД СССР в конце ноября 1943-го направил телеграмму ливанскому правительству, в которой заявлял о признании права Ливана на независимость и о его, вместе с Сирией, важной роли в борьбе против фашистских агрессоров. СССР, как видим, подвигал Ливан к обретению независимости и одним из первых в мире, уже в ноябре 1943-го, фактически признал его независимость.

В этой связи небезынтересна официальная оценка тех событий посольством РФ в Ливане: «…В 1943 г. СССР одним из первых признал независимость Ливана. В августе 1944 г. были установлены дипломатические отношения на уровне миссий».

Поэтому французскими эмиссарами в Ливане и Сирии отмечались рост влияния местных коммунистов, призывы надеяться на национальное самоопределение и на поддержку СССР, но не Англии или США.

Столкнувшись с такой ситуацией, де Голль был вынужден уступить. К 21-22 ноября 1943 г. все репрессивные действия деголлевских властей в Ливане были прекращены, и уже 22 ноября ливанский парламент вместе с представителем де Голля генералом Ж. Катру объявил о независимости страны от Франции. А затем, 23 декабря того же года, Франция заключила соглашение с Сирией, а также с Ливаном, согласно которому Париж, подтверждая их независимость, передавал с 1 января 1944 года местным властям почти все управленческие функции французских администраций.

Стремление к активному сотрудничеству с СССР в середине 1940-х, в том числе под влиянием советской антиколониальной позиции в отношении Сирии и Ливана, охватывало всё большее число арабских стран и политических движений.

Скажем, основатели движения арабского возрождения - Мишель Афляк и Салах ад–Дин Битар, ставшего впоследствии (1947) Партией арабского социалистического возрождения в Сирии и Ираке, заявляли в 1944 г., что «арабам не подобает проявлять враждебность к такому великому государству, как Советский Союз, который с момента своего возникновения проявлял симпатию в отношении народов, борющихся за свою независимость».

По их мнению, «цель состоит в установлении дружественных отношений с Советским Союзом на основе заключения с ним официальных межправительственных соглашений».

Что касается дальнейшего развития советско-ливанских и советско-сирийских связей и оценки роли СССР в получении этими странами независимости, то отметим, что официальные советско-ливанские и советско-сирийские дипломатические отношения были установлены в конце июля - начале августа 1944 г.

В телеграмме ливанского МИД в связи с их установлением говорилось, что этот факт «…соответствует глубоким устремлениям ливанской нации, испытывающей величайшее восхищение великолепным героизмом народов Советского Союза. Ливанский народ убежден, что советская внешняя политика основана на уважении… принципов, несовместимых с попытками завоевания и господства».

Схожее мнение высказывала и сирийская сторона. 21 июля 1944 г. министр иностранных дел Сирии Джамиль Мардам обратился к В.М. Молотову с предложением об установлении дипломатических отношений между двумя странами.

Сирийский министр отмечал, что «…движимая своим восхищением перед советским народом … Сирия, которая только что после долгих усилий и громадных жертв увидела торжественное признание своего международного существования, …была бы счастлива поддерживать в этом качестве с СССР дружественные дипломатические отношения».

Москва уже 26 июля ответила согласием. А в конце октября 1944-го первый президент Сирии Шукри аль–Куатли заявил, что «Сирия, со своей стороны, постарается сделать всё для сохранения хороших отношений с СССР, основанных на дружбе и сотрудничестве».

27 февраля 1945 г. Ливан и Сирия объявили войну Германии, получив, таким образом, право на участие в Учредительной конференции Организации Объединенных Наций в Сан-Франциско.

Но еще в мае 1945 г., во время Сан-Францисской конференции по учреждению ООН, Франция попыталась сохранить свои войска, не полностью выведенные из Сирии и Ливана, в ряде районов этих стран. Особенно в тех, что примыкают к Средиземному морю, включая сирийские порты Тартус и Латакия. Тем самым, Франция спровоцировала новый военный конфликт в бывшем своем Леванте.

Немаловажная причина этих действий Парижа в 1945-1946 гг. состояла и в том, что сирийские власти выступали за воссоединение Сирии с одним из приграничных средиземноморских районов Турции (так называемый Александреттский санджак), переданным французскими властями Турции в конце 1938 г.

В Дамаске считали, что Франция произвольно распорядилась частью сирийской территории, поэтому либо Париж должен пересмотреть соответствующее решение, либо Сирия самостоятельно будет добиваться воссоединения с этим районом. Вдобавок со второй половины 1940-х компаниями США и Великобритании началось строительство новых трансаравийских нефтепроводов, причем один из них намечалось вести (что и было реализовано в начале 1960-х) через Сирию к портам района, оспариваемого Сирией у Турции.

Этот фактор, повторим, не мог не спровоцировать попыток Франции сохранить своё присутствие в Сирии. Но все оказалось напрасно. Создание упомянутых трубопроводов было завершено именно после «ухода» Франции из Сирии и Ливана. А под воздействием Вашингтона и Лондона в 1945-1947 гг. Дамаск, что называется, понизил градус претензий на Александретсский район Турции. Правительство СССР 2 июня 1945-го направило правительствам Великобритании, Франции, США и Китая Обращение, где отмечалось, что «вооружённые столкновения между Францией, Сирией и Ливаном - тремя членами организации Объединённых наций - не соответствуют целям конференции, происходившей в Сан-Франциско».

Отмечалось также, что «…на территории Сирии и Ливана происходят военные действия; находящиеся там французские войска вошли в столкновение с сирийскими и ливанскими, производя артиллерийский и минометный обстрел, а также обстрел с самолетов столицы Сирии - города Дамаска...»

Исходя из интересов международной безопасности, советское правительство указывало, что «должны быть приняты срочные меры к тому, чтобы прекратить военные действия в Сирии и Ливане и уладить возникший конфликт мирным порядком…».

Такая позиция Москвы отрезвляюще подействовала на Францию, и к 1947 г. ее войска были полностью выведены из Сирии и Ливана.

Стратегическую роль СССР в получении Ливаном и Сирией независимости и в выводе оттуда иностранных войск подчеркивал и генсек объединенной компартии Сирии и Ливана Халед Багдаш в своих выступлениях на XIX (октябрь 1952 г.) и XX (февраль 1956 г.) съездах КПСС.

Таким образом, СССР стоял у истоков государственной независимости Сирии и Ливана. Даже в тяжелые военные годы Советский Союз присутствовал на Ближнем Востока и в других регионах мира. Чем не урок для современной России? 

Алексей Балиев, СТОЛЕТИЕ

Комитет


Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006