МУДРОЕ ВСЕГДА
Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов. Томас Карлейл.
Бедность - корень всех беспорядков в стране. Мо-цзы.
  ГЛАВНОЕ СЕГОДНЯ  
ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   ПОЛИТИКА   НАШ ИЗБИРАТЕЛЬ   СУД & ДЕЛО   СЛУХИ   ЗАБОРНЫЙ ЧАТ   ФОРУМ   ГАЛЕРЕЯ   БИЗНЕС  
NED: Имя им Легион

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Чужие в Украине: Дети Грантов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Евреи и создание третьего Рейха

Части: 1, 2
ОБЫКНОВЕННЫЙ СИОНИЗМ

Части: 1, 2, 3, 4, 5
ЕВРЕЙСКИЕ ДИВИЗИИ СТАЛИНА

Части: 1, 2
WIKILEAKS: США О КОМИТЕТЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ ДОНБАССА

Части: 1
Новости@mail.ru:

АНДРЕЙ ЮЩЕНКО – ПЕРСОНАЖ И «ЛЕГЕНДА»
Часть 1 | Часть 2
ФСБ ОБЛИЧАЕТ: ОУН-УПА – ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ

Части: 1, 2, 3
ЙА – БЛОНДИНКО? НЕТ, Я СЕКРЕТАРЬ!

Часть 1 | Часть 2

ЦЕНТР политического прогнозирования UA-PRAVDA





Одесская  Общественная Организация 'Единое Отечество'






Версия для печати ПОЛИТИКА
СЕРБИЯ - ЕС: КРИЗИС ВЗАИМНЫХ ОЖИДАНИЙ

В психологии есть одно продуктивное понятие, которое иногда неплохо работает в сфере политики. Оно формулируется как «кризис взаимных ожиданий» и обозначает ситуацию, когда отношения двух сторон приобретают всё более конфликтный характер, несмотря на проявляемую вроде бы готовность к сближению.

История международных отношений в Европе содержит немало примеров подобного «кризиса взаимных ожиданий»В том, что касается Сербии, стоит вспомнить события начала XX века, непосредственно предшествовавшие Первой мировой войне. Тогда и Сербия, и Россия объективно были заинтересованы в углублении сотрудничества – как финансово-экономического, так и военно-политического. На беспрецедентно высоком уровне находились и личные отношения монархов и политиков двух стран. Однако обе стороны вкладывали в двустороннее партнерство различный, а подчас даже диаметрально противоположный смысл. Сербское руководство рассчитывало, что Россия всемерно поддержит его планы национально-государственного строительства, включавшие в том числе присоединение территорий, которые другие великие державы решили отдать соседям Сербии. Россия же была заинтересована в обеспечении мирной передышки для себя и для своих балканских союзников с тем, чтобы избежать опасных международных осложнений, прежде всего военного характера. Подобная ситуация дважды разрешалась, мягко говоря, не лучшим образом и для России, и для Сербии - сначала Второй Балканской войной 1913 года, а затем мировой войной, похоронившей и тогдашнее Сербское королевство, и Российскую империю.

Сегодня «кризис взаимных ожиданий» затронул отношения Сербии как с Россией, так и с Европейским союзом.

В том, что касается взаимодействия Белграда с Брюсселем, развязка может наступить уже в ближайшие дни. «Дорожная карта» процесса, призванного, по мнению правительства Ивицы Дачича, обеспечить Сербию конкретной датой начала переговоров о ее приеме в ЕС, нарисована достаточно четко. Ближайшее мероприятие на этом пути – встреча Дачича и его косовского коллеги Хашима Тачи вечером 20 июня в Брюсселе под присмотром отвечающей за внешнюю политику и политику безопасности в ЕС баронессы Кэтрин Эштон. Стороны должны попытаться выйти из того «тупика», в который, по их собственной оценке, они зашли в предыдущие дни. Во всяком случае, бывший посредник на переговорах по Косову Вольфганг Ишингер дал понять, что «настроен скептически» даже в отношении способности Дачича и Тачи прийти к соглашению по реализации апрельских договоренностей.

Следующая остановка евроэкспресса для Сербии – доклады самой Эштон и всей Еврокомиссии. Тексты данных документов подготовлены и могут быть представлены уже в пятницу 21 июня – разумеется, с учетом их адаптации к итогам переговоров Дачич - Тачи. [4] В тот же день 21 июня дипломатические представители стран-членов Евросоюза начнут в Брюсселе консультации по поводу оценки «прогресса в нормализации отношений» Белграда и Приштины. На следующей неделе, 25 июня, соответствующие рекомендации обсудят министры иностранных дел. И уже 28 июня последует вердикт саммита ЕС по поводу Сербии.

Схема четкая, последовательная, полностью соответствующая традициям брюссельской дипломатии. И столь же очевидно, что «на выходе» Сербию может ожидать как вожделенная дата, каковой может оказаться и 2014-й, и 2015-й, и 2017-й годы, так и формулировка о том, что Брюссель просто дает «зеленый свет» дальнейшим переговорам с Белградом. Схожая формулировка, к слову, традиционно присутствует в заявлениях европейских лидеров применительно к другим странам-претендентам на вступление в ЕС, например к Албании. Очередной высокий гость из Германии, Италии, Австрии или любой другой влиятельной державы обязательно подчеркнет, что его правительство «решительно поддерживает» стремление Тираны вступить в ЕС. Однако никаких конкретных дат и гарантий данная формулировка не предусматривает. Точно так же, как и начало переговоров, скажем, в 2014-м году отнюдь не означает, что Сербия станет полноправным членом ЕС, допустим, через пять лет после этого. Не стоит питать иллюзий и на тот счёт, что Сербии удастся в ходе официальных переговоров с Брюсселем обойти вопрос о юридическом признании Косова. Евросоюзу политически и экономически вполне хватает проблем с разделенным Кипром.

Именно так, если судить по поступающей информации из Брюсселя, ситуация видится руководству Евросоюза. И изменить подобное видение сербскому правительству не удастся. Конечно, можно продолжать подчеркивать важность дальнейших взаимных уступок, но проблема в том, что для Евросоюза уступки Белграду являются техническими и «обратимыми», а для Сербии - принципиальными и необратимыми.

Что же касается нынешнего развития отношений Сербии и России, то и здесь ситуация развивается по канонам «кризиса взаимных ожиданий». Москва ожидает от Белграда активизации двустороннего торгово-экономического сотрудничества, более доверительных и прозрачных политических отношений, четкого выполнения прежних обязательств в энергетической и других ключевых сферах. Сербская же сторона, явно переоценивая собственные силы, подчас пытается использовать Россию в качестве элемента поддержки (а то и шантажа) в своих взаимоотношениях с Евросоюзом. Конечная цель подобной игры для Сербии выглядит заманчиво: одновременно получить членство в ЕС, российские кредиты и энергоресурсы по льготным ценам и сохранить международно-правовую юрисдикцию над Косовом. Только по силам ли Белграду такое? Успешно осуществлять столь всеобъемлющие комбинации могла в своё время разве что Великобритания с её политикой «блестящей изоляции». Для Сербии же понятие «изоляция» исторически имеет совсем не блестящий привкус. Игра Белграда на противоречиях России и ЕС какое-то время ещё может продолжаться, но риск получить на выходе нулевой результат всё возрастает. И «нулевым» этот результат тогда окажется как для самого Сербского государства, так и для косовских сербов.

Источник: Петр ИСКЕНДЕРОВ, «ФОНД СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Комитет




Версия для печати Обсудить на форуме (0)
Nick: Сообщение:
НОВОСТИ
Понедельник, 18.03
Воскресенье, 17.03
Среда, 06.03
Четверг, 29.02
Среда, 28.02
Вторник, 27.02
Суббота, 24.02
Вторник, 20.02
Понедельник, 19.02
Среда, 14.02
Среда, 29.11
Вторник, 21.11
Понедельник, 20.11
Пятница, 17.11
Среда, 15.11
Вторник, 14.11
НАШ ОПРОС
КАКОЕ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ПОЛУЧИТЬ?
Российское
Израильское
Американское
Не хочу получать
Я гражданин только своей страны
Не скажу
Ваш вариант
Любое, только не украинское

©komitet.net.ua, 2006