Ход нынешних переговоров Украины с ЕС парадоксально точно напоминает диалог незабвенного Остапа Бендера с монтером Мечниковым из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Решение дилеммы «утром деньги – вечером стулья» или «утром стулья – вечером деньги» – так сегодня выглядит активность дипломатии официальных Киева и Брюсселя.
Действительно, позиция украинской власти сегодня поменялась от эйфории евроинтеграции в сторону прагматизации взаимоотношений с ЕС. На Олимпе украинской власти осознали потери, которые может понести государство в случае подписания соглашения об ассоциации. Однако при этом украинское руководство надеется получить от европейцев финансовую помощь «за верность идее евроинтеграции».
По словам М. Чечетова, «решение любого вопроса имеет цену… Вот сейчас в цифрах скажу, когда Польша интегрировалась, Европа списала 75 млрд долга и после этого еще 75 млрд дала. Польша же меньше Украины! Мы посчитали, Николай Азаров озвучил цифру – нам, чтобы успешно интегрироваться в Европу, нужно 160 млрд долларов… На сегодняшний день не то что 160 млрд долларов не дают, они не могут даже погасить ущерб, нанесенный решением Юлии Тимошенко относительно подписания газового договора, – 20 млрд долларов».
Выглядят ли подобные предложения реальными? Они совершенно не учитывают финансовое положение ЕС. В нынешней кризисной ситуации европолитики не готовы доказывать своим избирателям необходимость грандиозных финансовых вливаний ради спасения намеревающейся ассоциироваться с ЕС украинской экономики. С конца прошлого десятилетия страны ЕС находятся в состоянии экономической стагнации (застоя). Их экономики не обеспечивают прироста ВВП даже на скромную величину в 3% в год.
При этом расчет компенсации суммы потерь, предложенный премьером Н. Азаровым в 160 млрд евро, составляет гигантскую сумму для ЕС. Расходная часть бюджета ЕС на 2013 год была установлена в сумме 132,84 млрд евро. Следовательно, претензии украинской власти на компенсацию потерь отечественной экономики от сокращения товарооборота с Россией выглядят абсурдно, поскольку превышают финансовые возможности общего бюджета ЕС.
Германия продолжает оставаться лидером по перечислению налогов в объединенный бюджет Евросоюза. Позиция немецкой стороны в переговорном процессе по заключению ассоциации ЕС с Украиной остаётся довольно веской. А. Меркель заявила 18 ноября, что «пока не видно, чтобы Украина была готова создать предпосылки для возможного подписания». Камнем преткновения по-прежнему остается вопрос освобождения Ю. Тимошенко.
По-видимому, немецкая сторона считает, что после выполнения этого условия украинская власть будет крайне восприимчива к любому давлению со стороны ЕС, поскольку уступка в этом принципиальном вопросе будет расценена как стратегическая победа Брюсселя и проигрыш официального Киева. Согласие на освобождение Тимошенко даст в Европе старт рассуждениям политиков на тему недемократичности украинского режима и необходимости его смены.
Логика ситуации со стороны европейцев следующая: если лидера оппозиции освободили из заключения под нажимом ЕС, следовательно, это подтверждает правдивость версии по поводу политического характера её пребывания в тюрьме. Европейские политики при таком исходе примеряют на себя мантию «борцов за демократию», отечественным же политикам приходится в экстренном порядке запускать мощный медийный проект, объясняющий избирателям необходимость такой значительной уступки.
Тем не менее, в Германии осознают и то, что прямолинейным нажимом поставленной цели не добиться, поэтому, наряду с «кнутом», стараются использовать и «пряник». В роли последнего выступило обещание немецкого канцлера помочь Украине в её торговом споре с Россией.
«Я буду в Вильнюсе выступать за то, чтобы ЕС противопоставлял этому давлению (со стороны России) конкретные шансы и фактическую солидарность – будь то возможность сбыта продуктов, которые, например, не разрешают ввозить в Россию, или широкая помощь в разработке системы энергоснабжения», – сказала А. Меркель.
Правда, помощь обещана только в том случае, если официальный Киев подпишет ассоциацию с ЕС. Обратим внимание на то, что меры, предложенные немецким канцлером для «противостояния российскому нажиму», выглядят достаточно расплывчато.
Возьмем для примера возможность сбыта украинских продуктов, которые не разрешены к ввозу в Россию, в странах ЕС. Сами европейцы ранее неоднократно заявляли, что для адаптации украинской продукции к европейским техническим регламентам потребуется значительное время.
Судя по риторике, например, П. Порошенко, он в данный момент не уверен в возможности широкого проникновения продукции Roshen на европейский рынок. По словам депутата, «если прибыль – это та цена, которую необходимо платить за евроинтеграцию Украины, то я готов платить эту цену и терпеть огромные убытки».
Очевидно, что это отнюдь не «романтический жест» в поддержку идеи евроинтеграции Украины, а начальный шаг реализации сценария по обвинению России в потере сотрудниками Roshen своих рабочих мест вследствие значительного сокращения поставок продукции на российский рынок.
Кстати, именно этот способ может быть использован в работе с избирателями Юго-Востока Украины, недовольных ростом безработицы на промышленных предприятиях из-за разрыва кооперационных связей с российскими партнерами. Украинскую власть начинает беспокоить появление в рядах правящей партии и парламентской фракции ПР лобби промышленников и предпринимателей из Донбасса, рупором которой стал нардеп В. Ландик. Он серьёзно обеспокоен тем, что «у нас сегодня огромные проблемы с Россией, Казахстаном, куда мы отгружаем более 50% продукции».
По словам регионала, выходом из ситуации могло бы стать перенесение подписания Соглашения об ассоциации с ЕС на один год.
Украинское руководство вынуждено реагировать на подобные настроения представителей финансово-промышленных групп. Это выражается в активизации консультаций с российской стороной. Стоит, однако, отметить, что о кардинальной смене вектора (отказ от евроинтеграции в пользу вступления в Таможенный союз) пока не говорится. Кабмин Украины по-прежнему надеется задействовать для спасения экономики межгосударственные механизмы договора о зоне свободной торговли в СНГ.
В Европе же тактика украинской власти, направленная на получение крупной финансовой помощи от ЕС, уже успела вызвать осуждение. Глава представительства ЕС на Украине Ян Томбинский подчеркнул, что «смысл ассоциации заключается не в том, чтобы купить Украину, а в том, чтобы помочь ей стать лучшей страной, скорее инвестировать в Украину, быть ее партнером, а не покупать ее».
Другими словами, европейский дипломат дал понять украинскому правительству, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Всевозможные же уловки европейских политиков вроде обещаний препятствовать давлению со стороны России выглядят не более чем попытка «развеять опасения» украинского руководства накануне встречи в Вильнюсе. Трудно рассчитывать на то, что та же Германия в ущерб своим производителям широко распахнет рынки для украинской шоколадной продукции или в отместку «Газпрому» откажется от совместно эксплуатируемого «Северного потока».
Практика показывает, что время иллюзий и несбыточных обещаний уходит, оставляя место серьёзным и ответственным решениям. Вопрос сегодня стоит в плоскости спасения украинской экономики. Ключ к нему – полноправное участие Украины в ТС и вхождение в евразийское экономическое пространство.
Дмитрий Богатырев, Русское Единство
Комитет