Версия для печати
ПОЛИТИКА
ЕВРО-2012: СИМВОЛ УТРАЧЕННЫХ НАДЕЖД
Исполнился год, как Украина приняла у себя чемпионат Европы по футболу. Правда, самостоятельно провести «Евро-2012» нашей стране не доверили, приставив в помощь нашего вечного «адвоката в ЕС» – Польшу. Прием на своей территории этого спортивного мероприятия воспринималось в обществе не иначе как карт-бланш на дальнейшую интеграцию страны в Евросоюз. Увы, за 5 лет подготовки к чемпионату Украина ни на йоту не приблизилась к ЕС, не удалось решить «европейский вопрос» и после проведения чемпионата. Максимум, что нам светит, — договор об ассоциации в конце 2013 года.
Украина — не Турция Чемпионата ждали не только по политическим, но и экономическим причинам. Бизнес надеялся, что поток футбольных фанатов из-за границы оживит экономику и, возможно, сделает нашу страну новой туристической Меккой вроде Турции и Египта. Действительно, в рамках проведения чемпионата Украину посетило 1,8 млн. человек. Платежи в государственный бюджет от туристической деятельность в прошлом году выросли почти на 20% – на более чем 1,5 млрд. гривен. На столько же процентов вырос и общий объем услуг, предоставленных отечественными туристическими операторами – до 11,9 млрд. грн. Впрочем, повторить туристический успех прошлого года вряд ли удастся в ближайшее время. Низкий уровень сервиса, завышенные цены — все это отталкивает европейского туриста, избалованного лучшими курортами мира. Доля туруслуг в ВВП страны по-прежнему не превышает 2-2,5%. Недовольными «Евро-2012» оказались все: рестораторы, владельцы отелей, торговцы, производители сувениров и даже пивовары. Вырученная прибыль от туристов и фанатов была гораздо меньше ожидаемой. Европейский покупатель цену деньгам знает, понапрасну «кровными» не разбрасывается. Большинство фанов предпочло остановиться в недорогих хостелах, пить пиво в пабах или просто на улице, есть в неприхотливых заведениях. Жители такой зажиточной страны, как Швеция, вообще разместились в палатках на Трухановом острове, сами готовили себе пищу или питались в фаст-фудах. Такая психология не укладывалась в голове у наших предпринимателей, ожидавших, что европеец будет колесить по Украине, посещать все достопримечательности, питаться в самых дорогих ресторанах, спать только в пятизвездочных отелях, ну и, конечно, покупать, не торгуясь, все сувениры, которые им предложат. Справедливости ради стоит отметить, что такое представление навязывалось обществу в течение последних лет. Телевидение изо дня в день трубило о несусветных прибылях, которые принесет футбольный чемпионат. Пропаганда в СМИ мифа о молочных реках и кисельных берегах Европы принесла свои плоды, ведь три четверти населения Украины никогда не было за границей. Любой приезжий из стран ЕС воспринимается у нас чуть ли не как Рокфеллер. Но европеец оказался скуп и не так богат, как ожидалось. Сколько же заработала Украина? Нацбанк отрапортовал, что европейцы во время «Евро» завезли в Украину около 1 млрд. долларов. По мнению экспертов, сумма несколько меньше — около 800 млн. долларов. И это притом, что Украина на организацию чемпионата потратила 10,4 млрд. долларов, 5,5 млрд. из которых — средства госбюджета. Перспективы бурного туризма и бизнес-активности после «Евро-2012» так и оказались мифом. Большинство фанатов оценило проведение чемпионата на оценку «хорошо», но это не означает, что они собираются приезжать в Украину снова. Не получилось и с инвестиционным дождем. В 2012 году количество иностранцев, приехавших в Украину с культурной, деловой или дипломатической целью, снизилось на 45,7% – до 644,9 тыс. человек. Предприниматели вкладывают деньги туда, где низкие издержки, перспективный рынок и высокая защищенность бизнеса. Решение об инвестировании не зависит от “мальовничості краєвидів” или дружелюбия населения. Не оправдались надежды на позитивный имидж Украины в мировых СМИ. Вплоть до самого чемпионата европейские медиа трубили о коррупции, преступности и расизме в нашей стране. В ходе самого чемпионата мировые медиа подавали в основном позитивную информацию. Теперь в зарубежных медиа вновь мелькают новости об «узнице Тимошенко», «драках в парламенте» и пр. «Стройки века» никому не нужны Власть заявляла о «Евро», как о настоящем инвестиционном буме, который наконец-то положит конец кризису. Мол, государственные инвестиции привлекут бизнес, который начнет вкладывать в туристическую инфраструктуру: отели, бары, туристические комплексы и так далее. Но бизнес откликнулся по-иному. Вместо того чтобы привлекать туристов низкими ценами, владельцы отелей и баров взвинтили стоимость своих услуг в 2-3 раза, рассчитывая таким образом сразу окупить свои расходы на строительство гостиниц и ресторанов. Туристы не «повелись», и подобные заведения остались полупустыми даже в пик чемпионата. Расчет на государственно-частное партнерство не оправдался. Пир во время чумы Государству пришлось финансировать 80% работ по подготовке к «Евро-2012» в основном за счет кредитных средств. За казенные деньги был сооружен железнодорожно-автомобильный мост в Киеве, закуплено 6 скоростных поездов «Хюндай», реконструировано 2 тысячи километров дорог (общие затраты на развитие автодорожной инфраструктуры составили рекордные 3 млрд. долл.) Муниципальная власть закупила 2,5 тыс. единиц общественного транспорта. За счет госбюджета финансировалось строительство взлетно-посадочных полос во Львове, Харькове, Донецке, новых терминалов в аэропортах Киева, Донецка и Львова. Оплатили из казны строительство нового стадиона во Львове, а также масштабную реконструкцию стадиона «Олимпийский» в Киеве. За счет налогоплательщиков проводилось обучение добровольцев, дублировались надписи на английском языке, возводилась новая городская инфраструктура. «Эффективные» частные инвесторы за свои кровные построили лишь 2 стадиона — в Донецке и Харькове, а также профинансировали строительство нового терминала в харьковском аэропорту. Непредвиденные государственные расходы вынудили государство прибегнуть к крайне жесткой бюджетной экономии. Многие статьи бюджета были просто урезаны до лучших времен. Что говорить, если на «футбольные цели» изъяли 200 млн. гривен, предусмотренные на финансирование для киевской больницы «Охматдет». Накануне чемпионата пикетировали мэрию Харькова рабочие промышленных предприятий, требуя выплаты долгов по заработной плате. Задолженность только перед сотрудниками завода имени Шевченко составила 35 миллионов гривен. В тяжелой ситуации оказались завод имени Малышева и Харьковский электромеханический завод. Зато у города хватило средств трижды за год реконструировать дорогу возле стадиона «Металлист». На самих работах, впрочем, государство не экономило. Только по стадиону «Олимпийский» расходы превысили первоначальные оценки в 3 раза! Специально под «Евро» чиновники прописали новые правила проведения тендеров, в которых допускалась закупка товаров и услуг у одного участника. Как следствие, в тендерах чаще всего стали побеждать фирмы, имеющие донецкую прописку, а стоимость объектов стала просто легендарной. Многие помнят, как харьковская мэрия закупила лавочки для одной из станций метро по 8 тысяч долларов за штуку! Одна лавочка обошлась казне по цене недорогого автомобиля. Не имея достаточных средств из государственного бюджета, правительство начало активно занимать деньги за границей. Всего на футбольные цели одолжили 4 миллиарда долларов. Кредитная лихорадка привела к росту и без того большого совокупного государственного долга, который за 2012 год вырос на 9% и составил рекордную сумму – 64,5 млрд. долларов. По внешним долгам Украина должна выплатить в этом году 9 миллиардов долларов. Беспрецедентный рост долговой нагрузки делает и без того шаткую финансовую систему страны очень неустойчивой, ослабляет позиции национальной валюты. Эксперты стали гадать, не повторит ли Украина опыт Греции, где Олимпиада-2004 фактически и решающим образом усугубила экономические трудности, доведя их до преддефолтного состояния, в котором Греция пребывает и поныне. «Потемкинские деревни» еврочемпионата Правительство пыталось оправдать огромные расходы посулами построить инфраструктуру европейского качества. «Да, деньги большие, но все они останутся здесь. Население будет посещать современные стадионы, ездить в транспорте высшего качества, летать через терминалы европейского класса», – обещали чиновники. Итог оказался плачевным. «Европейские» дороги не выдержали и потрескались после первой же зимы, новые терминалы были заполнены лишь частично, либо вообще стали невостребованными. Современный общественный транспорт также оказался мифом. Например, в Харьков под видом новых трамваев завезли чешские трамваи с сорокалетним сроком эксплуатации. Корейские «Хюндаи» пустили по заведомо неприспособленным к движению скоростных поездов рельсам, они оказались не приспособлены под украинские морозы. В результате дорогостоящие поезда стали массово ломаться фактически сразу же после начала эксплуатации. Из-за «корейцев» были отменены удобные и привычные для населения ночные поезда, что вызвало волну возмущения и недовольства среди пассажиров. Еще более грустной вышла ситуация со стадионами. Для такой страны, как Украина, столько подобных современных спортивных объектов оказалось не нужно. Тем более что их содержание ежегодно обходится в 15-25 миллионов гривен. Дошло до того, что львовский стадион вскоре может быть демонтирован. На это в мэрии могут пойти, если не найдут внебюджетное финансирование этого объекта. Местный футбольный клуб «Карпаты» предпочел тренироваться и проводить состязания на своем старом стадионе, развлекательных мероприятий в городе оказалось недостаточно, чтобы оплатить содержание «европейского» объекта. Ищет источники финансирования «Олимпийского» и киевская власть, будучи не в силах совладать с содержанием такого мегаобъекта. Неудача постигла и харьковского бизнесмена Александра Ярославского, потратившего миллиарды на строительство стадиона и аэропорта. Он так и не нашел компромисса с харьковскими властями, что вынудило его продать стадион «Металлист» и сам клуб новоиспеченному «олигарху» Сергею Курченко. Безусловно, в ходе подготовки к «Евро» было построено много полезных объектов, однако их можно возводить без привязки к чемпионату, что позволило бы избежать лишней спешки и нервотрепки. Достаточно посмотреть на пример соседней Белоруссии, где строятся новые стадионы, а дороги в идеальном состоянии без всяких «Евро». «Евротусовки» за счет народа Кто же выиграл от «Евро-2012»? Прежде всего, выиграло УЕФА, заработав рекордные 1,3 млрд. долларов на телетрансляции и продаже билетов. Выгоду получила сама власть. «Успешное» проведение чемпионата правящая Партия регионов возвела себе в заслугу. Мол, смотрите, при «оранжевых» строительство стояло на месте, а мы за 2 года все успели сделать. О том, какой ценой были построены объекты, никто речь не ведет. Главное, что «Украина не опозорилась», «не ударили в грязь лицом перед иностранцами». То, что расходы на чемпионат долгие годы будут висеть тяжким бременем на плечах налогоплательщиков, чиновников не волнует. Теперь власть хочет реализовать новые амбициозные проекты, чтобы заработать экономический и политический капитал и признание на Западе. В 2015 году Украина будет принимать чемпионат Европы по баскетболу. Правительство также намерено побороться за право принять зимнюю Олимпиаду в 2022 году. Но этого оказалось мало! Президент Украины Виктор Янукович в ходе встречи с президентом УЕФА Мишелем Платини заявил о стремлении провести чемпионат мира по футболу! Оплачивать подобные Нью-Васюки вновь придется украинскому налогоплательщику.
Сергей ЧИГИРЬ, ОДНА РОДИНА
Версия для печати Обсудить на форуме (0) |