Версия для печати
БИЗНЕС
УКРАИНСКИЕ ЗАВОДЫ НАЧАЛИ МАССОВЫЕ СОКРАЩЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
Из-за частичного закрытия российского рынка украинские заводы начали массовые сокращения персонала
Сегодня стало совершенно очевидно, что независимость Украины в экономическом контексте является лишь политическим мифом. Это наглядно показали небольшие «репетиционные» протекционистские меры России и Таможенного союза последних месяцев. Несмотря на то что показательная акция «Что будет при ассоциации с ЕС» носит лишь локальный и выборочный характер, украинская промышленность отреагировала на нее болезненно. Уже 56 крупных заводов объявили или приступили к сокращениям персонала и урезанию своих инвестпрограмм. Владельцы и топ-менеджмент предприятий признаются, что причина именно в проблемах на российской таможенной границе. Все компетентное научное и экспертное сообщество, в том числе Национальная академия наук Украины, комплексно изучившее соглашение об ассоциации (его, кстати, в открытом доступе нет и на Украине, даже среди депутатов Верховной рады мало кто читал 1000-страничный текст договора), предупреждало, что хозяйственные связи отечественной промышленности до сих пор более чем на 80% зависимы от российского рынка и кооперации в рамках СНГ.
В докладах также четко указывалось, что в большинстве отраслей украинские товаропроизводители недостаточно конкурентоспособны для качественного освоения европейских рынков, а объем инвестиций, необходимый для технологического рывка и достижения необходимого уровня конкурентоспособности составляет 160% ВВП – совершенно фантастическая сумма для хронически дефицитного бюджета Украины. Также в выводах исследователей содержался прогноз о затяжной рецессии в случае фактического закрытия рынков Таможенного союза. Но, видимо, политическая элита страны преследует цели не благосостояния народа, не экономического развития, а какие-то политические. Потому что вопреки логике и здравому смыслу Киев демонстративно развернулся на Запад и все же пошел на ассоциацию с Евросоюзом. Украинские товары включены в особую группу риска, а сертификаты соответствия, по которым украинские товары имели режим наибольшего благоприятствования в России, просто перестали принимать. Режим жесткого досмотра действовал всего неделю, а затем перешли в режим «особого внимания». Роспотребнадзор нашел несоответствие требованиям безопасности для здоровья потребителей у некоторых украинских продуктов питания, в том числе кондитерских изделий. Проблемы с экспортом в Россию начались и у предприятий тяжелой промышленности – металлургии, машиностроения и химической промышленности. Например, контролируемая Ринатом Ахметовым группа «Метинвест» заявила о финансовых потерях, связанных с усилением контроля на российской таможне. Как сообщило руководство компании, речь идет о массовых проверках подлинности сертификатов происхождения металлопродукции, импортируемой с Украины, с последующей ее отправкой для экспертизы в Москву, которая может продлиться и два месяца. К резкому сокращению инвестпрограммы и сокращению персонала вынужден прибегнуть винодельческий холдинг Inkerman International, один из крупнейших производителей вин в Украине. «Группа компаний Inkerman International подтверждает, что машины с продукцией действительно не могут пройти таможенный контроль российской стороны и вынуждены оставлять товар на складах временного хранения», – сообщили в пресс-службе холдинга. По ее данным, российская сторона не принимает таможенные декларации компании. «Дмитрий Фирташ останавливает "Сумыхимпром". Также Фирташ остановил выпуск карбамида на северодонецком "Азоте". Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предположить, что на этих предприятиях грядут сокращения. Естественно, если остановится предприятие с большим количеством трудящихся, например "Черкассыазот" – 4,5 тыс. человек, – понятно, что даром им платить зарплату никто не собирается, если предприятие не работает», – отметил председатель Профсоюза работников отрасли земельных отношений Дмитрий Филипчук. Представитель профсоюза рассказал, что в текущем году на Украине прошли массовые сокращения сотрудников на таких предприятиях, как аэропорт Борисполь, Днепропетровский трубный завод, «Укртелеком», Криворожский металлургический комбинат, ГП «УВК "Немиров"», кировоградский завод «Радий». Сейчас остановлено производство и есть вероятность сокращений сотрудников на заводах «ЗАЗ», меткомбинате «Запорожсталь», меткомбинате имени Ильича. Филипчук отметил, что случаи массовых увольнений на предприятиях украинских олигархов стали систематическими, что требует активизации работы профсоюзов по защите прав наемных работников. При этом, по информации предприятия, какие-либо разъяснения причин задержки документов РФ не предоставляет. Сотрудников крупного украинского предприятия временно отправили в неоплачиваемые отпуска. Отметим, что только за прошлый год ХТЗ произвел 1653 трактора, выручка харьковского завода составила 635 млн гривен. По сравнению с сентябрем 2012 года выпуск легковых автомобилей в прошлом месяце уменьшился на 40,8%, до 3,4 тыс. единиц. В январе–сентябре 2013 года также сократилось производство грузовых автомобилей к январю–сентябрю 2012 года на 45,8%, до 1,25 тыс. единиц. При этом в сентябре 2013 года производство грузовых автомобилей сократилось по сравнению с сентябрем прошлого года на 0,7%, до 146 единиц. Производство легковых автомобилей на Украине в январе–августе 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года сократилось на 45,9%, до 26,6 тыс. единиц. «Единственной причиной тому является экономическая ситуация в вагоностроительной отрасли СНГ в целом», – пояснил он. Однако он не уточнил почему-то, что все четыре крупнейших вагоностроительных завода в России не только не испытывают проблем со спросом на свою продукцию, но и планируют расширение производства. На заводах им. Егорова и Мытищинском никаких сокращений не планируется, а, наоборот, растет штат сотрудников. Придумывать отговорки он, в отличие от своего коллеги, не стал и основной причиной такого решения он назвал применение Россией протекционистских мер в отношении продукции украинского вагоностроения, что привело практически к полному закрытию российского рынка. СВЗ и КВСЗ до 80% грузовых вагонов поставляют на экспорт, преимущественно в Россию. Падение спроса на эту продукцию с третьего квартала прошлого года привело к тому, что за девять месяцев 2013 года СВЗ сократил производство почти на 40% и более чем на 50% в третьем квартале. Напомним, в августе Федеральная служба по надзору в сфере транспорта России (Ространснадзор) запретила эксплуатацию 292 полувагонов производства КВСЗ. Это случилось после того, как в Приволжье произошла авария грузового поезда из-за излома боковой рамы. Скорее всего, это еще одна протекционистская мера на ведомственном уровне под юридически благовидным предлогом. В результате даже только стартовавшая показательная кампания, несмотря на ограниченный и локальный характер, уже привела к росту безработицы на Украине на 6%, а общий показатель безработицы по международной классификации в сентябре 2013 года составил 9% и имеет отчетливый тренд к росту. Среди молодежи занятость катастрофически низкая, почти на уровне Греции преддефолтного периода. По данным министерства труда и социальной политики, почти каждый пятый украинец (19%) в возрасте от 15 до 24 лет нигде не работает и не учится. Трудно представить, что будет с украинской экономикой и, соответственно, социально-экономической обстановкой, если после вступления в силу соглашения Украины с ЕС Таможенный союз примет защитные меры протекционизма на системном уровне и юридически уравняет украинские товары с европейскими. Сергей Тихонов, Эксперт Версия для печати Обсудить на форуме (0) |