Ну, вот и дождались: сегодня в Вильнюсе стартует саммит «Восточного партнерства», на котором президент Украины Виктор Янукович должен был подписать «викопомнэ» Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом. Однако, по прогнозам большинства наблюдателей и экспертов, ничего не подпишет. Так как 21 ноября Кабмин Украины, не дождавшись обещанных денег на евросчастье, приостановил процесс подготовки к подписанию. Но Янукович в столицу Литвы, тем не менее, едет. Зачем? Многие говорят: чтобы объясниться с офигевшими от укрокульбитов «эв-уропэйцямы».
Нужное, надо сказать, дело. Чтобы даже для тупорылых, каждый день созерцающих писающего мальчика в Брюсселе, дошло, что не надо наглеть. И думать, что если за пару долларов удалось на Большой Окружной в Киеве снять вполне приличную «шмару», которая в европейских борделях и не снилась по такой дешевке, то и всю Украину можно взять задарма. При Януковиче, как оказалось, нельзя. Он же – все-таки пока еще не Виктор Ющенко и, тем более, не Юлия Тимошенко, которой любая страна подходит, лишь бы быть в ней президентом.
И раз Янукович в Вильнюс поехал, то гипотетически возможны еще два варианта развития событий.
Во-первых, если ему прямо в гостиничный номер привезут «форс-мажорный» чемодан, набитый миллиардами евро в виде компенсации за безудержное продвижение украинской экономики в Европу, или хотя бы скрепленные кровью Кэтрин Эштон и Хермана ван Ромпея обещания дать денег самим и нагнуть МВФ, чтобы не выпендривался с задержкой кредитов для Киева, то президент Украины опять может удивить всех. Скоростью реакции и переменчивостью. То есть взять и подписать соглашения и об ассоциации, и о ЗСТ. И начать осваивать полученные «кошты». По-всякому, кстати, осваивать – семья-то у него немаленькая...
Во-вторых, Янукович может подписать только политическую часть документа – об ассоциации. Как протокол о политических намерениях. То есть то, чем, по сути, эта бумажка, даже не намекающая на возможность полноправного членства Украины в ЕС лет эдак через 100, и является. А вот соглашение о ЗСТ попридержать.
До того момента, когда будут отработаны механизмы компенсации за те потери, которые Украина неизбежно понесет при перелицевании своей экономики по евростандартам и техническим еврорегламентам. Этот вариант означает, что Украина вечером хочет деньги, чтобы стулья отдать утром, а не наоборот...
Но, повторяю, скорее всего, Янукович в Вильнюсе ничего подписывать не будет, несмотря на загаженный Майдан Независимости в Киеве и отмороженные пальцы левой руки у Русланы, которая так орала в микрофон, что не заметила приближающихся холодов.
Такой исход саммита будет означать не только то, что политика «Восточного партнерства» в исполнении ЕС по отношению к странам Восточной Европы провалилась с треском. Штефан Фюле оказался полным лузером и «профюлил» это дело так, что никому и не снилось. И даже Александр Квасьневский, насмотревшись на искореженный воспалением хитрости позвоночник «украинской Манделы» в харьковской больнице железнодорожников и отойдя от Кокса (Пэта, ясное дело, а не порошка), признал: Европа хотела заполучить Украину задешево, и потому у нее ничего не получилось. Пусть на бухгалтерских счетах, но деньги украинцы еще считать умеют.
«Провал в Вильнюсе», как называют возможный срыв подписания «ассоциативного соглашения» на евромайдане, будет означать еще и то, что Украина опять зависнет. И продолжит болтаться между Европейским и Таможенным союзами, как лидеры украинской оппозиции между двумя евромайданами в Киеве до тех пор, пока они не объединились. Евромайданы, а не лидеры. Лидеров опять прокинули. Даже на объединенном евромайдане.
Это ныне фишка такая заставлять Труса, Балбеса и Бывалого (Арсения Яценюка, Виталия Кличко и Олега Тягныбока) осваивать так называемый опыт Ющенко-2010 – пролетать над политическими процессами, как фанера над Парижем.
Но, выражаясь театральным языком, предлагаемые условия, в которых предстоит играть свою роль Украине, останутся, увы, прежними. С одной стороны, это Европа, ЕС, чьи жизненные стандарты, устройство жизни все равно останутся привлекательными и желательными для большой части граждан Украины.
Фактор европривлекательности срабатывает. И как отголоски постсоветского мифа о «западном рае», на фоне которого валили в конце прошло века «империю зла» – заскорузлый и, как тогда казалось многим, застоявшийся СССР. И как новый опыт созерцания жизни в Европе уже новых поколений украинцев.
Многие из них на себе почувствовали, что даже самые бедные и охваченные кризисом страны ЕС – Португалия, Испания, Греция, Италия – все равно богаче Украины. Потому что жизнь там организована лучше. И, имея работу, там можно жить. А вот в Украине можно лишиться работы и не жить, а прозябать.
С другой – Россия во главе ТС. Она тоже предлагает Украине свои коврижки в виде евразийской интеграции и всяческих финансово-промышленных преференций в экономике и «Русского мира», братства и чувства совместных исторических корней в духовной сфере. Но любая идея без средств коммуникации с людьми и передачи ее в массы напоминает шкаф с хорошими книгами, закрытый на большой замок, ключ от которого утерян. Или спрятан по причине жадности обладателя.
Все, что ни делает Россия для защиты своих национальных интересов, в Украине вольно или невольно воспринимается как давление, шантаж и ультиматумы. А все потому, что в России как не было, так и нет сегодня единой внятной и понятной политики в «украинском вопросе».
А все потому, что одна часть российской элиты хочет навсегда избавиться от Украины: дескать, мы либералы, а вы хотите самостоятельности – гуляйте. Другая самоуверенно и высокомерно считает: «куда они, эти хохлы, от нас денутся, жрать захотят – сами приползут». А третья ведет себя в отношении Украины, как ЕС – жестко прагматично, урывая лучшие куски, создавая производства, замещающие то, что поставляет в Россию Украина, и совсем не заботясь, как же будут жить в «сестре» ее граждане.
И при этом и первые, и вторые, и третьи сопровождают свои деяния прекрасными и звучными словами и лозунгами о любви «к такой прекрасной младшей сестре». Эффект от такого подхода налицо – сегодняшняя ситуация...
А что делать Украине? А черт ее знает. Вчера в Киеве на международном форуме «Векторы развития Украины через интеграцию. Европа. Азия. Евразия», организованном Институтом русского зарубежья, я услышал шикарный анекдот, полностью соответствующий нынешней украинской неопределенности в выборе: если ты лежишь в постели между красивой и любимой девушкой с одной стороны и геем – с другой, то к кому из них повернуться спиной?
Нынешняя и все предыдущие власти в Украине старательно и последовательно ставили Украину именно перед таким выбором, когда надо было выбирать, что потерять – либо любимую девушку, либо неприкосновенность, пардон, сфинктера.
А вот чтобы работать на равных и Россией, и с ЕС, используя давно забытые принципы кооперации и разделения усилий, так для этого не хватало ни ума, ни воли. А ведь это так просто: кооперируйся с кем угодно там, где взаимовыгодно, и разделяй свои и чужие интересы, если речь идет об интересах твоей страны и об их защите...
...В итоге Украина перемудрила с выбором и может еще намудрить так, что в описанной выше ситуации так и останется лежать между красавицей и геем без выбора. И от безысходности займется рукоблудием. Сомнительное удовольствие, может быть, и получит, но вот «детей» – результатов и успехов – точно не будет...
Владимир Скачко, Версии
Комитет