Версия для печати
ПОЛИТИКА
«ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ» ЗАПАД: АГРЕССИВНОЕ ПОПРАНИЕ СУВЕРЕНИТЕТА УКРАИНЫ
Как показывают события, вся надежда оппозиции была, видимо, не столько на психологическое давление майдана на власть, сколько на мощное давление майдана на Запад (ЕС и США). И майдан, скорее всего, предназначался именно для Запада как сигнал для развёртывания всей «инфраструктуры внешнего давления» на украинскую власть. Массовые беспорядки, спровоцированные оппозицией и поддержанные Большим Западом после отказа официального Киева от подписания ассоциации с ЕС в ноябре, объективно оказались для этого самым удобным моментом… Прорыв (нормализация) в российско-украинских отношениях означает для Запада провал планов использовать украинский, а в перспективе и российский рынок… По мере продолжения в Киеве массовых беспорядков полнее раскрывается роль Большого Запада в эскалации напряжённости на Украине. В принципе, как утверждают многие эксперты, Запад объективно заинтересован в смене власти на Украине. Его устроило бы и переформатирование парламентского большинства, и создание правительства с участием оппозиции при нынешнем президенте, но с условием, что он немедленно подпишет ассоциацию с ЕС и будет её реализовывать. Симптоматично, кстати, недавнее высказывание главы польского МИД Сикорского о том, что требование досрочных выборов президента Украины было ошибкой оппозиции. Как показывают события, вся надежда оппозиции была, видимо, не столько на психологическое давление майдана на власть, сколько на мощное давление майдана на Запад (ЕС и США). И майдан, скорее всего, предназначался именно для Запада как сигнал для развёртывания всей «инфраструктуры внешнего давления» на украинскую власть. Массовые беспорядки, спровоцированные оппозицией и поддержанные Большим Западом после отказа официального Киева от подписания ассоциации с ЕС в ноябре, объективно оказались для этого самым удобным моментом. Опасения ЕС и США связаны с тем, что промедление с подписанием Соглашения об ассоциации оборачивается укреплением старых и созданием новых кооперационных связей в экономике между Украиной и РФ, разорвать которые (точнее – подтолкнуть власть к такому разрыву) впоследствии будет ещё труднее. Тем более что на межправительственном уровне уже состоялись контакты вице-премьеров Бойко и Рогозина по углублению промышленной кооперации двух стран в ряде сложных и высокотехнологичных производств. Обе стороны заговорили о выходе на новое качество отношений, которые должны оформиться новыми соглашениями. На 17 декабря назначено заседание российско-украинской межгосударственной комиссии, а на 18 декабря – консультации между Украиной и Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). Кабинет министров Украины, по заявлению Николая Азарова, интенсивно работает над подготовкой документов к заседанию украинско-российской межгосударственной комиссии. Он уточнил, что планируется подписание нескольких документов. «Протокол о поставках товаров по производственной кооперации в 2014 г. Это практически производственная программа на следующий год для наших крупнейших машиностроительных предприятий, меморандум о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив, соглашение между Кабинетом министров Украины и правительством Российской Федерации о практическом организационно-техническом обеспечении совместного контроля в пунктах пропуска через украинско-российскую государственную границу. Вот все эти вопросы, которые ломают нашу двустороннюю торговлю. Все эти вопросы, над которыми мы работали более 2 лет. Сейчас мы близки к решению этих вопросов. Именно эти документы правительство рассмотрит сегодня», - сказал Азаров. Кроме того, планируется подписать план действий по урегулированию торговых ограничений в двусторонней торговле между Украиной и Россией на 2013-2014 гг. Двусторонние украинско-российские отношения нормализуются, и переход к новому качеству идёт ускоренными темпами. И результатом такой политики может стать вступление Украины в Таможенный союз, хотя премьер-министр Украины в последние дни неоднократно призывал не спекулировать на «разговорах о Таможенном союзе». Прорыв (нормализация) в российско-украинских отношениях означает для Запада провал планов использовать украинский, а в перспективе и российский рынок для сброса своей продукции и оживления европейской экономики. В конечном счете, это провал всей геополитической затеи с переформатированием под интересы ЕС и США восточно-европейского пространства. Запад и оппозиция на Украине намеренно переводят сугубо экономический вопрос, вопрос выгоды от того или иного международного соглашения, в идеологическую плоскость. Видимо, это основное условие информационной кампании по мобилизации населения против нынешней власти. Иначе, чем на лозунгах о «европейских ценностях», добиться этого нельзя. Ныне воздействие ЕС и США на украинскую ситуацию призвано решить, видимо, две задачи. Первая - вывести оппозицию из тупиковой ситуации, в которую она себя загнала лозунгами о переформатировании власти, и спасти «рейтинги» её лидеров, особенно Кличко (в преддверии президентских выборов 2015 г.). Вторая задача - вернуть официальный Киев за стол переговоров об ассоциации с ЕС, чтобы украинская сторона, не откладывая, либо подписала парафированное соглашение, либо дала необходимые гарантии подписания его весной 2014 г. (с нынешним составом руководства ЕС). Жёсткий (со стороны украинской власти) сценарий нормализации обстановки может обернуться либо разгромом (причем законным) оппозиции с полным переформатированием политической конфигурации на Украине в интересах Партии регионов, либо серьёзными репутационными потерями оппозиции, что в любом случае не устраивает Запад. Такое разрешение нынешнего кризиса затрудняет реализацию подготовленного Западом сценария президентских выборов 2015 года с поддержкой Виталия Кличко. Запад свои задачи пытается решить двумя способами. Во-первых, интернационализировать кризис (по образцу 2004 года), навязывая себя в роли посредника и примирителя власти и оппозиции. Первая такая попытка предпринималась во время декабрьской министерской встречи ОБСЕ. Сейчас Украине стать посредником в переговорах со всеми сторонами противостояния предлагает немецкое правительство. Пресс-секретарь немецкого правительства Штефан Зайберт заявил, что Берлин находится в диалоге и поддерживает контакты с украинской властью на всех уровнях, а также с гражданским обществом и оппозиционными силами. Он также отметил, что уже велись переговоры с лидером партии «УДАР» Виталием Кличко. Во-вторых, держать украинские власти «за руки» угрозами и ультиматумами, блокируя попытки активного восстановления порядка. Приступом миротворчества озаботились США. В телефонном разговоре с Виктором Януковичем 9 декабря вице-президент США Дж.Байден подчеркнул необходимость немедленной деэскалации ситуации и начала диалога с лидерами оппозиции по разработке консенсусного пути. Он отметил, что насилие не имеет места в демократическом обществе и несовместимо с нашими [США и Украины] стратегическими отношениями. 9 декабря в Москве заместитель госсекретаря США по делам Европы и Евразии В.Нуланд провела переговоры с российской стороной и обратилась к РФ с просьбой «повлиять на мирное урегулирование проблемы, обеспечение защиты человеческого достоинства и принятие политического решения». Кроме того, Нуланд «разъяснила» российской стороне, что США поддерживают выбор Украины в пользу Европы, ненасильственное и исключительно политическое решение выхода из сложившейся ситуации, а также восстановление экономического благополучия страны при поддержке Международного валютного фонда. Представляется, что Вашингтон пытается с помощью Москвы уговорить официальный Киев не затевать судебное преследование лидеров оппозиции и прочих организаторов массовых беспорядков, чтобы сохранить их для президентской кампании 2015 г. Неподписание Украиной Соглашения об ассоциации и ЗСТ с ЕС противоречит интересам США. И Вашингтон отныне будет активно вмешиваться в украинские внешнеполитические решения на стороне евроориентированной части политико-деловых кругов. После пребывания в Киеве 10 и 11 декабря (встреч с митингующими на майдане и двухчасовой встречи с Януковчием) Нуланд отметила: «Я чрезвычайно четко дала ему понять, что то, что здесь происходило ночью [оттеснение митингующих], то, что происходило в просторах безопасности, является абсолютно неприемлемым в современном демократическом европейском обществе и государстве». При этом она подчеркнула: «Я надеюсь, что украинский народ знает, что США с ним в поиске человеческого достоинства, экономического здоровья и более тесных связей с Европой». В условиях, когда Украина и РФ готовят качественный прорыв в двусторонних отношениях, высказывания Нуланд – это уже не просто агрессивное попрание суверенитета Украины, но и открытое объявление холодной войны не только собственно Украине, но России по украинскому вопросу. Незадолго до этого (8 декабря) президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу в ходе телефонного разговора с Януковичем лицемерно напомнил о необходимости уважать гражданские свободы украинцев, проявлять сдержанность и разрешить ситуацию, сложившуюся в Украине, путем диалога с оппозицией. Президент Еврокомиссии вновь заявил о необходимости принять политическое решение относительно существующего напряжения в стране «путем диалога с оппозицией и гражданским обществом». Баррозу на всякий случай напомнил о готовности ЕС подписать Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли, «как только будут выполнены все условия». В то время когда в Европарламенте шли слушания по «украинскому вопросу», в Киеве вела активную деятельность Верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Кэтрин Эштон, дважды встречалась с Януковичем. После второй встречи (11 декабря) на пресс-конференции, отвечая на вопрос, предполагает ли европейская сторона применение санкций к украинскому руководству в случае недемократических действий по отношению к мирным митингующим, она заявила: «Из того, что я услышала от господина президента, в течение 24 часов должно быть что-то сделано. Он очень много говорил о том, что как он постоянно хотел видеть сильные связи с Европейским союзом, тесные отношения». Не исключено, что некие персональные санкции Запада к высшим лицам из украинского политического руководства, как и давление на владельцев крупнейших ФПГ с целью повлиять через них на политическое руководство Украины, будут всё-таки предприняты. Следует отметить, что Польша отошла от проталкивания ассоциации Украины с ЕС на неофициальном уровне. На призыв Качиньского ехать в Киев, Радослав Сикорский отреагировал очень остро: «Я ожидаю от политиков «Права и справедливости» заявления, сколько миллиардов польских денег они хотят вкачать в коррумпированную экономику Украины, чтобы подкупить президента Януковича?» Но глава польского правительства Дональд Туск предложил председателю Совета Европы Херману ван Ромпею, чтобы Украина стала первой и самой значительной темой на предстоящем совещании. Очевидно, что действия Запада в отношении Украины не имеют ничего общего ни с защитой прав человека, ни с заботой об экономическом процветании и политической стабильности Украины, ни с собственно «демократией». Запад на украинском примере лишний раз подтверждает, что правозащитная и «демократическая» демагогия используется как прикрытие по политической дестабилизации суверенных государств с целью установления там выгодного политического режима. Государственная Дума Российской Федерации 10 декабря в заявлении «О ситуации в Украине» призвала западных политиков не оказывать внешнее давление на политику суверенного государства, а украинские оппозиционные силы – прекратить противоправные действия, все фракции единогласно поддержали документ. В то же время подчёркнуто: «Государственная Дума обращается ко всем политическим силам Украины – найти выход из нынешней ситуации исключительно мирным путем, в интересах украинского народа».
Виктор ПИРОЖЕНКО, ОДНА РОДИНА
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |