Перефразируя известное изречение о том, что какая страна, такие и теракты, можно сказать: какая страна, такой и бизнес. Она (страна) издевается над теми, кто начал свое дело, постоянно меняя правила игры, не давая гарантий, что бизнес не отнимут, и не позволяя работать честно. Он (бизнес) в ответ травит народ некачественными продуктами, подсовывает опасные товары и всеми силами уклоняется от уплаты налогов. Поэтому, когда с большим апломбом в Раду был вынесен «проевропейский» закон об упрощении открытия бизнеса, это выглядело как макияж покойнику...
Сам законопроект, может, и не стоил особого внимания, тем более что Верховная Рада приняла его только в первом чтении, но лично у меня вызвала умиление фраза из пояснительной записки, что цель документа – «улучшение позиций Украины в международных рейтингах относительно инвестиционной привлекательности экономики и легкости ведения бизнеса в государстве, в частности, в рейтинге Doing Business».
До улучшения позиций в Doing Business, где мы пристроились аккурат между цивилизованным миром и дикими африканскими странами, нам как ползком до Пекина. И никакие художественные измышления вроде «осуществления государственной регистрации юридических и физических лиц путем передачи файла с изображением, QR-кода и с использованием IT-технологий и мобильной связи» нашу репутацию не спасут. Особенно учитывая, сколько лет и с каким старанием мы ее паскудили в глазах окружающего мира.
Итог – налицо: по экспертным оценкам, приток прямых иностранных инвестиций в экономику Украины по итогам 2013-го может не дотянуть до $4 млрд. Это меньше результатов 2012-го ($6,013 млрд.) и 2011-го ($6,480 млрд.).
При этом следует учитывать, что почти 70% так называемых инвестиций, по данным экспертов, приходят с Кипра. А значит, они никакие не иностранные, а наши, родные, просто надежно запрятанные в нычках на оффшорном острове. Который, впрочем, уже не оффшорный, и нычки там «накрылись медным тазом».
Если смотреть правде в глаза, то мы строим совершенно африканский вариант монокапитализма. Это когда все, что есть в стране, принадлежит исключительно своим. И только на нескольких крупных рудниках роются транснациональные гиганты. В Африке это De Beers на алмазных копях, у нас «три богатыря» – ExxonMobil, Shell и Chevron на сланцевых месторождениях.
В подтверждение этому тезису приведу статистику. Доля иностранного капитала в украинских банках к сентябрю упала до самого низкого уровня за последние годы. Если с 2008-го по 2012-й доля иностранного капитала в украинских банках росла и на 1 января 2008 года она составляла 35%, то на начало прошлого года – 41,9%. А сейчас сократилась до 33,8% (-5,7% за месяц).
Плохо это или хорошо? С одной стороны, я бы сказала, правильно. В самом деле, что им тут делать в таком количестве? В Украине вообще ненормальная ситуация с банками: их слишком много. В стране насчитывается 176 банков и 20 тыс. банковских офисов. То есть на 100 тыс. человек приходится 43 банковских офиса. Это рекорд даже для Европы.
Кстати, замечено – чем беднее население страны, тем более развита его ростовщическая инфраструктура: банки большие, средние и малюсенькие, ломбарды, кассы помощи, частное ссуживание и прочее.
Когда с приходом к власти Виктора Ющенко сюда «ломанулись» банковские учреждения мира, с тем чтобы перепродавать ЗДЕСЬ дешевые иностранные ресурсы, взятые ТАМ, никакого намека на развитие экономики это движение не содержало. Ну, слегка поддержало ипотеку. Хотя больше взвинтило спекулятивные цены на жилье. И как только все встало на свои места, пузырь сдулся.
Поэтому горевать по поводу того, что из Украины уходят банки, мне кажется, не стоит. Точно так же, как не вызывала прощальных слез срочная эвакуация западных спекулянтов, наживавшихся на пирамиде ОВГЗ, построенной Ющенко в 90-е годы, когда он возглавлял Нацбанк. Что тогда, что сейчас – все это не те инвестиции, которые нужны Украине.
Нет желания плакать и по поводу фиаско некоторых розничных сетей: IKEA так и не зашла, Praktiker зашел и вышел, и т. п. Они не стали жертвами коррупции или рейдерства, просто у них не получилось задавить конкурентов на нашей территории. Ибо, скажем объективно, тот же «Эпицентр» по ассортименту и всему прочему круче Praktiker.
Но огорчает, что иностранных инвестиций и просто банального интереса нет к производственной сфере в Украине. Никто не строит у нас новых фабрик, не создает рабочих мест, не заводит в страну новейшие технологии. Хотя квалифицированной и недорогой (как мы привыкли себя оценивать) рабсилы у нас навалом. Да и налоговый климат достаточно щадящий по сравнению с той же Европой.
Немного иностранного бизнеса присутствует в табачной индустрии (он пришел туда еще в ранние 90-е), на рынке АПК и в сельхозпереработке, немного – в стройматериалах. Гостиничный сектор как будто привлек к себе зарубежный капитал, но как только власть поменяла свои же условия, попытавшись отменить 10-летний льготный период, все сразу ушли. И это, пожалуй, все.
Для Украины такая ситуация ужасна, ибо, говорят эксперты, если сохранится нынешняя динамика сокращения внутреннего производства, к 2022 году из розничной торговли полностью исчезнут непродовольственные товары украинского производства. Россия собирает телевизоры и автомобили всех ведущих брэндов в мире, а мы разливаем подсолнечное масло в бутылки и страшно этому радуемся, полагая, что нашли, наконец, свое место в мировой системе разделения рынка труда.
Как-то незаметно умерла сфера производства бытовой техники, которая вроде бы пыталась что-то делать. Практически ликвидировалось производство обуви. Близка к смерти легкая промышленность в целом.
С одной стороны – это тлетворное влияние ВТО (о чем у нас не принято говорить) и того, на каких условиях мы туда вступили. С другой – производство обуви никогда не было нашим «коньком». Но опять-таки были бы инвестиции, может, и наша хваленая рабсила пригодилась бы и начала делать конкурентоспособную продукцию. Однако инвестиций нет и неизвестно. Почему?
Потому что в Украине вкладывать деньги куда-то, кроме торговли в Киеве и крупных городах, – это идти на колоссальный риск. Производственная инвестиция может не окупиться вообще. Может окупиться, но в тот момент, когда на горизонте появятся очертания рентабельности, бизнес могут просто забрать: хозяина выкинуть, а менеджмент оставить. И ничто – ни суд, ни прокуратура, ни публичная огласка не защитят первоначального собственника от наступления более сильных «захватчиков». А кто же враг себе, чтобы тратить деньги, время и нервные клетки, на раскрутку того, что будет кормить кого-то другого?
К тому же, как правильно отмечает аналитик Глеб Простаков на страницах журнала «Корреспондент», написавшего, что некоторые иностранные компании продают свои предприятия тут по 1 евро, чужаки не имеют возможности конкурировать с теми, кто сам и устанавливает правила игры.
Конечно, только гиганты типа Shell с их неограниченными бюджетами могут расходовать кучу денег, чтобы ублажать и местных депутатов, и каких-то активистов, и близкую и дальнюю родню этих добрых людей. Простой польский предприниматель, если он попытается наладить тут бизнес по тем правилам, к которым он привык дома, просто прогорит. Потому что не сможет конкурировать с теми, у кого кум в прокуратуре, сватья в суде, работники на теневой зарплате, а главная задача бухгалтера – все время выходить не на прибыль, а на убыток.
Парадоксально, что только мы можем работать в своей стране по нами же установленным извращенным правилам. Иностранцы, как правило, привыкли работать прозрачно. А пока они переучиваются, подстраиваясь под местные традиции, их бизнес прогорает. Посему за последние годы в Украину не зашел ни один крупный частный инвестор, а приток прямых инвестиций за два года сократился со $143 до $132 на душу населения.
Все это, может, и не было бы столь печально, если бы не одно «но»: мы действительно тотально бедная страна, у нас нет достаточного количества средств на развитие бизнеса за свой счет. Это одна из причин того, что из 30,6% соотечественников, которые, по данным Института социологии НАНУ, хотели бы открыть свое дело, только 2-3% делают это в реальности.
Коррупция, рейдерство (кстати, не сейчас придуманное, вспомним «оранжевый период» и творившийся тогда рейдерский беспредел с массовыми атаками бритоголовых на заводы), кумовство, дебилизация решения самых простых вопросов на уровне власти – все это мешает и нашим, и зарубежным инвесторам. А отсутствие достаточного количества денег в 176 банках приводит к недоступности кредитных ресурсов.
Поэтому цель – улучшить позиции в Doing Business и облегчить регистрацию предприятий (не облегчая весь процесс ведения бизнеса) – это, как уже было сказано выше, макияж покойнику. Ничего не изменит, но картинку приукрасит. Судя по тому, что Европа готова брать нас со всеми болячками сразу, такой вариант «прихорашивания» ее тоже устраивает.
Галина Акимова, Версии
Комитет